Велосипедный путеводитель по Исландии
|
Автор выражает надежду, что нынешний российский кризис |
Вот уже несколько лет как Исландия популярна среди российских велотуристов — ежегодно по этой стране совершается несколько походов нашими соотечественниками. Однако в общей массе туристов россияне практически незаметны, бал в Исландии правят французы, немцы и другие европейцы. Причем в Исландию едет и стар, и млад — достаточно привести в пример троих французских пенсионеров, которые в 2014 году приехали в страну для полуторамесячного велопохода.
После трёх походов по Исландии в 2011, 2012 и 2014 годах, фотографиями с которых завешана почти вся спальня, я решил обобщить свои впечатления об этой суровой и красивой стране, чтобы будущие поколения велотуристов могли воспользоваться имеющимся опытом для своих походов. Сразу нужно сказать, что Исландия много дает велотуристу, но и требует многого взамен: грамотной подготовки, выносливости и немалой психологической устойчивости.
Зато по завершению похода у всех участников останутся яркие впечатления, красивые фотографии и ощущение приобщенности к таким местам, которые очень редко можно встретить на Земле. Если мыслить глобально, то исландские пейзажи нельзя назвать абсолютно уникальными — подобные картины можно увидеть на Камчатке и в других вулканически-активных регионах. Однако Исландия находится лишь в 4 часах полета от Санкт-Петербурга, очень удобна для велопутешественников и в высшей степени безопасна.
Но никто не обещает, что поход будет легким: многие дороги в стране тяжелые даже по российским меркам (европейцы от них просто в ужасе), а исландский климат — весьма суров и непредсказуем, есть даже поговорка: «Если вам не нравится погода в Исландии — подождите 5 минут, и она станет еще хуже». Впрочем, дело того стоит.
Основные факты:
|
|
Исландия расположена на стыке Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана, чуть-чуть южнее Северного полярного круга, который проходит через небольшой островок Гримсей в 40 км к северу от Исландии. Это одна из наименее плотно населенных стран мира (3,1 чел./км2 в среднем по стране, до 0,58 чел./км2 в отдельных регионах) причем для жизни пригодно не более четверти территории. Парадоксально, что на многих маршрутах от людей будет не протолкнуться — всё это такие же туристы, как и вы.
Обитаемые площади Исландии (низины и долины) располагаются только по береговой линии, в частности, на юго-западе страны, где в районе столицы — Рейкьявика — проживает две трети населения страны. Центральное плато пустынно и необитаемо, дороги по нему непроходимы большую часть года, хотя очень интересны для организации сложных велопоходов. Для выпаса скота используются всего 12% площади острова и лишь 1% — для земледелия, что определяет очень высокую стоимость продуктов.
Известно, что до X века леса покрывали 30-40% площади острова, однако сейчас леса (точнее, деревья выше 2 метров) занимают лишь 2% территории, идет программа их искусственного возрождения. Старые исландские леса сохранились лишь в нескольких национальных парках, поэтому костры в стране жечь просто не из чего.
Для Исландии характерна высокая вулканическая и геотермальная активность. На территории острова расположено большое количество действующих вулканов, гейзеров, горячих источников. Из-за расхождения тектонических плит на острове периодически происходят извержения вулканов и землетрясения. Помимо вулканов, опасность представляют прорывные ледниковые паводки (йоукюльхлёйп), грозящие разрушением прибрежной инфраструктуре, мостам и дорогам. С одной стороны, эти особенности служат причиной высокой привлекательности страны для туристов, а с другой — могут доставить вполне реальные неприятности в походе, вынудив срочно менять маршрут.
Около половины площади Исландии представляет собой лавовую гористую пустыню, образовавшуюся в результате извержений вулканов. Высочайшая точка острова — 2109 м над уровнем моря, однако не стоит недооценивать исландские высоты — здешние горы уносили жизни людей. 11% площади страны покрыто четырьмя крупнейшими ледниками (Ватнайёкудль — 8300 км2, Хофсйёкудль — 925 км2, Лаунгйёкудль — 953 км2 и Мирдальсйёкюдль — 695 км2) и несколькими менее крупными.
Благодаря влиянию Гольфстрима, климат Исландии характеризуется дождливым холодным летом и теплой, но ветреной и снежной зимой. Так, в Рейкьявике средняя температура июля — 11 °C, января — 0 °С. Юг и запад страны отмечены большим количеством осадков. В то же время, редкое лето обходится здесь без снегопадов и заморозков в центре страны, а вечные снега в северных районах встречаются даже на уровне моря.
В силу отделённости Исландии от материковой Европы, исландский язык сохранил максимальное сходство с древнескандинавским, современный носитель языка может свободно читать тексты 1000-летней давности. Исландский народ соблюдает языковую чистоту, так что в языке очень мало заимствований, а новые слова образуются из старых, иногда полузабытых и неиспользуемых. Например, слово rafmagn («электричество»), буквально означает «янтарная энергия», а слово sími («телефон») исходно означало «длинная нить».
По сравнению со стандартной латиницей, в исландской письменности отсутствуют буквы с, q, w, z и присутствуют á (читается как «ау»), é («ье»), ð («д»), í, ó («оу»), ú, ý, þ («т»), æ («ай»), ö («ё», «ёй», «э», «эй»).
Некоторые другие неявные правила передачи букв: au — «ёй» или «эй» в начале слога, ll — «дль» или «дл» перед гласной, х — «хс». Подробнее здесь.
По стране можно свободно путешествовать со знанием английского языка: большинство исландцев говорит по-английски (но иногда не так хорошо, как хотелось бы), почти всё важное (кроме еды) дублируется на английском.
При общении с людьми надо понимать, что большая их часть — такие же туристы, как и вы, только путешествуют на автомобилях и автобусах. Вполне приветливые, помогут советом или даже транспортом, если это им не будет в тягость (одно дело перевезти через зону песков или глубокий брод одного велосипедиста, и совершенно другое — восьмерых). Но все же помните, что они здесь тоже на отдыхе, и неправильно ожидать и уж тем более требовать от них каких-либо Поступков. При езде по популярным маршрутам придется привыкать к тому, что вас будут постоянно фотографировать автомобилисты (лишь бы не бибикали), особенно в сложные моменты, вроде пересечения бродов.
Сами исландцы тоже достаточно приветливые и позитивные, наверно, как и другие западно-европейцы. Но они явно считают, что покуда вы способны катить велосипед, отвлекать вас не нужно — по опыту, в горах даже в самых невыносимых погодных условиях (сбивающий с ног шторм, околонулевая температура, хлещущий ливень) автомобили проносятся мимо совершенно хладнокровно. Зато стоит сесть на обочину для перерыва на обед — сразу начинают останавливаться (как в Финляндии). Помните, что вы здесь — одни из неисчислимого множества туристов, и нельзя ожидать такого же уровня приветливости и гостеприимства, как в кавказских странах. Возможно, это даже к лучшему.
Исландия — страна небогатая и обделенная природными ресурсами, но свободная и безопасная. Здесь крайне низкий уровень преступности, Исландия борется за первое место в мире в рейтингах по безопасности. В исландских кемпингах часто оставляют непривязанные велосипеды хоть на весь день. Побросать велосипеды со всеми вещами и дружно уйти в магазин или на экскурсию — тоже в порядке вещей. Интересно, что в магазинах касса зачастую находится где-то в углу и совершенно не загораживает дорогу к выходу. Однако и на старуху бывает проруха: пускай в стране есть считанное количество «плохих» людей, все же совершенно расслабляться не стоит, чтобы не попасть в число тех немногих, кто таки стал жертвой воровства.
Здесь мы дадим краткое описание большинства интересных велотуристам достопримечательностей страны. Значительная часть их требует солидного времени для изучения, вплоть до нескольких часов ходьбы по горам, а некоторые достойные посещения места доступны лишь на водном или воздушном транспорте (например, на дневках).
К сожалению, в рамках одного похода удастся увидеть только небольшую часть достопримечательностей (мы за 3 похода увидели лишь половину из списка), а подробно изучить — еще меньше. К сожалению, зачастую погода стоит такая, что трата хотя бы получаса времени на осмотр кажется непозволительной роскошью, также многие интересные места находятся на достаточно длинных ответвлениях, откуда придется возвращаться обратно на маршрут. Благо, зачастую ненужный участок пути можно проехать на автобусе.
Это наиболее известная, заезженная и посещаемая туристами часть Исландии. Здесь сильная вулканическая активность, что определяет «лунные» ландшафты и специфику достопримечательностей.
Один из наименее населенных и посещаемых регионов Исландии. Здесь практически нет вулканической активности, зато огромное количество зелени и птиц. Телеобъектив для фотоаппарата здесь совершенно не помешает. Пейзажи, в целом, нехарактерны для «классической» Исландии — десятки утопающих в зелени фьордов, разделенных невысокими, но крутыми горами.
Достаточно плотно населенный регион к северу от столицы со слабой вулканической активностью, развитым сельским хозяйством и красивыми ландшафтами. Но достопримечательностей здесь не очень много.
Этот регион можно назвать «Исландией в миниатюре» — здесь есть и бескрайние луга, и красивые фьорды, и мощные водопады, и безжизненные пустыни, и геотермальные зоны. Север страны считается одним из лучших мест для активного отдыха в Исландии.
В южной части Исландии доминируют ледники Мирдальсйёкюдль и Ватнайёкюдль, определяющие основные достопримечательности региона. На юге практически нет естественных бухт, а берега часто пустынны, поэтому рыболовство там не развито. На востоке страны мы снова видим фьорды, но этот регион еще более «дикий», чем Западные фьорды, и дорог здесь очень мало.
Центр Исландии формально принадлежит сразу к нескольким регионам (Северо-востоку, Северо-западу, Западу, Югу и Востоку), но фактически это совершенно обособленный регион с закрытыми зимой и сложно проходимыми летом дорогами (часто тупиковыми), невероятными лунными ландшафтами, ледниками и бродами. Сложность этого региона для туризма с лихвой окупается получаемыми впечатлениями. Велопоходы по центру Исландии систематически занимают призовые места на конкурсе Велопуть.
Климат Рейкьявика | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 11,6 | 10,2 | 13 | 14,7 | 20,6 | 22,4 | 25,7 | 24,8 | 20,1 | 16,6 | 13,3 | 12 | 25,7 |
Средний максимум, °C | 2,5 | 2,8 | 3,4 | 6,1 | 9,7 | 12,4 | 14,2 | 13,6 | 10,9 | 7 | 4,2 | 3,1 | 7,5 |
Средняя температура, °C | 0 | 0,1 | 0,6 | 3 | 6,6 | 9,5 | 11,2 | 10,7 | 8 | 4,4 | 1,9 | 0,6 | 4,7 |
Средний минимум, °C | -2,4 | -2,4 | -1,9 | 0,5 | 3,8 | 7 | 8,8 | 8,4 | 5,7 | 2,2 | -0,5 | -1,8 | 2,3 |
Абсолютный минимум, °C | -19,7 | -19,4 | -16,4 | -16,4 | -7,7 | -0,7 | 1,4 | -0,4 | -4,4 | -10,6 | -15 | -16,8 | -19,7 |
Норма осадков, мм | 84 | 86 | 81 | 60 | 53 | 45 | 51 | 67 | 73 | 74 | 80 | 94 | 848 |
Температура воды, °C | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 6 | 8 | 8 | 7 | 5 | 5 | 4 | 5 |
Источник: Погода и Климат, World Climate Guide |
В Исландии большую часть года стоит снежная и очень ветреная зима (ветра свыше 30 м/с дуют около 5% времени), не очень холодная из-за теплого течения Гольфстрим. Высокий туристический сезон (когда работают кемпинги, нормально ходят автобусы и т. п.) здесь продолжается с июня по август, а если вас интересуют самые сложнопроходимые дороги в центре страны, то максимальная вероятность преодолеть их — на стыке июля и августа.
Из хорошего про исландскую погоду можно сказать, что периодически здесь светит солнце. Оно тут действительно жарит, кожа обгорает очень быстро. Без крема от загара вполне возможно получить ожоги II степени. Количество солнца определяется исключительно везением — может оказаться, что весь поход у вас будет хорошая погода, а бывает, что солнце показывают всего пару раз за две недели.
Если день солнечный, то температура на солнце может подниматься выше 25 градусов (но в тени все равно холодно), а если пасмурный, то обычно держится в районе 10-15 градусов, плюс температура падает примерно на 1 градус за каждые 100 м набора высоты. Заморозки летом в Исландии не редкость, в центре страны на высоте порядка 1 км вполне возможно падение температуры до нуля или немного ниже. Также в горах редкое лето обходится без снегопада.
Основная негативная особенность исландской погоды — это ветер, дующий практически всегда при езде по открытому месту или по возвышенности. Увы, большая часть исландских дорог именно такие. К сильному ветру, даже встречному, привыкнуть можно, а вот иногда встречающийся очень сильный ветер вынуждает ехать не быстрее 10 км/ч даже по асфальту, причем ветер может дуть в одном направлении весь день, стихая только к ночи, что может серьезно нарушить ваши планы. Поэтому никогда не помешает продумать запасные варианты маршрутов, с возможной подкидкой на автобусе.
Опасен также сильный боковой ветер — он сдувает либо под колеса автомобилям, либо в кювет. Порывы бывают настолько сильные, что иногда ехать просто невозможно, да и пешехода ощутимо болтает по дороге. В пустыне есть риск попасть в песчаную бурю — за полчаса песок может забить все отверстия на лице, вело-очки сильно не спасают, но с ними хоть как-то можно ехать. Если буря не песчаная, а водяная, то легче от этого не становится... Цитирую сам себя (Западные Фьорды, июль 2014 года):
Поскольку Исландия — это остров среди океана, полноценный шторм с сочетанием очень сильного ветра и очень сильного дождя (когда двигаться по маршруту практически невозможно) — в общем, не такая уж редкость здесь, особенно вне сезона. Поэтому будущим путешественникам надо учитывать возможность подобных катаклизмов и иметь в запасе дни для наверстывания плана. Также здесь не редкость затяжные циклоны, когда под дождем приходится ехать несколько дней (до недели) подряд.
Интересно, что если смотреть статистику, архивы и прогнозы погоды, то может показаться, что в Исландии достаточно мало дождей — чуть ли не меньше, чем в Петербурге. Но это ощущение обманчивое. Конечно, не очень приятно ехать под моросью или мелким дождиком, но в сочетании с сильным ветром и холодом поражающая способность любой влаги в воздухе увеличивается на порядок. Если ветер попутный, то мелкий дождь вы не будете ощущать (но будет очень холодно), а если боковой или встречный, то даже мелкая и практически незаметная в прогнозе водяная пыль может промочить вас до нитки всего за пару часов езды. По результатам трех походов можно сказать, что сочетание водяной пыли и сильного ветра — самая частая причина промокания в Исландии.
Отдельной строкой надо упомянуть вулканическую активность. Все слышали про вулкан Эйяфьядлайёкюдль, но немногие знают, что центр страны с августа 2014 года наглухо закрыт для посещения из-за извержения (фото) вулкана Баурдарбунга, мимо которого мы проезжали в 2012 году. Причем похоже, что дороги в центре так и не были официально открыты всё лето 2014 года (сначала не позволяла погода, потом вулкан). Также иногда случается, что внезапно проснувшийся вулкан вызывает паводковый поток, сносящий какой-нибудь мост — так случилось в 2011 году перед нашим первым визитом. Фотография сделана с информационного стенда на месте нового моста.
На карте показаны практически все значимые дороги страны — асфальтовые (черные) и грунтовые (желтые). Как нетрудно заметить, в центре страны практически все дороги грунтовые. Номер дороги состоит из 1-3 цифр (см. карту в разделе достопримечательностей), однозначная в стране только одна (кольцевая трасса №1), двухзначные — обычные транзитные дороги, а трехзначные ведут по интересным диким местам и иногда заканчиваются тупиками. Буква «F» перед номером означает, что эта дорога непроходима для легковушек и закрыта зимой (в центре страны — до 11 месяцев в году).
Асфальтовые дороги Исландии — отличного качества, хотя практически везде имеют только 2 полосы, за исключением отдельных наиболее крупных и загруженных дорог. Интересная особенность — длинные (до 800 м) мосты через ледниковые реки, обычно имеющие одну полосу движения. Считается, что преимущество у того, кто первым подъехал к мосту. Ощущение того, что по асфальту легко покорить всю страну — обманчивое, на практике сильный встречный ветер может легко поделить планы на два.
Грунтовые дороги в плане покрытия обычно представляют собой грейдер: от вполне гладкого до жуткой стиральной доски. Сложность такой дороги можно оценить по ее номеру: если это просто цифра, то дорога проезжаема на любом транспорте, хотя там может трясти. Если перед цифрой стоит буква «F», то такая дорога намного сложнее — там практически гарантированно будут броды (мосты строят только через особо крупные реки), возможны продолжительные затопления, езда по глубокому песку, крупному гравию или по валунам. Но чем ближе к цивилизации и дальше от ледников, тем менее страшна дорога: броды будут мелеть, теплеть и заключаться в трубы под дорогой.
Если дорожка не имеет никакого номера, то там может быть что угодно, например, колея в пустыне или снежный завал. Наконец, это может быть просто пешая тропа по валунам, где велосипед надо тащить. Из хорошего про местные дороги можно сказать, что в Исландии практически нет грязи, а заболоченные дороги, лесовозки и лесные завалы вообще отсутствуют.
Горки. Несмотря на несерьезные цифры высот, рельеф в Исландии очень ярко выражен, если только не ехать вокруг страны по относительно плоской трассе №1. Внутри страны 15-процентные подъемы в сочетании с сыпучим покрытием попадаются каждые полчаса, а общий рельеф напоминает финский. В то же время, классических гор и перевалов тут нет — только горки и перевальчики с набором обычно не больше 600 метров, в хорошую погоду покоряемые максимум за пару часов. Однако, за исключением особо погожих дней, на перевале практически всегда ухудшается погода, появляются ветер и зачастую дождь, температура заметно падает.
Броды — визитная карточка дорог в центре страны. Они бывают как мелкие, проезжаемые с ходу, так и опасные для одиночек без страховки. Причем их глубина может меняться в разы в зависимости от сезонности, температуры (в теплую погоду ледники тают, воды больше) и времени дня — где у одних было по щиколотку, у других может быть по бедро. При сильном затоплении дорогу закрывают для движения.
Общее правило: броды с прозрачной водой можно проходить сразу, а если вода серая и быстрая, то лучше сначала прогуляться без велосипеда и нащупать безопасный путь, который далеко не всегда проходит по самому широкому месту или по линии дороги. Здесь как раз помогут неопреновые носки, в которых ледяная вода не доставляет особых неудобств. Помните, что даже безобидная на вид речка может внезапно оказаться глубиной по пояс, велосипед оторвет течением от дна, последствия могут быть плохими. Известны даже случаи смертей при пересечении исландских бродов.
Западные фьорды в плане дорог стоят особняком от остальной Исландии. Здесь дорог достаточно много, и они, как правило, хорошего качества. Здесь есть очень много отвороток к разнообразным интересным местам, также маршрут часто можно либо срезать через перевал или мост, либо наоборот удлинить в объезд фьорда. Есть достаточное количество грунтовых дорог, но грязно на них лишь на отдельных участках. В регионе есть пара сложных дорог с начинающимися на «F» номерами, там наверняка можно встретить броды, но прохождение этих дорог совершенно не обязательно.
При езде по Фьордам высотный график представляет собой почти ровную линию на уровне 0-50 метров с частыми «иголками» до 400-600 метров, когда фьорды срезаются через перевалы, а не объезжаются по береговой линии. Каждый перевальчик, пусть и не очень высокий, но весьма крутой — заехать своим ходом с грузом на него нельзя. Снег здесь не редкость даже на нулевой высоте, а в горах есть шанс уткнуться в снежное поле, если ехать не по официальной дороге.
В любом случае, за «официальными» дорогами в Исландии следят, и если на сайте дорожной службы дорога «зеленая», то ехать там вполне возможно. Однако о состоянии горных дорог никогда не помешает справиться у рейнджеров или в туристических точках.
© 2011-2015 Владимир Горбунов (VORON)