Отчет о зимнем велопоходе по озеру Хубсугул.
Монголия - удачное место для зимних походов. Холодов здесь много, а снега - мало. Это создает отличные возможности для езды по льду. К тому же, озеро Хубсугул славится своей красотой, что и предопределило выбор нашего маршрута - в Монголию на Хубсугул. Отчего собственно там так мало снега? С севера и запада местность закрыта горами Алтай и Саяны, которые осаждают на своих склонах осадки с Атлантики, с юга лежит пустыня Гоби, а за ней Тибет и Гималаи, через вершины которых влага с Индийского океана пробраться не может. С востока осадков тоже приходит мало.
Хубсугул считается "побратимом" Байкала. располагается рядом (200 км), тоже в котловине, связан с ним рекой (Селенгой и ее притоками), в нем водятся те же виды рыб. Байкал, в свое время мы на велосипеде тоже пересекали, но снежная обстановка на Хубсугуле даже лучше. То есть, снега меньше. Таким образом, мы просто не могли не оставить на льду озера следы своих шипов.
Монголия привлекла к себе четырех человек: Вашего покорного слугу (Илья Гуревич), Михаила Каменцева, Михаила Михайлова и Алексея Савватеева. Надо сказать, 4 человека - удобное количество для путешествия. Компактно, удобно с точки зрения размещения в одной палатке, надежно, в случае необходимости заняться спасательными работами. Правда, лед Хубсугула толщиной в метр и более позволял нам расслабиться с точки зрения опасения каких-то провалов. на реках было намного страшнее. Визы в Монголию мы делали прямо в Иркутске без личного присутствия, просто послав паспорта Иркутской фирме (не помню название, нашли через "Активный Туризм" www.jmktour.net), они же организовали нам трансфер до Монгольской границы на микроавтобусе.
Монголия встретила нас холодом и Кандидом :), который возвращался из лыжного похода по тем же самым местам. Встретились на границе, прямо на КПП. Мы в одну сторону, Кандид сотоварищи в другую. Приятно встретить знакомые лица в тысячах километрах от дома. Границу прошли без лишних проблем, поменяли рубли на тугрики у каких-то барыг (кстати, правильно сделали, с обменниками на Хубсугуле сложно, а вот магазины в двух местных поселках попадаются), и поехали к озеру. Асфальт закончился еще в России, но мы о качестве Монгольских дорог знали еще с маршрута 2000 года.
В первый день пути мы добрались до озера, вышли на лед, и увидели, что лед частично засыпан снегом. Ехать было можно, но, иногда, сложновато. А километров 5-7 пришлось просто пройти пешком. Северная часть озера, пожалуй, самая красивая. Причина в том, что с севера оно окружено более высокими горами, чем с других сторон. Красиво. Но - холодно. Днем градусов 15 мороза, ночью, наверное, 25. Далее температура быстро повышалась, и уже через два три дня днем у нас было минус 7 минус 10, и ночью около минус 18, может быть 20.
Первую ночь заночевали прямо на озере, а, затем, решили, что надо все-таки выходить на берег. Во-первых, на берегу есть лес, и можно погреться у костра, во-вторых вечерами не "стреляет" лед, в третьих у берега интереснее. Чем интереснее? Например, можно встретить домашних животных. В Монголии распространены гибриды коровы и яка. В шутку мы их называли коровяк. Видимо монголам надо освоить гибридизацию коня и яка, чтобы получать коньяк. Еще можно встретить местных жителей, которые абсолютно не говорят ни на каких общеизвестных языках кроме своего собственного, монгольского. Зато одеты в национальные одежды из какого-то войлока. Подходят, трогают наши одежды, щупают. "Это мембрана event",- объясняю я. Не понимают, но видят, что одежда тонкая. Предлагают пощупать их войлочные шинели. На удивление они мягкие на ощупь. Может быть и правда, теплые.
Озеро мы пересекли за 4 дня. Может быть, могли и быстрее, но не слишком хотелось. Красиво очень. Интересно, что лед был "многофактурный". Разнообразный! От абсолютно гладкого, до спаяных морозом льдин. Несколько раз, несмотря на 4х рядную шипованую резину, каждый из нас растягивался на льду.
Озеро малонаселенное. Поселок есть на северном берегу, на южном. Между ними поселков нет, но время от врмени попадаются стойбища скотоводов. Один из скотоводов, надев коньки, приехал к нам на лед. Удивительное зрелище - коньки, которые при помощи каких-то жил, или кож, присобачены к валенкам и прикручены при помощи какой-то щепки. 21 век, однако. Мобильная связь работает практически на всем озере, а люди по нему рассекают на таких вот коньках. У монгола на пальце быо два оловянных кольца, и он объяснил, что у него две жены. Объяснив это, он прицепился к Алексею и несколько километров проехал на буксире на халяву. Кстати, проезд не оплатил.
На южной стороне из озера вытекает река. Река сама по себе небольшая, приток Селенги. Вторым этапом путешествия мы решили пройти по ней на велосипедах. Вначале счастье нам улыбнулось. Река была покрыта многослойной наледью, по которой вполне можно было ехать. Правда, при всем том, кое где лед был тонкий, под ним была видна вода. Ездить по льду реки еще интереснее чем по льду озера. Во-первых, река уже, постоянно петляет, открывая перед тобой разные виды. Что там за поворотом? Во-вторых, надо постоянно отслеживать состояние льда. Даже в толстом льду бывают опасные промоины.
Однако всему хорошему приходит конец. Промоины стали больше, затем появилась открытая вода. Мы двигались на юг, весна - на север. Немного бы раньше приехать! Несколько бродов преодолели, затем подошли к участку, где льда на реке не было совсем. Такая вот гидрология. Вроде как холода еще стоят, даже днем минус 6, может минус 8. Ночью тоже глубоко за минус 10, а река уже вовсю течет. Пришлось нам переваливать через гору и выходить на дорогу, по которой мы уже приехали в местную "столицу" город-герой Мурен.
В Мурене вновь попробовали выйти на реку, и нам это удалось. Однако река вскрывалась прямо под нами, и мы решили не искушать судьбу и вернуться. Интересно смотреть как река вскрывается. Справа и слева стоят метровые льды, а посредине - течет река. Вдруг кусок ледяного поля рушится в воду, поднимая высокую волну. Забавно себя представлять едущим по этому айсбергу в это самое время.
В Мурене не без приключений мы арендовали автомобиль и переехали в другую часть Монголии, где развернулись в сторону России и продолжили кататься уже на Родине: Сухе-Батор - Кяхта - Новоселенгинск - Гусиное Озеро - Гусиноозерск. Это тоже было интересно, но уже совсем другая история. По льду мы прошли лишь Гусионе Озеро, порядка 22х километров, остальное по асфальту, гудя шипами на половину всего Забайкалья. Когда мы приехали в Иркутск (поездом из Гусиноозерска) на термометре случилось 14 градусов тепла. И это 2 апреля! Вот такой крутой климат Сибири!
По сложившейся традиции, команда в походе тестировала снаряжение от петербургских производителей. Новые винтовые колышки для палаток от Normal, бахилы и гамаши от "Снаряжения", новые ветровые костюмы от ПИК-99. Отзывы на все, что мы пробовали, вы можете прочесть в "Обмене опытом"
|