Самоходом в Финляндию на майские. Май 2005

Своим ходом в Финляндию мы собрались впервые. Мы, это Алена и Евгений Кузнецовы. Давненько хотелось попробовать, и вот, наконец, собрались. Визы сделали еще перед Новым Годом многократные. Делали самостоятельно, сразу многократные (до 30 дней пребывания в течение полугода). Подробно описывать здесь не буду, это отдельная тема. Делали с расчетом отдыха на новогодние каникулы (без велосипедов) и последующие покатушки и походы когда потеплеет. Решили начать с майских праздников, для начала денька на 4.

Утром 29.04 двинули в сторону Выборга электричкой в 6.16. Вначале планировали из Выборга ехать поездом до Светогорска, но по дороге решили этого не делать, и, выгрузившись из электрички, поехали своим ходим в сторону Брусничного. Погодка не баловала, градусов 5, а то и меньше и противный моросящий дождь. Накидки от ПИК-99 рулез, здорово нас выручили. На подъезде к КПП дождь почти прекратился и серьезно нам досаждал в следующий раз уже на подъезде к Лаппенранте. На КП двое пограничников проверили наши паспорта и долго потешались над третьим по поводу того, что ему нечего писать в графу "номер т.с.". Дальше 25 км вдоль Сайменского канала до таможни. Дорога уже размечена по-фински. Знаки на желтом фоне и надписи на финском языке, в некоторых местах продублированные на русском. Дорога очень живописная, несколько раз переходит с одного берега канала на другой.

С нашей стороны границы очереди практически не было. На таможне заполнили декларацию. Таможенник посоветовал записать номер рамы в графу "номер шасси" раздела "Транспортное средство" и обязательно написать слово "велосипед", что мы и сделали. Затем прошли паспортный контроль и поехали через границу. На финской стороне была очередь. Мы остановились в некоторой нерешительности и пару минут простояли, обдумывая как поступить. Стоять по такой погоде очень не хотелось, без крыши над головой холодновато. Наглеть, въезжая в чужую страну тоже не хотелось, вдруг хозяева еще обидятся ненароком. Пока мы раздумывали, дверь одной из машин открылась, и женщина произнесла фразу, положившую конец нашим сомнениям: "Ребята! Вы бы ехали лучше. Тут похоже часа на полтора. Замерзнете ведь"

Объехав очередь мы остановились у светофора, и через несколько минут, по зеленому сигналу, вместе с первой машиной подъехали к КП. К окошку Алена пошла первой. Сначала был вопрос: "Вы на машине едете?", на что она резонно ответила: "Нет, на велосипеде", а потом стандартный вопрос "куда едете?". Мне этих вопросов уже не задавали. Все, здравствуй северный сосед! Вот здесь сказалось отсутствие у нас нормальной карты, которой на тот момент у нас еще не было, а потому, мы не выехали на дорогу, которая идет вдоль Сайманского канала, (кстати, у финнов везде написано " Saimaan kanava ") а поехали по трассе. Занятие это не очень приятное, т.к. на тот момент как раз велись работы по реконструкции дороги. А потому велодорожки пока отсутствовали. Местами виднелись лишь насыпи для них. Стоит еще заметить, что на большинстве финских дорог обочины как таковые отсутствуют полностью. К этому стоит добавить противный моросящий дождь, который сопровождал нас почти до самой Лаппенранты. Все это не способствовало быстрому передвижению и в результате мы приехали в Лаппеенранту часам к 16. (к 15 по местному) Еще с полчаса потратили на поиски информационного офиса. Там получили несколько бесплатных карт, в том числе вполне приличную карту города. Затем наведались в книжный магазин неподалеку, где обзавелись уже вполне серьезной двухкилометровкой. Правда, не той, которую хотелось. Это была GT -3 . На данную поездку нам ее в принципе хватало, но для осуществления дальнейших планов нужно было либо докупить еще GT -6, либо купить Fillari GT -4 которую хотелось купить с самого начала . Закончив с покупками, поехали смотреть местную крепость. Эта крепость имеет мало общего с тем, с чем обычно ассоциируется это понятие. Ни стен не башен никаких нет. Это просто довольно высокий мыс, вдающийся в озеро Сайма. Его склоны обработаны, и, в конце концов, представляют из себя крепостные валы, и заканчиваются сверху солидным бруствером. Собственно это и все укрепления. На территории крепости постройки, в которых раньше располагались церковь, казармы, склады и т.п. Теперь там музеи, офисы, магазины и т.п. К нашему сожалению все работает только летом, начиная с 6 июня. Немного побродив по территории, решили выезжать из города и искать место для стоянки. Поехали в сторону Вехкатайпале. Километрах в 8 - 10 нашли приличное место, где и поставили палатку.

Утром проснулись от характерного шороха по тенту палатки. Мои предположения оправдались, открыв полог, я увидел красивые белые хлопья. Позавтракав, свернули палатку и поехали дальше. Проехав Вехкатайпале, решили не испытывать судьбу с паромом и двинули на Рахулу, а оттуда в Тайпаласари. Местный музей, конечно же, был закрыт, поэтому местными достопримечательностями любовались только снаружи. Затем, пока Алена ловила фотоаппаратом выгодные ракурсы местных построек, я предпринял разведывательный поход в местный супермаркет. Поразило практически полное отсутствие людей на улицах. Больше трех-пяти человек одновременно увидеть практически не удавалось. Это продолжалось практически на протяжении всего похода, за исключением водного шоу в Иматре. Закончив с осмотром, поехали в сторону Лаппенранты, но уже другой дорогой (408). Она была пооживленнее, но зато с велодорожками. Проезжая Лаппенранту решили все-таки найти музей купцов Волковых, поскольку в прошлый раз было уже поздновато и делать этого не стали. Оказалось, что мы уже проезжали мимо уже дважды, но график работы не состыковался с нашим, и мы приехали через час после закрытия. Уже привыкнув к подобным неприятностям, двинулись в сторону Йоутсено по трассе национального туристического веломаршрута №6. Хотелось встать неподалеку, но слегка не доезжая, чтобы встав пораньше немного посмотреть городок. Но нашим планам не суждено было сбыться, увлекшись выбором места поживописнее, мы подъехали вплотную к городу, на окраине которого гудел и вонял огромный деревообрабатывающий комбинат. Возвращаться не хотелось. Проехали город и километра через 3 свернули налево к местечку под названием Карстуранта. Долго колесили в поисках места. Все дороги выходили к жилью, рядом с которым вставать не хотелось. В конце концов, решили стать в середине полуострова, а не на берегу. Место было отличное, только за водой пришлось съездить. Но километр налегке с двумя пластиковыми бутылками не представлял проблемы.

А наутро... Поле снегом забелело. Снег шуршал по палатке все утро и весьма интенсивно. Выглянув, мы увидели великолепный рождественский пейзаж. Христос воскрес, 1 мая, пасха. Необходимость в поездке за водой отпала сама собой. Развел горелку, нагреб снега в котелок и приготовил завтрак. Все это время Аленка бегала вокруг с фотоаппаратом, запечатлевая образовавшиеся красоты. Позавтракав, свернули лагерь и поехали в Иматру. Некоторое время потратили на поиски информационного офиса, но так его и не нашли. Похоже, мы попали как раз в момент его переноса, и в одном месте его уже закрыли, и здание активно перестраивалось, а в другом еще не открыли. Прекратив поиски, поехали к водопаду. Приехали минут за 15 до пуска. Собралось достаточно много народу, примерно половина русские. В общем зрелище довольно красивое. Все действо длилось минут 20. По окончании улицы снова опустели. Пока раздумывали, куда ехать дальше, увидели велосипедиста с велорюкзаком. Поскольку финны так не ездят сразу признали соотечественника. Познакомились. Станислав только-что приехал через Светогорск. Вместе посетили местный кемпинг, в котором обнаружили некоторое запустение перед началом сезона, но картами города и окрестностей обзавелись, причем бесплатно. Решили двигаться в сторону Руоколахти. На выезде из города остановились у церкви трех крестов, и, пристроившись на скамейках, немного перекусили. Если бы не врезка с фотографией на карте, опознать в этом сооружении церковь было бы весьма проблематично. Это современное здание, причем весьма оригинального дизайна. Впрочем, похоже, это удивительно лишь для нас, а в Финляндии довольно распространенное явление. Достаточно вспомнить церковь в скале в Хельсинки. Проехав несколько километров по велодорожкам вдоль трассы № 6, свернули направо на дорогу № 62, впрочем, не на саму дорогу, а опять-же на велодорожку идущую вдоль нее. Через некоторое время приехали к повороту на Руоколахти. Еще километр и мы на месте. Полюбовались деревянной колокольней. Доехали до местного турбюро, (как всегда закрыто до лета) попытались найти место с наскальными рисунками, о наличии которого говорил значок на карте одного из информационных стендов. Опросили много местных (коих нашли с огромным трудом), но безуспешно. Ближайшие наскальные рисунки оказались километрах в 25, и мы собирались продолжать наш путь совсем в другом направлении. Вернулись обратно к дороге № 62, и, проехав пару километров по ней, остановились и разбили лагерь на берегу живописного озера.

Поставили палатки, приготовили ужин. Здесь, как в прочем и на других наших стоянках, мы не разводили костер. Финские законы на разрешают этого делать без крайней необходимости в местах, где это не разрешено официально. Мы решили, что будучи в гостях, по возможности, будем придерживаться местных правил. Готовили на горелке.

Перед сном обсудили планы на следующий день. Станислав собирался выспаться. А у нас было желание еще немного покататься и посмотреть местные достопримечательности. Решили, что каждый будет действовать по своему желанию, а на обратном пути мы встретимся в Иматре. Я записал телефон Станислава. Вернее думал, что записал. Что-то я видимо нажал не так, и через некоторое время, на одной из остановок, решив отправить ему смску, обнаружил, что телефона то и нет. Было обидно, но вероятность встретиться все равно была достаточно высока. Уж в крайнем случае в поезде все равно вместе ехать.

Проехав по дороге 4061 вдоль живописного берега озера Кяринки, мы пересекли дорогу 4063, а еще через пару километров трассу №6, и двинулись дальше в сторону церкви Раутенярви. Здесь нас ждал небольшой сюрприз. Дорога была грунтовая и ее видимо недавно ровняли, поэтому грунт оказался весьма рыхлым, что существенно замедляло движение. Однако часам к 13 цель была достигнута. Осмотрев церковь и сделав несколько кадров, двинулись к Иматре. Учитывая рыхлость дороги которая в принципе была кратчайшим путем, мы решили выбираться на трассу №6 и двигаться по асфальту. По дороге, сквозь деревья на берегу озера, увидели на воде диких лебедей. Алена, схватив камеру, сразу побежала их фотографировать.

Минут через 20 выехали на трассу и повернули в сторону Иматры. Велодорожки вдоль трассы не было, но была четко обозначенная асфальтированная обочина, шириной метра полтора. По ней и поехали. Ехалось просто здорово. Подъемы и спуски были очень пологими, асфальт идеально гладким, а небольшой попутный ветерок позволял двигаться несколько быстрее чем обычно. Довольно быстро доехали до перекрестка с дорогой 4063, где увидели Станислава, устроившего небольшой привал. Дальше поехали вместе. Через несколько километров съехали на появившуюся велодорожку.

В Иматре долго не задерживались. Недалеко от церкви трех крестов мы обнаружили информационный центр прямо в книжном магазине. Здесь нам, наконец, удалось купить карту, которую мы хотели купить с самого начала, ту самую Fillari GT -4 . Проехав, на этот раз левым берегом Вуоксы, мы двинулись к границе, и примерно в половине пятого уже въехали в Россию. Ох и как же грустно всетаки въезжать с чистых аккуратных велодорожек в пыль и грязь наших родных дорог. В 17:58 поезд из Светогорска отправился в Выборг, откуда электричкой мы вернулись домой.

За 4 дня мы проехали 310 километров, большей частью по отличным дорогам и велодорожкам, что доставило нам огромное удовольствие. Полюбовались и насладились великолепной природой. Поехали мы несколько рановато, и поэтому большинство музеев и информационных центров, к нашему сожалению, были закрыты, так как работают только в летний период (в 2005 году начиная с 6 июня). Надеемся, что этот небольшой отчет и наши фотографии помогут кому-нибудь спланировать и осуществить свое путешествие к нашим северным соседям, и провести незабываемые дни в стране Суоми.

Алена и Евгений Кузнецовы