Возрожденный Арал-2006

  Алматы – Аральск (автомобиль)- водокачка – п.Жаланаш - зим. Карабулак – п.Акеспе - сопка Шот - ур.Екзек – п.Акбасты - к. Аккудук - Кокаральская дамба – п.Бугунь - оз. Тущибас - местность Сарышокы - аул Сапак - Аральск - Алматы (автомобиль)

Активная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней)
Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 км)
Группа: A13 Expedition Team
Руководитель группы: Габченко А.В.
Заместитель руководителя: Степанов В.А.

Сведения о районе экспедиции Территория малообжитая. На маршруте встречались редкие населенные пункты сельского типа около пятисот жителей в каждом (например: Акеспе, Акбасты). Застройка аулов рассредоточенная, хаотичная. Улицы не имеют покрытия в большей части занесены песком, для велосипедов труднопроходимы. Поселки электрифицированны.

Вода
В некоторые поселки подведен питьевой водопровод. Но дальние аулы, зимовки и одиноко стоящие дома снабжаются из буровых скважин. В зимний период на побережье моря заготавливается лед, который в погребах хранится до лета. Колодцы, нанесенные на карты, в большинстве случаев пересохли, либо отсутствуют на местности по другим причинам.

Аральское море – прежде один из крупнейших внутриконтинентальных, замкнутых водоемов земного шара. Расположенное в центре среднеазиатских пустынь, на высоте 53 м н.у.м. Аральское море выполняло функции гигантского испарителя. Из него поступало в атмосферу около 60 куб. км воды. До 1960 года Аральское море было четвертым по площади озером мира. В 1963 году уровень воды в водоеме составлял 59-60 метров. Сейчас Аральское море разделено на два автономных водоема: Малый Арал и Большой Арал. По данным 2000 года уровень Малого Арала составлял 39 метров, уровень Большого - 32 метра. Однако после строительства в 2005 году Кокаральской дамбы соединившей полуостров Кокарал с Юго-Восточным побережьем переток воды из малого водоема в большой сократился и стал регулируемым. Сейчас Малый Арал пополняется за счет притока воды из реки Сырдарья. В период проведения экспедиции (октябрь 2006 года) уровень воды в Малом Арале колебался в районе 41,35 метров. Однако известно, что летом 2006 в сельхоз сезон, уровень составлял 41,10 – 41,20 метром. Вода в Арале бессточная, горько-соленая.

Рельеф
Местность на территории холмистая с обрывами по старому берегу моря. Большая часть побережья занята незакрепленными песками, несколько раз встречались наметенные барханы. Такие формируются в основном около препятствий, как например, заросли кустарника или дома, заборы поселков. У самой воды илисто-песчанная смесь, лёс. Основные пути сообщения на пройденной территории, - грунтовые и полевые дороги. Магистрали нанесенные на карты 1980-х – 2000-х годов не соответствуют реальности, либо вообще отсутствуют. В сухое время года (осень, зима) движение на полевых дорогах часто затрудненно песками. Весной грунты размокают, продвижение еще более осложнено.

Климат
Климат резко континентальный с большими колебаниями суточных и сезонных температур. В период проведения экспедиции среднедневная температура колебалась в пределах +25 - +30, ночью: +5 - + 10. Затем северный ветер (более 10м/с) принес резкое похолодание до +7 - +10 днем и около нуля ночью. Зима характеризуется холодной, облачной погодой, частыми туманами. Осадки в виде снега. Относительная влажность 80%. Весна отличается переменной погодой. В этот период выпадает наибольшее количество осадков. В основном кратковременные дожди. Влажность достигает 46%. Безводное морское дно действует словно искусственный антропогенный вулкан, - выбрасывая в атмосферу огромные массы солей и тонкодисперсной пыли. Эффект загрязнения усиливается за счет того, что Аральское море расположено на пути мощного струйного течения воздуха с запада на восток. Это способствует выносу аэрозолей в высокие слои атмосферы и быстрому их распространению по планете. Пестициды и характерная Аральская пыль оседает на ледниках Гренландии, в лесах Норвегии и на полях Белоруссии, удаленных от Центральной Азии на тысячи километров.

Флора
Растительность полупустынная, представлена в основном травами – ковыль, полынь типчак и полукустарниками – тамариск, джузгун, саксаул. В заводях встречались заросли камыша.

Организация экспедиции
Означенный маршрут преодолевался в довольно высоком, спортивном темпе. Средний ежедневный километраж 45 км. Максимальные значения: 65 км/день и 35,1 км/час. Поддерживать высокий темп движения позволила физическая подготовка участников. Стоит отметить, прежде экспедиционеры не имели столь богатого опыта автономных вело походов. Проведена предпоходная подготовка велосипедов. Особое внимание было уделено комплектации ремнабора (что в последствии себя очень оправдало). 1600 километров из Алматы до Аральска и обратно команда преодолела на личном автотранспорте. Велосипеды транспортировались на крыше автомобиля с помощью специальных багажников. Несмотря на то, что аральский регион пограничный с территорией Узбекской республики Каракалпакстан никаких специальных документов для посещения местности не требуется. Достаточно иметь при себе удостоверение личности гражданина Республики Казахстан.

Краткое описание маршрута
Пройденный путь представляет собой первопрохождение по кольцевому маршруту вокруг Малого Арала. Основные пути сообщения на данной территории, - грунтовые и полевые дороги среди солончаков и песков. Рабочая высота над уровнем моря не превышает ста метров. В ходе прохождения выяснилось, что магистрали, нанесенные на карты 1980-х – 2000-х годов, в абсолютном большинстве не соответствуют реальности, либо вообще отсутствуют. Маршрут пройден через четыре поселка и две зимовки. Начался и завершился в городе Аральск. Участок от Аральска до аула Жаланаш в значительной степени оказался не соответствующим запланированному. Обозначенная на карте дорога отсутствовала вовсе. Верным ориентиром послужила нанесенная на карту ЛЭП. Однако в последствии оказалось от аула Сарышаганак до Жаланаша уложен грейдер на карте не обозначенный. Таким образом, участок Аральск – Жаланаш представляет из себя грейдер, которым нашей команде удалось воспользоваться только на половину. Обозначенная на карте грунтовая дорога от Жаланаша до аула Тастубек так же отсутствует. Существует несколько полевых дорог проходящих по суглинистым и лёсовым почвам, а так же через идеально ровный солончак, непроходимый весной в «большую воду». Местами дороги переметены песком. Полёвки соединяющей на карте зимовку Карабулак и поселок Акеспе так же не существует.

За десятилетия что Арал усох местные жители накатали более прямую и удобную полёвку по морскому побережью. Никакой грунтовой дороги вдоль западного побережья моря время так же не сохранило. В реальности от поселка Акеспе до поселка Акбасты машины ходят по пескам и эта дорога, по словам местных водителей, считается одной из лучших с этой стороны моря. Кокаральский полуостров еще два года назад был транспортным тупиком, поэтому ни какой грунтовой дороги здесь быть не могло. Сейчас к дамбе соединяющей полуостров с Юго-Восточным побережьем ведет хорошо накатанная полевка. Поверхность дамбы имеет грейдерную отсыпку. Для велосипедного передвижения грунтовка мало привлекательна, потому что спрессована грузовиками в форму стиральной доски. Далее грунтовая дорога соединяет Кокаральскую дамбу с понтонным мостом через Сырдарью и аулом Карашалан.

Хотя дорога отсыпана недавно местами так же имеет форму стиральной доски (неподалеку строится новая ГЭС). Аул Карашалан с более крупными селениями Бугунь и Аманоткель соединен старой, но широкой грунтовой дорогой. Полевая дорога Бугунь – Коктем представляет собой труднопроходимые пески. Местные пользуются ей крайне редко, в основном при наличии трех мостового грузовика «Урал».

Отрезок Чомиш – Аральск, это часть асфальтовой, международной трассы М32 Шымкент - Самара.

Состав команды
Команда участников вело экспедиции «Возрожденный Арал 2006» сформирована на базе А13 Expedition Team, - команды мультиспортсменов, специализирующихся на горном и вело туризме, сноуборде, рафтинге и сплавах по бурной воде. Команда А13 Expedition Team уже четвертый год существует как объединение группы идейно вдохновленных любителей экстремального туризма. Костяк команды сложился из дипломированных инструкторов по горному туризму.

Александр Габченко – руководитель экспедиции, фотограф, автор отчета. Активист А13 Expedition Team. 1978 г.р. Велосипед Giant, велорюкзак "Мираж-80" "Снаряжение".
Владимир Степанов – заместитель руководителя, штурман, водитель. Дипломированный инструктор по пешеходному туризму. Активист А13 Expedition Team. 1978 г.р. Велосипед Merida , велорюкзак "Мираж-80" "Снаряжение".
Юлия Сахарчук - завхоз, медсестра, кок. Дипломированный младший инструктор по горному туризму. Активист А13 Expedition Team. 1981 г.р. Велосипед Merida, велорюкзак «Байк лайн-60» «БАСК».
Александр Стрелецкий – механик. Мастер спорта СССР по велогонкам на шоссе. Почетный член А13 Expedition Team. 1971 г.р. Велосипед Giant, велорюкзак «Мерида» (2шт).
Владимир Трушников – телеоператор. Почетный член А13 Expedition Team. 1976 г.р. Велосипед Trek , велорюкзак «Мерида» (2шт).

 

 Изменения маршрута п осравнению с заявленным: коснулись следующих участков: Между зимовкой Карабулак и поселком Акеспе предполагался подъем по полевой дороге, с небольшим набором высоты, до озера Бозгуль и далее выход на грейдер ведущий в поселок. Однако, после изучения местности и консультаций с местными жителями от этой нитки прошлось отказаться. Из-за отступления моря несколько десятилетий назад полевка была заброшена, размыта дождями и сейчас не существует. Местными накатана колея непосредственно вдоль отвесных обрывов по высохшему дну. Исходя из существующих географических условий этот путь сейчас единственный приемлемый для велосипедного движения. Обозначенной на карте грунтовой дороги от поселка Акеспе в направлении поселка Акбасты вдоль северо-западного побережья сегодня так же не существует. Наступление песков и отступление моря привели к возникновению полевой дороги между отвесными обрывами с северной, и морем с южной сторон. Третий эпизод касается замены продолжительного отрезка Бугунь –Коктем на восточном побережье Малого Арала. Из-за отхода моря местность здесь заметена донными песками, а вследствие этого труднопроходима для автомобильного движения и заброшена. Отрезок пути изменен так: поселок Бугунь - поселок Аманоткель, здесь проходит грейдер и далее поворот на север, где через пески мы вышли к станции Чумыш.

День номер ноль. До отъезда мы знали наверняка только, что он разделен на Малый и Большой. Что Кокаральский полуостров стал практически материком. И лишь, исходя из этих данных, команда “А13 Expedition Team” поставила перед собой цель: обогнуть Малый Арал. В автономном режиме объехать вокруг моря на велосипедах. Изучив климатическую обстановку в регионе экспедицию назначили на осень 2006 года. Лето закончилось неожиданно. Сентябрь пролетел в подготовке. И вот, наконец, свежим октябрьским утром, автомобиль, груженный снаряжением, велосипедами и велосипедистами мчится по трассе М-32 “Шымкент – Самара”. Нас пятеро: штурман экспедиции Володя Степанов, завхоз, медсестра и украшение команды Юля Сахарчук, мастер спорта СССР и отличный механик Саня Стрелецкий, большой эрудит и телеоператор экспедиции Владимир Трушников, автор этих строк Александр Габченко. Тысячу шестьсот километров от Алматы до Аральска автомобиль пролетел за три дня. Город встретил легким ветром и надутыми барханами на своих улицах.

День первый. 3 октября 2006 г. Пройдено 29.6 км. Средняя скорость 7 км/ч. Максимальная скорость 11 км/ч. Чистое время в движении 03:42 Старт из Аральска – 13:05 Финиш у водокачки – 19:30

По мелкому зыбучему песку на городских улицах велосипед катится очень неохотно. В команде появились первые тревожные настроения. Тем не менее, прощаемся с хозяином дома, приютившего наш автомобиль. По плану должны свидеться только через десять дней. Центральная улица, вымощенная бетонными плитами, скоро заканчивается. Уже позади арка с надписью “Арал каласы”. Под колесами велосипедов шуршит щебенка грейдера. Но вот кончилась и она. Хотя карта обещает грунтовку, туда, где раньше было море, уходит накатанная по суглинку и песку полевка. Карта обманула в первый, но не последний раз. Через пару часов ехать на велосипедах по мягкому песку стало совершенно невозможно, и велосипеды поехали на нас. Лишь под вечер мы встретили рабочих, копавших в степи трубопровод, они рассказали, что западнее электролинии есть грунтовая дорога. ЛЭП была в пределах видимости и к закату мы нашли трассу, и неподалеку водокачку, где пополнили запас питьевой воды. Первый день в пути показал: наш график движения далек от реальности. Окружающий мир изменился и не похож ни на одну из наших карт. Мы волновались, но успокаивали себя мыслью, что повернуть-то можно в любой момент. А завтра грейдер и оставшиеся дни пути песка возможно и вовсе не встретиться...

День второй. 4 октября 2006 г. Пройдено 65 км. Средняя скорость 12,6 км/ч. Максимальная скорость 30 км/ч. Чистое время в движении 05:09 Старт от водокачки – 13:05 Финиш на зимовке Карабулак – 19:30

Когда-то Аральское море было третьим на планете внутриконтинентальным замкнутым водоемом. Сегодня с безводного морского дна ветер поднимает соляную пыль и песок, осыпая окрестности. А усохшие заливы теперь в поисках растительности бороздят корабли пустыни - верблюды. Первый аул встреченный в пути – Жаланаш (можно перевести как – голая степь). Когда-то поселок стоял на берегу бухты. Но теперь название населенного пункта полностью себя оправдывает. Мы пополнили запас питьевой воды, купили сахар и поскольку хлебом в ауле ни кто не торгует нас просто угостили буханкой, пожелав на прощанье: “жол болсын”. Пять велосипедов под улюлюканье местной детворы укатили на запад. На вторую ночевку мы остановились у зимовки Карабулак, среди залитой осенним солнцем, еще сочной полыни и типчака. Добротный трехкомнатный дом, рядом просторный загон для скота и бетонный резервуар, в котором на дне даже оставалось несколько литров воды. Ожидая беседы с чабаном, я почувствовал разочарование. Зимовка оказалась брошенной.

День третий. 5 октября 2006 г. Пройдено 54,3 км. Средняя скорость 10,6 км/ч. Максимальная скорость 35,1 км/ч. Чистое время в движении 05:05 Старт на з. Карабулак – 10:00 Финиш близ бугра Шот – 19:00 На карте близ зимовки обозначен колодец. Его мы нашли утром. Чуть больше двух метров глубиной, сложен из камня, дно поросло камышом. Вода в колодце мутноватая, с горьким привкусом. Набрали три бутылки, но без кипячения пить не рискнули. Сфотографировались и крутим педали дальше. Третий день пути вообще вспоминается как один из самых удивительных. С утра мы ехали по степи. Несколько километров пришлось идти пешком, полевка походит сквозь закрепленные, поросшие колючкой барханы. Затем катили по солончакам вдоль разноцветных обрывистых холмов. Пересекли даже мини перевал. Впервые за это путешествие встретили табун изящных полудиких коней с короткими ногами (до этого, видели только верблюдов). А сразу после обеденного привала обнаружили самоизливную скважину вкусной прозрачной воды. Источник не указан на карте и Володя Степанов забил в GPS координаты (Ш 46 46’04.6” Д 60 41’44.1”), нарисовав затем в маршрутной схеме жирную точку. В этот день мы впервые почувствовали море. Дорога вышла на побережье. Побросав велосипеды команда спустилась на потрескавшееся дно. Здесь когда-то был причал. У занесенных песком бетонных конструкций навсегда осталась приколота многотонная баржа. На уложенных к верху дном рыбацких лодках солнце выжгло смолу, иссушила дерево. Заилиный покрытый водорослями берег облюбовали фламинго. Стая экзотических птиц не придала нашему появлению никакого значения. Искупаться не получилось, очень мелко. В половине четвертого мы выехали к огромным барханам. Здесь нашлась еще одна скважина. Из трубы фонтаном бил горячий источник. А в песках оказалось запрятан поселок Акеспе. Мы ожидали увидеть здесь последний оплот цивилизации, но картина открылась совершенно иная. Среди высоких песчаных холмов ютились дома и улочки, занесенные песками. В ауле есть электричество и уличный водопровод, по которому два раза в сутки дают вкусную питьевую воду. Но битву с природой человек здесь явно проигрывал. Весь окружающий мир тут одного – песчаного цвета. Мы были так поражены увиденным, что даже не стали разыскивать школу. Скудных знаний казахского языка едва хватило, что бы выяснить, что там есть спутниковый телефон подаренный какими-то иностранцами. Желание звонить быстро улетучилось. Набрали воды и потолкали велосипеды прочь на юго-запад. Едва закончился аул, кончились и барханы. Путь лежал по жесткому истрескавшемуся суглинку. Видимо люди живут не здесь, а в песках, потому что весной почвы насыщаются жидкостью и окрестности превращаются в непроходимую трясину. Местность сохранила огромное количество следов застрявших автомобилей...

День четвертый. 6 октября 2006 г. Пройдено 50,1 км. Средняя скорость 8,6 км/ч. Максимальная скорость 14,8 км/ч. Чистое время в движении 05:49 Старт от бугра Шот – 09:40 Финиш в урочище Екзек – 18:30

Следующие сутки нам не довелось встретить ни одного источника воды. Зато четвертый день запомнился огромным количеством фауны. Мы встретили пять или семь щитомордников гревшихся на дороге. Один даже пытался атаковать велосипед Саши Стрелецкого. Несколько стрелок и одну большую непонятную змею с повадками кобры, но без капюшона. Перед велосипедами то и дело бегали здоровенные дикие коты и худосочные суслики. В довершение мы узнали, что не нанесенная ни на одну карту, одинокая колея, по которой мы двигались, есть трасса областного значения. Об этом рассказали водители грузовиков нагнавших нас в пути. Мужики авторитетно убеждали, что никакой другой дороги вдоль западного берега моря нет, и ни кто не вспомнил, что бы когда-то такая была. Чуть позже мы встретили проржавевший гнутый лист металла с едва различимой стрелкой и надписью “Куланды”. То был лучший дорожный указатель на этом отрезке маршрута. Остальные представляли собой палку с привязанной к ней пластиковой бутылкой. А карта все это время обещала нам широкую отсыпанную грунтом магистраль. К вечеру мы выбрались на широкий такыр занесенный мелким морским песком. Барханы изобиловали различной формы и цвета ракушками. Поднятый ветром песок в лучах заката блестел, словно искрился, и царапал лицо. Миновав пески на ночь остановились в урочище Екзек у стертых временем стен давно заброшенной зимовки.

День пятый. 7 октября 2006 г. Пройдено 52 км. Средняя скорость 9,9 км/ч. Максимальная скорость 27,3 км/ч. Чистое время в движении 05:12 Старт в урочище Екзек – 09:10 Финиш у колодца Аккудук – 18:50

В пятый день нам фартило. Сначала мы встретили обитаемую зимовку. Хотя скважина тут давно усохла, гостеприимные хозяева дали нам воды из своих запасов. Затем угостили вкуснейшим в моей жизни шубатом. После этого в спину задул ветер. Ехать стало так легко и приятно, что на одной из кочек Володя Степанов погнул ось заднего колеса. Попытка выгнуть ее обернулась окончательной поломкой. К счастью, запасная ось в ремнаборе оказалась нужного размера. Заменив ее, мы благополучно добрались до аула Акбасты. На въезде бортовой компьютер показывал 15:20. Наши ожидания вновь оказались ошибочны. В отдаленном селении бурлит жизнь. Действует почта и переговорный пункт. Население встретило нас очень приветливо и гостеприимно. Мы под завязку набрали воды (она здесь привозная). В ауле нет магазина и нас просто угостили пачкой чая и двумя караваями домашнего хлеба. Потом шустрый парень Саясат проводил нас к местным коммерсантам. В продаже было пиво, печенье в ассортименте, лимонад и сахар. Нам требовался последний. А после показал местную баню, - радоновый, горячий источник, где мы помылись впервые за много дней. Казалось бы, простая процедура, доставила нам массу удовольствия. Местные подробно рассказали, какая дорога ждет нас на Кокаральском полуострове. Объяснили, где есть питьевая вода. Разговор вообще вышел очень приятным и содержательным. На прощание Саясат с товарищем проводили нас до границы аула и показали прямиковую дорогу.

День шестой. 8 октября 2006 г. Пройдено 58.4 км. Средняя скорость 11,4 км/ч. Максимальная скорость 31,3 км/ч. Чистое время в движении 05:06 Старт у колодца Аккудук – 09:30 Финиш на Кокаральской дамбе – 18:00

Кокаральский полуостров полностью оправдывает свое название. На всем нашем пути это был, пожалуй, самый зеленый участок. Степь здесь весьма плодородна. Однако, за весь день мы встретили только одну зимовку. Хозяева – молодая семья, говорящая только на казахском. В общем, диалог был не долгий. Набрали воды (колодца нет, вода привозная), поехали дальше. Ближе к вечеру проезжали мимо высочайшей точки полуострова, сопки Даут (161 метр н.у.м.). На ночевку остановились прямо на теле Кокаральской дамбы. Море здесь глубже и перед ужином мы немного искупались. На мотоцикле подъехали мужики из ближайшего села на восточном побережье. Расспросили, кто мы и откуда, рассказали, что рыба есть и жизнь налаживается.

День седьмой. 9 октября 2006 г. Пройдено 60 км. Средняя скорость 12,6 км/ч. Максимальная скорость 32,4 км/ч. Чистое время в движении 04:45 Старт на Кокаральской дамбе – 10:00 Финиш на озере Тущибас– 18:40

Только выехали и вот оно, - сердце Кокаральской дамбы, - шлюзы. Масштаб сооружения разочаровал. Я ожидал большего. На боках бетонных волнорезов остались следы от максимального уровня воды. Он выше нынешнего на метр - полтора. Что бы город Аральск вновь стоял на берегу моря, дамбы должны быть выше на 20-25 метров. Только здесь, глядя на вспененную шлюзами воду, я вдруг четко осознал: Малый Арал не море и вряд ли уже когда-нибудь им станет. От дамбы по восточному побережью тянется свежий грейдер, местами, напоминающий стиральную доску. Замучавшись, мы свернули на проселок и скоро выехали на берег Сырдарьи. Река в устье не шире Или, но скованна высокими обрывистыми берегами. Близ села Карашалан действует старый понтонный мост. В ближайшем будущем его эпоха закончится. На Сырдарье сейчас строят ГЭС, по ней берега реки соединятся настоящим автомобильным мостом. В начале шестого мы въехали в крупный поселок Бугунь. Люди здесь совсем не те, что по ту сторону моря. Автобусное сообщение с Аральском, близость больших строек и менее суровая среда обитания сблизили местный менталитет с городским. Домашний хлеб тут продают, незнакомцев встречают оценивающими взглядами. Мы отоварились парой буханок, пополнили запас воды и еще минут тридцать практиковали казахский, болтая с сельчанами в ожидании пока Стрелецкий поменяет на своем велосипеде две проколотые камеры. Этот день вообще оказался рекордным на дырявые колеса. Кроме Сани камеры по разу поменяли оба Вовки. Перед заходом солнца, когда мы уже разбили лагерь на берегу симпатичного озера Тущибас, словно кто-то щелкнул включателем. Задул холодный и стремительный северный ветер. Уже через пятнадцать минут рюкзаки и велосипеды были погребены песчаными кучками. Песок появился везде: в палатках, в одежде, в спальниках. Особенно огорчало его присутствие в супе и салате.

День восьмой. 10 октября 2006 г. Пройдено 49 км. Средняя скорость 8,5 км/ч. Максимальная скорость 20,3 км/ч. Чистое время в движении 05:45 Старт на озере Тущибас – 11:00 Финиш не доезжая сопки Сарышокы– 18:50

За ночь температура резко упала. Утром началась настоящая, поздняя осень. Ветер не ослабевал. Но что хуже он был не только холодный, он был для нас встречный. Весь день ветер дул в лицо. Приходилось вкладываться втрое больше усилий, что бы получить обычную скорость движения. Даже сносный грейдер не спасал. Доковыляв, к обеду, до села Аманоткель, мы купили хлеба и попрощались с грейдером, свернув на полевую дорогу, ведущую нас на север. За день мы преодолели всего 49 километров, несмотря на то, что в пути были спуски и грунтовое покрытие. Вся команда единодушно присвоила этому дню статус самого тяжелого за экспедицию...

День девятый. 11 октября 2006 г. Пройдено 56,4 км. Средняя скорость 10,6 км/ч. Максимальная скорость 28,9 км/ч. Чистое время в движении 05:16 Старт близ сопки Сарышокы – 10:00 Финиш за аулом Сапак – 18:00

Толи мы привыкли, толи встречный ветер ослабел, но на утро девятого дня он уже не казался таким изнуряющим. Хотя по-прежнему было холодно, тяжело и с утра на маршруте пришлось сильно напрягаться, толкая велосипед по пескам, я все же смотрел вперед с некоторым оптимизмом. Около полудня мы повстречали среди степи новенький “Паджеро” с алматинскими номерами. Водитель смотрел на нас такими же большими округлёнными, немигающими глазами, какими мы на него. Дядька оказался геологом. Рассказал: из холма Сарышокы, по которому мы ориентировались, добывают кварцевый песок. Песка в округе, кстати, не так уж и много. Довольно скоро мы выбрались на гигантский, блестящий под солнцем такыр. Потом, набрав высоту, ехали по еще одному такому же. Там Володя Степанов обнаружил, что единственная линейка, наш верный навигатор, сломалась. Погоревав, набрали высоту еще раз, и немного погодя, оказались у железнодорожного переезда. Пока мы, прячась от ветра за электрощитами, обедали, машинисты проезжающих составов “стукнули” на ближайшую станцию Чумыш. К завершению трапезы мы имели беседу со смотрителем железной дороги. Несмотря на пролетарскую специальность, мужик оказался весьма интеллигентный. На прощание показал кратчайшую колею к асфальту. В 15:30 мы до него добрались. Под вечер мы добрались до уже знакомой трассы международного значения М-32. Проехав немного по асфальту, заночевали близ аула Сапак.

День десятый. 12 октября 2006 г. Пройдено 26,7 км. Средняя скорость 12,6 км/ч. Максимальная скорость 24,2 км/ч. Чистое время в движении 02:02 Старт близ аула Сапак – 09:45 Финиш в городе аральск – 12:00

Утром последнего дня от города нас отделяло менее тридцати километров асфальта. Даже несмотря на сильный ветер, мы без всяких приключений проехали этот отрезок за два часа и пятнадцать минут. На окраине Аральска нас опять встретили занесенные песком улицы. Люди принимали нас за иностранцев. А сами мы купили две бутылки шампанского и добравшись до знакомых ворот, за которыми хранился автомобиль, хлопнули пробками и выпили прямо из горла: за возвращение! Вино казалось сказочно вкусным, а лица друзей по настоящему счастливыми.

Итоги. Выводы.

Экспедицию “Возрожденный Арал” мы задумали в надежде расширить познания казахстанцев об Аральском регионе. Уже в первые дни пути стало очевидно, как мало известно о крае, в который мы забрались. Большая часть собранных предварительно сведений не имела ничего общего с реальностью. Объехать вокруг Малого Арала у нас получилось за десять суток. Пройдено 501,5 км. Экстремально критических ситуаций на мой взгляд, руководителя экспедиции, не было. Все трудности оказались преодолимы. Маршрут оптимально проходить в сентябре – октябре. Первоначально экспедиция планировалась на весну, однако после консультаций о районе мы поняли, велосипедное движение может быть затруднено. Уже во время прохождения маршрута, из разговоров с местными жителями, стало известно, что на отдельных отрезках авто сообщение весной практически не возможно. В этот период выпадает наибольшее количество осадков (в виде кратковременных дождей). Такыры и суглинки на огромных площадях превращаются в непроходимые топи. В летние месяцы средняя дневная температура +26 градусов по Цельсию. Это значит, на самом деле температура колеблется от +20 до + 40. Сухо, жарко и малооблачно. Под палящим солнцем очень жарко, а количество источников воды на маршруте ограниченно. Всю воду на себе не увезешь. В период прохождения маршрута командой A13 погода нам благоприятствовала. Лишь последние три дня были по-осеннему холодными с сильным встречным ветром. При таком ветре движение значительно затруднено. И если бы ветер дул нам в лицо все дни, - прохождение могло бы выйти из графика. Для прохождения маршрута необходимы надежные велосипеды, способные выдержать плохие дороги и их отсутствие. Горные велосипеды (МТВ) предпочтительны. Очень важно качество втулок, осей (у нас ломалась), ободов (желательно двойные, хотя бы на заднее колесо) и спиц (нержавейка, сталь 2 мм). Важно обратить внимание на конструкцию багажника (в день отъезда нам пришлось покупать багажник для замены). Вело багажник должен выдерживать нагрузку не менее 30 кг. Тормоза должны обеспечивать хорошее торможение груженого байка на спуске. Передние амортизаторы желательны, без них скорость передвижения будет ниже. Для перевозки груза необходим, вело рюкзак типа «штаны» на багажник. Лучше если у него будет система для переноски на спине.

Из имевшихся в нашей группе рюкзаков хорошо себя показали «Мираж-80» фирмы «Снаряжение». Рюкзак «Байк лайн-60» фирмы «БАСК» хорош материалом, но неудобен сложной системой крепежа. Юля никак не могла с ней справится. В итоге мы вообще перестали ей пользоваться привязывая рюкзак к седлу на манер «Снаряжения». Так же «Байк лайн-60» очень не просто упаковывать. Владельцы рюкзаков «Мерида» не высказывали по их поводу никаких претензий. Однако крепили их жестко и в пути вообще не снимали. Система крепления устроена на дне верхней части. Это выглядит не практично, особенно, когда проколоты два колеса и надо поставить велик на руль. Так же они мало объемны, поэтому парни везли по два рюкзака (на переднем и заднем колесах). И к завершению экспедиции рюкзаки имели дырки по швам. В противовес всему цена, по которой они приобретались. Бросовая. Из снаряжения очень важна палатка. У нас, их было две, ангар и полусфера, обе «Редфокс». Когда задул северный ветер, стойки складывались на землю, но не сломались. Однако, когда ветер поднял песок, ангар имеющий на внутреннем слое проставки из сетки наполнился пылью, а в просторном тамбуре к утру образовался бархан. На протяжении почти всего маршрута нет дров в достаточном для приготовления пищи количестве. Мы использовали недорогую газовую горелку на баллонах с бутаном. Одного баллона хватает на четыре привала.

Местное население в Аральском регионе относится к путникам доброжелательно, отношение тем лучше, чем более отдалена от цивилизации местность. В аулах и даже в Аральске местные, особенно дети, почти всегда принимали нас за иностранцев и приветствовали: Hello! Выбор продуктов в сельских магазинах, если они есть, невелик. Закупки лучше делать заранее. Тушенки взяли поменьше, сала побольше (см. карту продуктов). В целом маршрут очень насыщен и интересен. В Алматы мы вернулись уставшие, но счастливые.

Поломки велосипедов.Техника показала себя на маршруте очень успешно. Из серьезных поломок была только сломанная ось заднего колеса на велосипеде "Мерида" Володи Степанова. Но у нас была запасная. В остальном только проколы камер. В общей сложности их случилось семь или восемь. У Степанова же на третий день появился люфт в задней втулке. Видимо, контргайка была не затянута. После затяжки проблем больше не возникало.

Контакты группы: Габченко А.В. +7 7017221973, gb-kz@mail.ru Степанов В.А. +7 333 2382236 Адрес в сети интернет: www.a13.kz