Столько я проехал в то
время, когда питерские велотуристы на Карельском перешейке велоориентировались.
Причем рекордов ставить изначально я не собирался, просто решил прокатиться
на выходные. А вот поскольку собрался я в последний момент, то не успел предварительно
промерить эти километры. Прикинул: порядка двухсот - и вперед. Выехал в 9:05.
Погоду на выходные обещали пасмурную, 7-8 . В первый день так оно и было,
даже изредка накрапывал дождь (иногда со снегом). Зато комаров и мошки не
было. Шустренько доехал до Колы, свернул на Мурмаши. Первая неувязочка: не
хотят пускать через плотину Нижнетуломской ГЭС. Дескать, или пропуск давай,
или грузись на машину и проезжай на ней. А не хочешь - езжай назад в Колу.
На мое счастье, проехал некий Начальник и милостиво разрешил проскочить на
своих двоих колесах. До Верхнетуломского 80 км асфальта, за исключением 5
км реконструируемого куска. Между дорогой и Туломой - череда турбаз и домов
отдыха. Верхнетуломская ГЭС подземная, поэтому смотреть можно лишь на дамбу
и на гладь водохранилища. Следующие 52 км на юго-юго-запад - улучшенная грунтовая
дорога. Несколько колдобистая, но среднюю скорость 15 км/ч держать можно.
На 32 км - красивое озеро Марфа, особенно на фоне заснеженных гор. Отвилок
на запад и еще 31 км улучшенной грунтовки. У полуразрушенного моста через
реку Нюхча - потрясный вид на гору Пыршинуайвиш, а потом - на Сальные тундры.
Чуть не рву на себе волосы, что нет фотоаппарата (остался на работе). Все
это я успел проскочить за субботу. А потом захотелось воспользоваться преимуществами
полярного дня и попробовать пораньше вернуться в Мурманск. Ну чё там - километров
80-90 осталось. Правда, дорога показана пунктиром. И в общем-то изменившееся
качество дороги сразу чувствуется. Это и валуны разных размеров, усеявшие
дорогу, а также заболоченные участки. Но ехать, хотя и с перерывами, можно.
К 6 утра был в брошенной деревне Куцколь. По дороге успел два раза сомкнуть
глаза: один раз на 10 минут приснул на одном из мостов, другой раз на 15 минут
- на мокрой после дождика скамейке. Все. В Куцколи начал предвкушать скорое
завершение маршрута (км 50-60 оставалось). Но, как выяснилось, самое интересное
только начиналось. Такого количества заболоченных участков и закиданных всевозможными
камнями мне еще видеть не приходилось. Большую часть оставшейся дороги пришлось
идти, перетаскивая велосипед через камни и болота. Смотреть на красоты уже
не хочется. А горы вообще-то красивые - Волчьи тундры, затем Монче-тундры,
все в снегу. Встретился снег и на берегу озера Куцколь. Даже подошел. Дополнительная
развлекуха: спустило заднее колесо. Клеюсь. А через 12 км от Куцколи - разрушенный
мост. Приходится раздеваться и перетаскивать вброд в воде по пояс. Еще через
6 км - мост целый, но вода нашла себе еще одно русло. Форсирую не раздеваясь
по камешкам по щиколотку в воде. 44 км от Куцколи до карьера под Оленегорском
полз 11 часов. А что делать? От карьера 16 км, в основном грунтовка. В Оленегорске
- последняя насмешка судьбы: за 3,5 км до станции спустило и переднее колесо.
Иду пешком, на станцию прибываю одновременно со скорым из Питера в 19:20.
Билеты покупать уже времени и желания не было, договорились с проводницей
полюбовно. После заклейки камеры успел даже часик поспать.
Владислав
Васильев