"ПУСТЫННЫЙ ТЕСТ-ДРАЙВ"

В апреле 2002 года по решению "Велоцентра "Бивак" команда клуба "ВелоПитер" выполнила программу тестдрайва велосипедов Wheeler среди… песчаных пустынь и степей на границе Астраханской области и Казахстана. Тестдрайв проводили Илья Гуревич и Александр Кутищев. Задач ставилось две: Первая - творческая. Определить, возможно ли ездить по песчаной пустыне на байке? Вторая - практическая и рекламная. Испытать-посмотреть на поведение байков Wheeler в условиях бездорожья. В мире существуют десятки марок велосипедов, и каждый магазин волен выбирать, какую марку продавать. Но многие ли магазины знают, что продают? Велоцентр решил испытать, на что способна техника Wheeler, и какой у нее ресурс. Ну и, конечно, подготовить байки к пересечению пустыни - хорошая возможность проверить свое мастерство для механиков. Байки готовил Андрей Сидоров, который привлекался к работе со сборной России по МТБ, готовил технику к сложным походам "ВелоПитера", таким как Трансбайкал-2001
Байки готовились таким образом: На задние колеса поставили ставшие стандартными для походов команды "ВелоПитера" спицы из нержавеющей стали толщиной 2,3 мм, прошедшие дополнительную обработку. Суть примененного метода заключается в том, что спицы из нержавеющей стали легко подвергаются "холодной ковке". Во время этого процесса происходит дополнительное упрочнение межмолекулярных связей кристаллической решетки металла, и как следствие, упрочение этого металла. Процесс производится на специальном станке, имеющем овальные канавки. (См. фото справа) На этом оборудовании спицу можно сделать практически плоской и имеющей ширину до 5 мм. В нашем случае, овальность спиц не превысила 15%, а их удлинение составило около 5 мм.
Все серийные узлы велосипеда подвергнуты дополнительной пылезащите, то есть, установлены дополнительные пыльники: передняя и задняя втулки, картридж системы, нижний конус рулевой колонки, тормозные консоли. На передний переключатель поставлен серийный пылезащитный чехол Shimano, на задний переключатель поставлены самодельные пылезащитный чехлы. Дополнительно защищена внутренняя полость обода, так как отверстие под ниппель подверглось рассверливанию для установки камер с обычными ниппелями (а не гоночными). На байки установлена высокопрофильная резина Nokian Gazzaloddi шириной 2,3 дюйма.
На байки были установлены фирменные титановые багажники конструкции 1986 года, ставшие де факто стандартом для сложных велопоходов.
Что произошло с велосипедами за время похода - читайте в конце статьи.

Пустынный тест-драйв - отчет.

Горькая судьбина.

У вещей, как и у людей, есть своя судьба. Впрочем, это кому как. У кого судьба, а у кого - судьбина горькая. У двух велосипедов Wheeler, которые вместе с десятками других машин прибыли в "Велоцентр", пожалуй, была все-таки судьбина. Пока их новенькие коллеги катали по нашему прекрасному городу молодых девушек и пылких юношей, эти два байка торили степи и пустыни Астраханской области, глотая пыль и везя на себе 30-ти килограммовые рюкзаки. Одному байку было еще ничего - ему достался молодой и достаточно легкий седок Александр Кутищев. Второму - совсем труба. Ему пришлось тащить на своем, так сказать, седле, Илью Гуревича, ростом под 190 см и весом почти в центнер. Вместе с рюкзаком получается около 125 кг. С другой стороны, не каждому байку уготована возможность пройти интересным маршрутом и увидеть что-то неординарное в своей жизни.

Маршрут и "удачный старт".

Маршрут мы выбрали таким образом, чтобы он практически полностью проходил по ненаселенной местности и по дорогам, которые обозначены на карте как грунтовые, полевые или просто тропы. Что значит "грунтовая дорога в песчаной пустыне" мы представляли не вполне отчетливо. Кроме того, кое-где планировалось пройти по азимуту. Всего пребывание в пустыне должно было составить 6 дней. Соответственно продуктов мы брали сразу на 6 дней, а воду надеялись пополнять раз в два дня, хотя и ее брали с некоторым резервом.

Он не приехал на вокзал ... :)

Мало ли где застрянем? "Стартовый вес" получился нехилым: 9-11 литров воды на нос (ее мы перевозили в обычных пластиковых бутылках), плюс снаряжение (палатка, одежда, спальники) и раскладка… С последней получилось совсем интересно. Конечно, мы тщательно рассчитали вес раскладки, заменяя тяжелые и громоздкие банки с тушенкой пакетиками легкого и калорийного соевого мяса, пытались экономить на целом ряде других продуктов. Хлеб заменяли легкими "летними хлебцами", крупу развешивали чуть не по граммам. Вдруг, перед самым стартом, один из участников теста (Виктор Шульц) пропал! Он исчез за 20 часов до отправления поезда, но мы были уверены, что он подъедет на вокзал. Этого не произошло. В результате наша раскладка приняла странные формы: у нас был существенный перевес круп, сахара, конфет, пряников. Зато напрочь отсутствовали сухофрукты, орешки, водка (золотовалютный резерв), а также бензиновый примус и бензин к нему, веревка, которую планировалось использовать для прекращения страданий (имеется ввиду, не суицид, а попытка достать из степных колодцев воду для прекращения страданий от жажды). Итог - в пустыню мы выехали, имея по 7,5 кг раскладки вместо 5, а пищу готовили на "резервных" газовых горелках.

Начало пути.

Из поезда мы высадились на станции Харабалинская. Собрали велосипеды и отправились в путь. Первый день - акклиматизация. Мы небыстро катили по весеннему асфальтовому шоссе, наблюдая давленных змей и "кораблей пустыни". Верблюды произвели на нас благоприятное впечатление - благородное животное, ничего не скажешь. А вот змеи навели на мысли о том, что давленными змеями не рождаются - ими становятся. Иными словами, вне дороги должны быть змеи живые, возможно, кусачие. Местные казахи, впрочем, успокоили нас: "Наши гадюки кусачие, но не смертельно. Так, нога - рука распухнет, а потом пройдет". Окрыленные этими известием, мы остановились на ночлег на берегу одного из многочисленных Волжских протоков.

Вечером пришла в голову другая оригинальная мысль, а не затопит ли нас? Вроде как весна, вот-вот должен начаться паводок!

Степи и пустыни.

Штурм степей начался на второй день. Мы заправились водой в селе Вольном, и через Сероглазово вышли в степи по дороге, которая показана на карте как грунтовая. В местных степях жители разводят овец на овцефермах, верблюдов на верблюфермах (или в верблюжниках, не знаю, как правильно, и лошадей, наверное, в лошадятниках. Впрочем, в сельхозтерминах мы не особо сильны, зато более-менее разбираемся в дорогах.

Вначале покрытие было более чем приличное. Дело в том, что по весне песок еще сохраняет влагу, накопленную во время весенних дождей и от талого снега. С другой стороны, глина, которая воду не пропускает, быстро сохнет. В результате, песчаные колеи становятся более менее плотными (влажный песок укатывается редкими машинами), а глинистые участки уже почти сухие, и тоже держат велосипед. Конечно, глина просохла не везде! Кое-где на колеях попадаются большие лужи, или просто непросохшие участки. Их, во избежание налипания глины на колеса, приходится объезжать по целине, по более высоким местам. Песок, конечно, тоже бывает далеко не "асфальтовой плотности". На более рыхлых участках моя Nokian Gazzaloddi оставляла заметный след. (фото справа) Впрочем, каких то больших проблем для нас это все не составляло. На плотных участках мы ехали до 20 км/час, на рыхлых скорость падала до 6 -8 км/ч. Мы могли бы выдать и больше, благо вес от рюкзаков при движении по плоской местности не сильно дает о себе знать.

Весной в унылой степи есть на что посмотреть, например, цветы или озера. Озера образуются в глинистых низинках, куда стекает вода с окрестных холмов. Конечно, пить из них нельзя - вода соленая. Это хорошо видно по кромке воды. Постепенно высыхая, озеро оставляет за собой полоску белого налета - соли. Более того, вода в колодцах тоже годится только для скотов, так как тоже содержит повышенное количество соли. Для людей, которые живут в окрестных фермах ("точках", как их здесь называют), воду привозят в цистернах. Впрочем, бывают и исключения - на Харабалинском кордоне совершенно пресный колодец.

Наша "идиллия" продолжалась до середины дня. Чего еще желать велотуристу? Колея плотная, кладбища и могильники - наши основные ориентиры в степи, совпадают с указанными на карте, солнышко светит весеннее? Красота, да и только. Внезапно, дойдя до одной "точки", колея… кончилась! Мы даже видели следующий ориентир - белеющий на холме могильник, но ни дороги, ни тропы… Поехали по азимуту. Когда едешь по степи без дороги, то скорость заметно падает. Вроде как едешь, едешь, едешь…, а на компьютере прибавилось 2-3 километра. С другой стороны - видно далеко! Прикинул по компасу куда ехать - и двигайся к далекому ориентиру. Устал - отдохни в живописном месте.

 
Спуск к мертвому озеру
 
"Здесь прошел ВелоПитер", или
"Устал? Отдохни в живописном месте"

За могильником мы продолжали двигаться по степи по азимуту, затем поймали на пару километров колею, и двигались по ней пока Саша не "поймал" задним колесом кусок местного саксаула. Только заклеили, как Саша "поймал" кусок колючей проволоки. Двухсот метров не проехали! В этот раз пришлось воспользоваться местным соленым озером. Не смотря на грозность "колючки", дырочка оказалась небольшой. Для ее нахождения пришлось идти до ближайшего озера, подходить к нему по мокрой глине, и "топить камеру".

Оплот милитаризма.

Переночевав в песках (мы остановились в "закрепленных песках" недалеко от вновь обретенной колеи. Закрепленные - значит, что поросшие травой, посему ведущие себя спокойно), мы довольно быстро достигли Харабалинского кордона, дозаправились водой, и по разбитой бетонке двинулись на восток. Это было отклонение от первоначального замысла. Изначально мы планировали ехать далее на север в Казахстан, но изменили маршрут. Дело в том, что нас не удовлетворили пески, преодоленные накануне. На вопрос, пройдет ли байк по пескам мы не получили ответ, так как пески были плотные и закрепленные! Нам нужны были барханы! Настоящие, с "пустынным рисунком" на поверхности! Такие барханы по нашим понятиям лежали дальше на юг, тогда как в Казахстане, известное дело - царство степей. В результате мы решили сделать петлю - повернуть к югу, но по более восточным районам!

Через пяток километров бетонка улучшилась, а вскоре вокруг появились военные постройки. Радары, локаторы, военные "Уралы". В наши души вкрались сомнения, а не является ли очередная "Овцетоварная ферма" обозначенная на карте, воинской частью? Когда мы добрались до взлетно-посадочных площадок для вертолетов, наши сомнения переросли в уверенность. Было решено зайти к военным первыми, дабы не быть пойманными в качестве шпионов. Военные летчики оказались людьми приятными, пообещали перед тем, как будут отрабатывать бомбометание высылать в разведку вертолет. "Если увидим вашу палатку - бомбить не будем". Узнав, что мы из Питера, нас даже хотели подбросить до Гатчины то ли на истребителе, то ли на бомбардировщике. Но время "эвакуации" из пустынь еще не наступило, и пришлось нам ехать дальше. Достигнув стен "Овцетоварной фермы" мы повернули на юг. С этого момента ориентироваться по карте стало просто невозможно, зато встречали длинные песчаные участки, и даже натуральные барханы.

С картой дела были странными: В нужном направлении шла колея-дорожка очень хорошего качества. На одном из спусков Саша развил скорость свыше 32 км/ч, и, вероятно, это был не предел. Но никакие ориентиры даже рядом не лежали с тем, что было на карте! Мы проезжали десятки соленых озер, были на двух-трех настоящих овцефермах, но ничего подобного на карте не было. Вероятно, карту "подправили", так как местность прилегала к военной базе.

Пески и Барханы.

Дорога большей частью продолжала идти по степи, но уже появлялись довольно значительные участки настоящей пустыни. Кое-где попадались "формы выветривания" - столбики плотного песка. Стали попадаться песчаные участки по 100 - 300 и более метров. Наконец, мы достигли настоящего бархана, где решили заночевать. Вечером еще оставалось время для того, чтобы провести исследования вопроса, так идет же велосипед по пустыне или нет? Мы по очереди садились на пустой велосипед и колесили по бархану кругами, включая подъемы по песчаным склонам и спуски. Энергичный Саша проходил круг по бархану без единого касания на обоих велосипедах. Покрышки зарывались в песок, но велосипед уверенно шел даже в гору. Мне пришлось труднее. На велосипеде Саши стояли контактные педали, нажимать на которые "обычными ногами" не ахти как удобно. Зато мой танк на резине 2,3" отлично "держал трассу", в особенности на спусках. Это и не удивительно - основное назначение этой резины даунхилл.

 
Дорога в пустыне
 
Лагерь на бархане

Сказать по правде, ездить по "барханистой" пустыне с рюкзаком на длительные расстояния вряд ли возможно. Когда мы на байки нагрузили свои рюкзаки (с остатками воды и раскладки), то ехать стало не так приятно. То есть, когда задача ставилась проехать через бархан в степь кратчайшим путем (надо проехать метров 100 - 150), то можно поднапрячься и ехать. Если же была бы поставлена задача ехать по барханам без дороги 100 километров, то, очевидно, байки пришлось бы таскать на себе. Или пытаться ехать, но закладывая дневной километраж километров по 25, и ехать отдыхая через каждые 200-300 метров.

Приятно постоять с палаткой на бархане. Песок мягкий, приятный на ощупь, значительно более мелкий, чем на пляже. Некоторое время я даже ходил вокруг палатки в носках, пока не увидел вылезшую из под песка ящерицу. При виде нас она надула свой розовый капюшон и постаралась стать "страшной". "Черт его знает, что там еще под песком живет", - подумалось мне, и я перестал ходить босиком. Слава богу встреч с ядовитыми змеями не произошло, а для такой нечисти как пауки и скорпионы сезон еще не настал. Тем не менее, палатку мы всегда плотно закрывали, а также следили за тем, чтобы наши вещи и рюкзаки не валялись открытыми. Мало ли что заползет?

Продолжение пути.

Далее наш путь продолжился по полупустыням и степям до Волги. По ее берегам "растут" села, преимущественно с казахским населением. Нас встречали доброжелательно, но без понимания, для чего же мы все-таки здесь находимся? Особый интерес вызывали наши Wheeler-ы. Знатоки предполагали, что рама у них крабоновая, что "один раз крутанешь педали и 200 метров едешь", и что стоят они "наверное, 2 000 рублей, а может быть и еще дороже"! Реальную цену велосипедов, которые по питерским меркам не являются дорогими (9 - 13 000 руб.), мы называть не рисковали.

Наш дальнейший путь лежал на правый берег Волги, попасть на который можно было, пройдя по необъятной волжской пойме. Местные склонялись к мысли, что пройти-то мы пройдем, но броды через речки будут не меньше чем по… Ну, культурно говоря, по пояс. Очередным походным утром приступили к штурму поймы. Сначала дороги шли по дамбам мимо полей, затем что-то запетляли и ушли в ненужных направлениях. Мы взяли на вооружение "пустынный метод" - ехать по азимуту, и двинули на юго-запад. Сначала проехали по полю, затем добрались до затоки - "ерика", как они здесь называются. Пришлось проехать по его берегу в поисках места, где можно перебраться на другой берег. Наконец мы нашли хорошее болото, и переползли на другой берег. Еще немного "азимутов" и мы в селе на берегу Волги. Можно расслабиться - дальше движение пойдет по шоссе.

Возвращение.

Переплыв на пароме на правый берег, мы обнаружили себя в классической полупустыне. Кругом барханы, но поросшие травкой. Поехали к Астрахани и заночевали в прекрасном месте на берегу Волги. Здесь барханы подходят прямо к берегу реки, круто обрываясь к воде. Можно попробовать свои силы в катании по пескам. Вниз по бархану приятно ехать, приятно и наворачиваться - мягко. Вверх куда паршивее. Из Астрахани домой уехали поездом.

 
Барханный Даунхилл
 
Тестдрайв на Бархане

Техника.

По окончанию теста в "Велоцентре Бивак" прошла диагностика байков. Одним предложением ее можно охарактеризовать так: Поломок и сколько нибудь существенного износа не обнаружено, пыли в трущихся частях замечено не было". Работала, значит, антипылевая защита из поролона установленная на наши байки! Один из дополнительных пыльников (на передний тормоз) показан на фотографии. Будете в пустыне - применяйте :)

Участники тестдрайва - Илья Гуревич и Александр Кутищев благодарят фирмы ПИK-99 и NORMAL
за содействие в проведении пустынного тестдрайва, организованного "Велоцентром "Бивак" и клубом "ВелоПитер"