СБОР СТАТИСТИКИ ПО ДТП С УЧАСТИЕМ БАЙКЕРОВ

Уважаемые господа! Запущен новый проект по сбору информации о ДТП с велосипедистами. Если вы попадали в ДТП, пожалуйста, оставьте свою запись в нашем проекте. Это поможет другим людям не повторять ваших ошибок, или просто учесть ваш опыт. Адрес базы:

http://velo-dtp.net.ru

АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ДТП С УЧАСТИЕМ БАЙКЕРОВ

Мы проанализировали имеющуюся информацию у нас в клубе "ВелоПитер" и с кое-какими данными знакомим вас в этой статье.

Наиболее опасное ДТП с участием байкера: лобовое столкновение со встречной машиной, поворачивающей на перекрестке налево. Это ДТП приводит к тяжелым последствиям, но не является самым распространенным.

Данное ДТП можно описать следующим образом: на обычном четырехстороннем перекрестке байкер двигается прямо. В этот момент встречная машина решает повернуть налево. По правилам дорожного движения машина должна пропустить поток транспорта, движущийся прямо, включая байкера (мы говорим об общем случае, когда нет дорожных знаков, предусматривающих другое). Однако соблазн сэкономить время заставляет "водителей-умников" пытаться проскочить перед байкером, что и приводит к ДТП.

Как это выглядит со стороны байкера? Вы едете прямо на перекрестке и видите, что слева у разделительной полосы стоит машина, со включенным левым поворотом и пропускает поток в котором вы движетесь. Внезапно она, увидев перерыв в вашем потоке, стартует, и старается делать это с максимальным ускорением, чтобы проскочить в образовавшийся интервал. Не смотря на то, что байкеру приходится резко тормозить, его тормозной путь довольно велик. Следует отметить, что чаще всего и машина предпринимает попытку уклониться от столкновения с байкером, тормозя и отворачивая еще левее. В результате столкновение обычно происходит не совсем "в лоб": байкер влетает машине в борт. Часть таких ДТП заканчивается летально (один такой случай был на Исаакиевской площади пару лет назад), бывают переломы обеих ног (такой случай был на Лиговке году в 1998), сотрясения мозга - постоянно, ушибы и более легкие переломы - очень часто. У машины и, соответственно, водителя тоже есть проблемы: мятый корпус, необходимость дать взятку сотруднику ГАИ, откупиться от самого байкера.

Как не попасть в такую аварию? Если бы люди знали универсальное средство как не попасть в такую аварию, то необходимости в этой статье не было бы. Однако кое-что мы можем сделать. Первое: проезжая перекресток надо наблюдать за встречными машинами, которые готовятся к повороту. Второе: обязательно надо смотреть за встречными, когда вы двигаетесь на перекрестке в одиночку, а не в потоке машин. Третье: если вы видите, что встречная машина стартует вам наперерез, то ваше спасение не торможение - а торможение плюс маневр вправо. Четвертое: в темное время суток водитель может плохо видеть байкера. Велосипедисты почти поголовно используют задние фонарики - мигалки, задние катафоты, на велосипедной одежде много светоотражающих полос именно сзади. В то время как спереди, байкер часто ничем не выделяется: ни фонариком, ни катафотом ни светоотражающими полосами. Если вы много ездите по городу в сумерках - надо заботиться не только о задних фонариках, но и передних, а при выборе одежды обращать внимание на то, чтобы полосы были со всех сторон. Пятое: если у вас хорошее зрение, попробуйте посмотреть не на машину, а на самого водителя. Посмотрите ему в глаза - если зрительный контакт есть, значит, и он вас видит, и вероятность того, что даст газу ниже. Шестое: если вы почувствовали себя не уверенно, если вы подозреваете, что водитель спереди может сделать какую-то глупость - не забывайте золотое правило: "Дай Дорогу Дураку". Лучше притормозить заранее, чем потом устраивать разборки. Не следует забывать, что страна, в которой мы живем, называет Россия. По статистике клуба "ВелоПитер" до 20% водителей уезжают с места ДТП, (в котором участвует машина и байкер), а случаи когда потом такого водителя ловят и наказывают, в Клубе не известны. Если вы сами не побеспокоитесь о себе - никто о вас заботы не проявит. Будьте бдительны!

Столкновение байкера и машины, поворачивающей направо.

Этот вид ДТП по праву можно назвать одним из самых "хитовых". Лично меня так сбивали три раза. Слава богу, последствия этого ДТП, как правило, не страшны. Происходит оно так. На перекрестке, или на пересечении с выездом из дворов, бензоколонок и тому подобного, машина поворачивает вправо, не пропуская байкера, движущегося прямо. С точки зрения байкера это выглядит так. Рассказываю личные впечатления. Еду я по Большому проспекту Петроградской стороны на работу, километров на 22-24 в час. Вдруг меня обгоняет белая "четверка", начинает правый поворот во двор и бьет меня бортом в переднее колесо и бок. Я вылетаю на тротуар и врезаюсь в пешехода. Пешеход приходит в ярость и с кулаками отправляется разбираться… к водителю машины. Я с умилением и без повреждений наблюдал эту картину со стороны. Другие случаи были аналогичны, за исключением того, что машины поворачивали не во двор, а совершали маневр на перекрестке.
При таком виде ДТП как правило не машина врезается в байкера, а байкер врезается в бок, который подставляет ему машина. Большинство машин довольно мягкие на ощупь (я пробовал упомянутую "Чевтерку", "Фольцваген Пассат" и какого-то огромного старого "Мерса"). Во всех подобных ситуациях не прав водитель.


Для байкера и его здоровья такие ДТП не очень вредны. Можно получить пару ссадин и ушибов, в лучшем случае и вообще остаться "на ходу". Машина страдает более существенно, как правило, на ее борту (переднем крыле и передней двери) остаются вмятины и царапины от байка. Байк может, как остаться абсолютно целым, так и существенно повредиться. Болевая точка - переднее колесо, которое может сложиться от удара в бок авто.

Причины возникновения таких ДТП банальны:
· Водитель не видит байкера, который двигается вдоль тротуара.
· Водитель видит байкера, но не воспринимает его как помеху движению. В самом деле - мало ли тут байкеров и пешеходов ходят? Остановятся, пропустят!
· Водитель видит байкера, но не может верно оценить его скорость, и пытается повернуть перед ним. Ну, горячий такой джигит, торопится сильно.

Что надо делать, чтобы не попасть в такие аварии?

Все меры можно распределить на две части. Первая - повышение вашей "видимости". Сколько раз говорилось, сколько людей уже погибло и пострадало, но, тем не менее, до половины байкеров ездят в темных куртках без светоотражающих полос, пользуются черными и синими рюкзаками без упомянутых светоотражающих полос. Возможно, черный цвет и хорошо гармонирует с цветом самого байка или оттенком ваших глаз, но одеваться надо исключительно в яркие тона, в одежду с катафотами. Тоже самое относится и к рюкзакам. Велорюкзак должен быть ярким и со светоотражающими вставками или полосами. Несомненно, сзади должен быть фонарик. Кстати, самое опасное время - это не кромешная мгла. Это - сумерки. Как только вы увидели, что освещение "уходит", сразу включайте фонарик.
Вторая часть мер - организационная. Необходимо нарушать правила дорожного движения при проезде перекреста. Это заметно повышает вашу безопасность. Удивлены? Поясню. Байкер должен двигаться по дороге "как можно ближе к обочине" - так гласят правила. Однако при проезде перекрестка прямо, вам необходимо от этой самой обочины отъехать влево на метр-полтора. Почему? Представьте ситуацию: вы стоите у самой бровки, и собираетесь проехать прямо. За вами в правом ряду стоят машины, которым надо направо. Стоящего у самой бровки байкера они воспринимают либо как поворачивающего направо (хотя вы никаких знаков не подаете), либо просто не воспринимают как помеху. Мало ли кто тут НА обочине стоит. В результате, вы начинаете движение прямо, и машина одновременно начинает поворачивать направо…

Итак, подъезжая к перекрестку, у которого машины стоят, я рекомендую занять место в правом ряду перед первой машиной не менее чем в метре от обочины. В этом случае водитель однозначно трактует ваши действия, понимая, что Вам - прямо. Далее, сразу после сигнала светофора, можно плавно перестраиваться в крайне правую позицию. Аналогична динамика движения байкера и в случае, когда светофор зеленый, и машины двигаются потоком. Им тоже надо дать понять, куда именно вы едете. Если есть сплошной поток поварачивающих направо машин, то в этом случае не забудьте показать рукой сигнал левого поворота. Пусть вы только перестраиваетесь, и всего-то на метр, но машина сзади поймет, что вы делаете, и не будет пытаться вас обогнать. Оторвавшись от обочины на метр-полтора, вы заметно повышаете свою безопасность на перекрестке.

Что делать, если все-таки ДТП неизбежно, и машина начала вас объезжать спереди? Постарайтесь врезаться в нее под максимально острым углом. Для этого необходимо отворачивать вправо - впрочем, это вы сделаете вполне инстинктивно. Чем острее угол, тем выше ваши шансы не упасть. Кроме маневра вправо, постарайтесь на последней стадии торможения отпустить передний тормоз, продолжая тормозить задним, и как бы оттолкнуться от машины левой рукой.

ДВЕРНОЙ ВОПРОС

Одна из часто встречающихся аварий происходит при участии байкера и двери автомобиля, которую водитель открывает прямо перед его носом. Не смотря на весь комизм ситуации, последствия ее могут быть не веселыми. Рассмотрим варианты:

1) Едет байкер мимо припаркованных у правой кромки проезжей части машин. Едет неспешно, километров 30 в час. В это время у водителя одной из стоящих машин мелькает оригинальная идея - выйти погулять. Он резко распахивает дверь, и… в нее въезжает байкер. Это не плохой для байкера вариант - дверь, если в нее биться не в ребро, довольно мягкая на ощупь конструкция. К тому же удар может амортизировать рука водителя, если он не успел ее убрать. Дверь немного заминается, но это уже не наши проблемы. Водитель обязан смотреть перед тем, как открыть дверь.

2) Едет байкер мимо припаркованных у правой кромки проезжей части машин. Едет неспешно, километров 30 в час. В это время у водителя одной из стоящих машин мелькает оригинальная идея - выйти погулять. Он резко распахивает дверь, но не успевает открыть ее достаточно сильно, а лишь приоткрывает. В результате, дверь смотрит на байкера ребром. Это - очень опасно. В продольном направлении дверь очень жесткая, ее край - острый. Одним словом, врежешься - мало не покажется! С другой стороны, дверь в таком состоянии не перекрывает "всю дорогу", а лишь некоторую ее часть, что оставляет нам возможность совершить маневр и объехать дверь слева! Вот тут то нас КАМАЗом, движущемся сзади, и накроет…

3) Едет байкер мимо припаркованных у правой кромки проезжей части машин. Едет неспешно, километров 20 в час. Чего вдруг не 30, как всегда? А оттого, что впереди - перекресток, на нем горит красный свет, машины стоят, и байкер объезжает ряд машин справа, со стороны тротуара. Вдруг у пассажира, которого перевозит водитель, в голове мелькает оригинальная мысль: а не выйти ли мне погулять? Он распахивает правую дверь, которая полностью перекрывает узкий проход между машиной и тротуаром. В открытую дверь немедленно "входит" байкер. Пассажир, в отличие от водителя, обычно вообще никакого внимания на то, что делается на дороге, не обращает, а просто берет и выходит, тем более что машина то в правом ряду стоит! Казалось бы - чего бояться? Ложкой меда в этой бочке дегтя является то, то пассажирами очень часто бывают девушки "нежные как персик, стройные как кипарис", и очень мягкие на ощупь! Нет, не подумайте ничего плохого - просто въехать в чисто одетую девушку, от которой приятно пахнет духами, куда приятнее, чем в грязную и жесткую дверь, особенно, в торец. Девушки в этот момент очень мило вскрикивают "ой!". Все бы ничего, но за девушкой все равно маячит дверь, куда вы вдвоем и влетите. К тому же, сделать какой либо маневр в узком пространстве между машиной и паребриком невозможно. А вот потом возможно наступит черед разборок с водителем, который по совместительству может быть "бойфрендом" девушки с переломанными (уже) вашим рулем ребрами.

Что же делать байкеру, чтобы избежать столкновения? Во-первых, проезжая мимо ряда машин, имеет смысл не "щёлкать таблицей", а смотреть, не сидит ли в ней коварный водитель. Если он вдруг засуетился, то надо "снизить скорость и увеличить поперечную дистанцию". Так же надо быть осторожным объезжая машины справа.


Наиболее опасный момент - когда машина вас обгоняет, и останавливается метрах в 100 перед вами. Машина остановилась - сразу предполагайте, что из нее выйдет погулять водитель. Еще момент: если столкновения не избежать, то действовать можно двумя способами. Если дверь открыта настежь - не пытайтесь сделать маневр. Сзади могут идти машины! Лучше тормозите и въезжайте в дверь - полностью открытая она не очень опасна. Если дверь смотрит на вас торцом - маневрируйте! 50 см влево - и вы можете быть спасены! С другой стороны, дверь как открывается, так и закрывается. Мне несколько раз удавалось применить торможение передним тормозом (левой рукой), а правой я захлопывал открывающуюся дверь. В обоих случаях обходилось без потерь моей стороны, так и без повреждений для машины.

И последнее: не надо паниковать! Бывают случаи, когда человек при виде открывающейся двери так тормозит, что успевает полететь через голову, даже не доезжая до самого препятствия! Это очень обидно!

В подобных ситуациях виноват водитель - он не должен создавать помехи движению при выходе из машины. Но не надо его строго осуждать - он может вас просто не заметить в зеркало заднего вида. Так что, ваша безопасность в данном случае в ваших же руках!

Двери Фуры

Наша статистика пополнилась еще одним случаем столкновения байкера и открывающейся двери. Описываемое ДТП закончилось для байкера летальным исходом. Итак, ситуация: байкер объезжал стоящую в правом ряду фуру. Были сумерки, байкер ехал на значительной скорости, без шлема. Когда водитель открыл дверь, чтобы выйти, байкер попал в ребро двери головой. Дверь фуры находилась аккурат на уровне головы движущегося байкера. Байкер умер через несколько минут в больнице, куда был доставлен скорой помощью. Так что, будьте бдительны, объезжая фуры.

Столкновение с деньгами.

Что важнее всего на свете для человека? Над этим вопросом бились лучшие философские умы во все времена, но так и не смогли дать единый ответ. Кто-то предполагал, что для человека важнее всего - честь, кто-то называл ум, или любовь, кто-то обобщенно говорил про счастье. Все эти мысли ушли в прошлое, и сегодня очевидно, для человека важнее всего деньги. Ну а для байкера деньги несут в себе еще и определенную опасность. Представьте себе картину - едет байкер по дороге прямо, едет себе по делам, ничего не нарушает. Левее от него идет поток машин, а справа, на тротуаре прогуливаются пешеходы. И вот, один из пешеходов надумал поймать маршрутку или такси. Он подходит к краю дороги, поднимает руку и… В это время водитель машины или маршрутки видит деньги в образе человека, просящиеся к нему в карман. Забывая обо всем на свете, он с нездоровым блеском в глазах резко летит к пешеходу, совершая маневр вправо. Резко - ибо мало ли, уведет кто его деньги, а ведь 10 рублей сумма не малая! Байкер оказывается в прямом смысле слова подрезанным - машина обгоняет его и, тормозя, подставляет ему бок или зад.

ДТП такого типа часто не приносит байкеру слишком уж сильных повреждений - иногда ему удается протиснуться между машиной и тротуаром, иногда удар приходится в борт машины под значительным углом, иногда удается резко затормозить и вовсе избежать ДТП. Бывают варианты с запрыгиванием на тротуар, столкновением с тем самым голосующим пешеходом.

Кто прав в таком ДТП, а кто виноват? Ну, где живем - знаем хорошо, отсюда мораль: кто сильнее, тот и прав. Известны случаи, когда водитель был сильнее, и заставлял байкера платить в частности за разбитое правое зеркало. Бывали случаи, когда ушлый байкер под угрозой вызова ГАИ "снимал" денег уже с водителя. Если вспомнить, что существуют еще и правила, которые иногда используются для определения того, кто прав, а кто виновен, то тут однозначного ответа нет - в каждой ситуации надо разбираться отдельно, со свидетелями и представителями ГАИ. Перед тем, как мы ситуацию немного покапаем, расскажу анекдот: врезался новый русский на "мерсе" в асфальтный каток, ну, типа, обидно, ешкин кот! Машину дорогую расквасил! Вызывает Гаишника, дает ему не как всегда, а 200 баксов, и говорит: "Сделай, дорогой друг, протокол!". Гаишник берет деньги, подходит к водителю катка и спрашивает: "Ну, мужик, рассказывай, как обгонял, как подрезал…". Примерно такая картина будет и с вами. Разумеется, со слов водителя дело будет обстоять так: "Стою я у обочины, пассажиров сажаю - высаживаю, вдруг, бац! Трах! Тарарам! Думаю, что такое? Не гром ли средь ясного неба? Ан, нет! Вижу - байкер по пояс торчит в салоне, ногами снаружи машет!". Вам надо будет доказать факт того, что машина вас подрезала и остановилась перед вами как вкопанная за секунду до ДТП. Ведь если вы врезались в машину, которая уже пол часа стоит на обочине, то понятно, это будет уже ваша вина.

Важно отметить, что не все столкновения одинаково опасны. Хуже всего сталкиваться с маршрутками и такси, так как эти "источники повышенной опасности" не просто сами по себе катаются по городу, но имеют свою службу дорожной безопасности, которая выезжает разбираться на место ДТП. Помните что самое важное для человека? Вот-вот, справедливость или там, честность какая-нибудь - это понятия устаревшие. Важно слупить с вас денег - именно в таком ключе будет проходить разбор ДТП с участием служб дорожной безопасности.

Как избежать таких ДТП? В принципе, дать каких-либо точных рекомендаций, в отличие от прошлых случаев, здесь практически невозможно. Во-первых, вы не видите обстановку на дороге сзади вас. Во-вторых, пешеход, стоящий на обочине, может поднять руку в любой момент, например, когда за вашей спиной покажется маршрутка нужного номера. Правда, если пешеход поднял руку, то это не значит что немедленно произойдет ДТП: машина может быть достаточно далеко от вас, а водитель может оказаться внимательным.

Несколько советов все же можно дать. И все они банальны: будьте "яркими" на дороге! Одевайтесь ярко, не пренебрегайте катафотами, рюкзаками красного цвета, со светоотражающими полосами. Ну и будьте внимательны сами. Если вас резко подрезают, то подумайте, надо ли вам тормозить? Может быть лучше совершить маневр? Например, запрыгнуть на тротуар, и тормозить уже там… В конце концов, пешеходы - мягкие люди… они поймут ваши проблемы.

Столкновение с неподвижными предметами, разбросанными на дорогах.

Часто случается так, что байкер сам по своей собственной инициативе врезается в предметы, валяющиеся на дороге. Нельзя сказать, что речь идет о всякой мелочи, как, например, кирпичах, или палках. Речь, как правило, идет о вещах довольно крупных, в основном - машинах. Приведу примеры. Один мой товарищ как-то ехал в районе Шушар по тихой асфальтовой дороге. На обочине стояла легковая машина с прицепом, в котором лежали мешки с картошкой. Обочина была узкой, поэтому машина занимала часть проезжей части. Зазевавшись, мой приятель и не заметил, как обнаружил себя лежащим на мешках. Хорошо, что скорость была не большая, и не приятель, ни его байк, ни картошка, ни прицеп не пострадали.

Легковая машина - предмет небольшой. Вот автобус Павловского завода - цель более достойная внимания байкера. Как-то ехали мы из Луги в Новгород, проезжали село Петровские Бабы. Неширокая дорога почти без движения… В одном месте на ней незаметно стоял автобус рыжего цвета. В него сзади въехал… вернее его забодал, так как удар пришелся на правый рог, байкер по имени Максим.

Если мои друзья бодали и долбали легковые машины и автобусы, то мне, как председателю клуба "ВелоПитер" по рангу положено быть впереди планеты всей. Что там легковушка, или автобус! Их каждый может не заметить на дороге. А вы попробуйте не заметить МАЗ самосвал! Итак, ехал я как-то в мае на работу. Только отъехал от дома по проспекту Блюхера, только пересек Пискаревский проспект, только… Что было дальше я вспомнил только через несколько дней. В правом ряду незаметно притулился небольшой МАЗ самосвал, в который я на среднем ходу влетел. Ну, не заметил…

Итоги этих ДТП различны: от "отделался легким испугом", до переломов и сотрясений мозга. Кроме этого, в большинстве случаев байкер сам виноват в ДТП. Вероятно, есть и исключения - парковка в неположенном месте, но наша статистика глаголит: все забоданные машины были припаркованы без нарушений правил. Так что кроме проблем со здоровьем у вас могут быть проблемы с деньгами - придется возмещать ущерб. Кстати, от удара мной, самосвал не пострадал, и платить неустойку мне не пришлось.

Какие же можно дать рекомендации, как не попасть в подобное ДТП? Есть только банальное: люди, будьте бдительны! Однако, надежды на это мало. Все равно время от времени люди засыпают за рулем велосипеда, так же как и водители за рулем автомобиля. Кстати, спят на велосипеде, как правило, люди с большим опытом. Что можно порекомендовать - носите шлем. Если вы ловили себя на мысли, что вы часто "витаете в облаках" вдали от места, по которому едете на велосипеде - одевайте шлем. И все-таки… люди, будьте внимательны!

Собаки, пешеходы и прочая живность.

Что может быть хуже автомобиля на дороге? Правильно - пешеходы. Нельзя не отметить, что автомобилисты, хоть, конечно, и плохие в целом люди, но в чем-то им тяжелее, чем нам. У меня 15 лет водительского стажа, права на грузовик… Сколько я за это время с ГАИ общался - не перечесть. Сколько взяток заплачено… На новый байк наверняка бы хватило. Но к чему это я? А к тому, что ГАИшники - люди, ревностно следящие за своей прибылью, а автомобилист - объект их охоты. Чуть нарушил, тут же, говоря языком Лермонтова и Достоевского - максай бабки. В этой связи, водителю приходится считаться с существованием правил дорожного движения. Пешеходы для ГАИшника не интересны, с него взятки гладки. Бывают иногда случаи, когда останавливают велосипедиста, а пешехода - ну в самом крайнем случае. Только если ГАИшнику уж совсем делать нечего. От тоски, так сказать. Вот и ведут себя пешеходы на дороге как попало, часто намного хуже автомобилистов.

Другой аспект проблемы - у автомобилиста на лбу … ой, простите, на машине, написано, как его найти. То есть, если водитель совершает ДТП и уезжает с места события, то теоретически его можно разыскать по номеру машины, который хорошо виден. У пешехода на лбу не написано как его зовут, и шансов скрыться с места ДТП у него заметно больше. Единственное что спасает нас от дорожного хаоса, это то, что пешеход все-таки существо хрупкое, и попасть в ДТП боится.
Столкновения с пешеходами бывают много опаснее, чем даже с машиной. Опишу одно: в сумерках мой приятель ехал по проспекту Энергетиков объезжая стоящий на остановке автобус. Один особо горячий пешеход, рванул с противоположной стороны, чтобы успеть сесть в злополучный автобус, а байкера, очевидно, не видел. Мой приятель тоже никого не видел и ехал себе спокойно, до самого момента, когда этот пешеход в него врезался. Виктор полетел с велосипеда, ударился плечом в маршрутку, стоявшую перед автобусом, а пешеход вскочил в автобус и был таков. Итог: перелом ключицы, и выплата компенсации маршрутке за разбитую фару. "Итог итога" потеря трудоспособности на три месяца.

Справедливости ради отмечу, что пешеходам в ДТП с байком обычно бывает хуже. Но легче ли нам, от того, что кому-то может быть еще хуже?

Итак, столкновения с пешеходами бывают двух типов - когда мы сами врезаемся в них, и когда они толкают нас. Первый случай нам не страшен. Пешеход мягкий на ощупь, и врезаться в него намного приятнее, чем в машину или столб. Есть только моральный аспект проблемы: по клубной статистике байкеры чаще всего врезаются в женщин, причем находящихся в старшей возрастной группе. Одно дело - сбил девушку или молодого человека не по делу бегущего через дорогу, и думать об этом через 30 секунд забыл. Другое дело - попал в чью-то маму или бабушку. Пусть она сто раз виновата, но горький осадок остается.

В ДТП такого типа, у нас все-таки есть время, чтобы как-то среагировать на дорожную ситуацию: заметить пешехода, нажать на тормоз или совершить маневр. Когда пешеход толкает нас - ничего сделать нельзя. Эту ситуацию не предсказать, ни упредить нельзя, так как мы пешехода не видим. Он появляется внезапно, и именно толкает вас, так как сам пугается вашего приближения! В последний момент пешеход как бы отталкивается от вас, как от стены руками. Такого толчка в бок выдержать на ногах почти невозможно.

Единственный совет, что можно дать - следите за поведением пешеходов на улице, ни чуть не меньше чем за автомобилями. Если заметите, что тот, или иной пешеход собирается броситься вам под колеса - действуйте по обстоятельствам. Если у вас есть выбор - лучше врезаться в пешехода под прямым углом, чем попасть ему под руку. Если вы видите, что можете впритык обогнуть пешехода ПЕРЕД его носом - сначала подумайте, стоит ли? Увидев вас в 20 см от своего носа, он инстинктивно вас толкнет. В этом случае сильно пострадаете вы, в противном - он. Ничего не поделать, наш мир так устроен. Есть, конечно, и идеальный случай - обогнуть пешехода сзади. В отличие от лошади он обычно не лягается.

Коль заговорили о животных, отмечу, что бывают ДТП не только с пешеходами, но и с другими представителями фауны. Я как-то наехал на змею, и мне было ужасно страшно (дело происходило в Таиланде, и кто знает, на сколько ядовитые змеи там водятся). Был я свидетелем, как наезжали на собак. Про змей рассказывать не буду - это вам вряд ли пригодиться, а вот "собаки" требуют пояснения.

Обычно ДТП с собакой происходит так: паршивый пес безродный (благородные доберманы или доги так себя не ведут, или им не позволяют хозяева), при приближении байкера начинает кидаться на него с лаем. Вы в этот момент двигаетесь "колонной" - то есть байкер за байкером на небольшом расстоянии. Собака теряет ориентацию в пространстве при виде нескольких странных "объектов" и попадает под колеса второму (третьему…, пятому) байкеру. Бывают и другие случаи, когда собака в силу каких-то причин не бежит за вами сзади, а забегает спереди, и тоже попадает под колеса.

Собаки мелкие переезжаются велосипедом легко. Создается ощущение, что они при этом не очень-то страдают. Во всяком случае, после переезда собаки и передним и задним колесом (часто если байкер уж начал переезжать собаку, то он переезжает ее обоими колесами) она убегает своим ходом в кусты. Я знаю три случая наезда на собаку, и во всех трех - собака убегала. То есть оставалась живой и в меру здоровой. Крупные собаки, не шавки, обычно уважают себя сильней, и глупостей как попадание под колесо не делают. Во всяком случае, мне не известны случаи наезда байкера на волкодава, немецкую овчарку или мастифа.

В ДТП с животными самое главное - не предаваться эмоциям. В частности, когда я наехал на змею, и ее немного подбросило передним колесом в сторону педалей, (и моих ног, соответственно), то дело чуть не кончилось плачевно. Испугавшись пресмыкающегося, я потерял контроль за дорожной обстановкой и чуть не попал под машину, которая, слава богу, успела затормозить.

Но вернемся "к нашим собакам". Итак, самое главное в наезде на собаку - не предаваться эмоциям. Казалось бы, вы наехали на злющего (судя по лаю) пса, так он теперь, придет в ярость и вас всего искусает? Ничуть не бывало! Во всех известных мне случаях наезда байком на собаку, последняя мигом улепетывала в кусты. Это все эмоции - их бояться не надо. Вот говорили нам, что доблестный народ Ирака будет сопротивляться войскам союзников до последней капли крови, пугали страшными шахидами на улицах Багдада, а он до последней капли крови грабят свои магазины и офисы. Эмоции - одно, а реальная ситуация - другое. Так и в нашей случае: после наезда на собаку - она не кусаться лезет, а трусливо шкуру свою спасает. Главная же наша задача - не бояться.

В предыдущих разделах я говорил о том, как в ДТП не попасть. В случае с собаками, я буду давать обратные советы: как в такое ДТП попасть. С чего так? А вот с чего: для байкера собака представляет опасность только тогда, когда находится сзади. Все известные мне случаи укуса байкера собаками сводились к укусу за икроножную мышцу, стопу или ляжку сзади. Животные не знают что такое "благородство" и нападают сугубо прагматично - сзади. Известно также, что собака не только нападает сзади, но и старается выбрать слабое животное в стаде, то есть байкера, который едет последним. Кроме того, собака уж не знаю как, но определяет, кто ее боится. Итак, вы едете прямо, на вас налетает собака, начинает с лаем заходить вам за спину. Вот тут-то и можно порекомендовать "попасть в ДТП". Направьте байк прямо на "зверюгу". Либо она испугается и отстанет от вас, либо вы ее переедете, что тоже не принесет вам никакого вреда. В любом случае, угрожающий маневер в сторону собаки заставляет большинство из них вести себя осторожнее.

Вот чего не следует делать, так пользоваться моим советом, если перед вами породистый пес. С одной стороны, хороший охранник не станет вести себя как последняя шавка, с другой - охраняя свою зону, он может проявлять чувства далекие от трусости. Если вы видите собаку "при деле" - лучше объедьте ее стороной.

Удар в спину.

ДТП, в которых байкер въезжает в автомобиль, мы уже рассматривали. А вот ДТП, при которых автомобиль подло въезжает в спину байкера - еще нет. А между тем, такие случаи зафиксированы в клубной статистике. Почему автомобиль "подло" въезжает в байкера? Ну, потому, что делает это тайком, со спины, в то время как благородный автомобилист заехал бы спереди, глядя байкеру прямо в глаза.

Итак, в статистике "ВелоПитера" зафиксировано два типа подобных случаев. Первый: на прямой как стрела загородной дороге двигалась группа байкеров. В нее на большой скорости врезалась машина Audi 100. Как могло такое произойти на дороге с прекрасной видимостью на много километров? Дело было так: молодая мамаша решила порезвиться за рулем автомобиля, не смотря на то, что ее грудные дети-двойняшки были в этом же драндулете. Она поменялась с мужем местами и неслась километров 140 в час по тихому загородному шоссе. Ум человека ограничен, но глупость человеческая воистину границ не знает. Водить машину она не умела, но это не стало поводом для аккуратности на дороге. Итак, немного снизив скорость, километров до 120, она подъехала к группе байкеров и решила их объехать по левой стороне дороги. Начала маневр, и увидела, что ее саму обгоняет еще один джигит. Понятно, что для чего существуют в машине зеркала, дама не знала. Экстренное торможение не помогло, и машина врезалась в группу велосипедистов. Несколько человек улетели в кювет, один мог получить тяжелые травмы (он спиной разбил лобовое стекло в машине, помял капот, бампер). Только шлем (удар пришелся шлемом о крышу машины) спас байкера от непоправимого. Велосипед (на удачу, "полный отстой") восстановлению не подлежал.

Второй тип подобных аварий - классический. Байкер ехал по дороге в городе. Его, резко вильнув вправо, подрезала машина. Для того чтобы избежать столкновения с ней, он совершил маневр влево, где его и нагнала другая машина.

Как избежать подобных проблем на дороге? Одна из главных причин аварий первого рода - это езда по дорогам "стадом". Байкеры едут по три - четыре человека в ряд, перекрывая дорогу полностью. Особо опасны в этом случае дороги со слабым движением. Это логично и понятно: на шоссе с постоянным потоком машин не особенно то в три ряда поедешь, а на тихой дорожке - пожалуйста. Намекну: это является прямым нарушением правил дорожного движения. Движение в один ряд заметно снижает вероятность подобной аварии. С другой стороны, в один ряд все равно никто не ездит - скучно. Говорить о том, что надо быть внимательным к машинам подбирающимся сзади - бесполезно. Подобные ДТП зависят во многом не от вас, а от водителя, которого вы, двигаясь стадом, ставите в затруднительную ситуацию.

Избежать аварий второго типа тоже не просто. Во-первых, байкер попадает в сложную ситуацию - его подрезает машина (или, например, перед ним резко открывается дверь). Это обычно бывает внезапно, так что времени на размышления не хватает. Маневр - это относительно безопасный способ избежать ДТП, если на торможение не остается места и времени. Заметим лишь одно: маневр вправо бывает безопаснее, если вы в состоянии запрыгнуть на тротуар. Пешеходы - люди мягкие. Маневр влево надо совершать осторожно, пытаясь прижиматься к объезжаемому препятствию. Кроме того, сохраняйте хладнокровие. Если вы объезжаете препятствие слева, то машина, которая вас обгоняет сзади, увидит это и в свою очередь постарается вильнуть влево. Однако пространства для маневра у нее маловато. Возможно машина "прорычит" в нескольких сантиметров от вас! Это неприятно, но от "рычания" еще никто не умирал. Крепко держите руль и не поддавайтесь панике.

Одеваемся противоаварийно.

У одежды байкера есть много разных аспектов, но мы здесь рассмотрим лишь один - безопасность. С точки зрения безопасности байкер должен быть одет ярко, туго и крепко. Поясню. Яркость байкера на дороге, как днем, так и ночью дает водителю возможность увидеть его заранее, и, соответственно принять меры. Правильная велосипедная одежда бывает красной, ядовито красной, ядовито оранжевой и ядовито желтой. Возможны варианты, когда одежда темная, но с яркими вставками. Если увидите серую или белую велосипедную одежду, то перед тем как ее покупать, прикиньте, как вы будете смотреться в ней на дороге в солнечный летний денек. Будете выглядеть как привидение, которое после ДТП с вашим участием будет еще долго (и внезапно) появляться перед глазами сбившего вас водителя Камаза. Еще намек: наличие светоотражающих вставок днем вас не спасет. Яркий цвет одежды работает лучше. А вот ночью, как раз цвет не важен, а важны cветоотражающие вставки или полосы. Задам вам вопрос: как машина может сбить байкера? Дам ответ: справа, слева, спереди и сзади. Как она не может байкера сбить? Снизу и сверху. В строгом соответствии с этой идеей необходимо, чтобы светоотражающие полосы были спереди, сзади и с боков. Сверху и снизу можно обойтись без них. Многие производители экономят на полосах, так как они стоят денег. Часто полосы есть только сзади. Этого не достаточно. Байкер должен светиться во всех направлениях, чтобы машины, совершающие разные хитрые маневры, не теряли его из виду.

Следующий момент - велорюкзак. Купили одежку с катафотами, и одели поверх нее рюкзак. Будет ли польза от катафота? Велорюкзак также должен быть ярким со светоотражающими вставками и полосами, в том числе и на чехле, который закрывает его от дождя. Забавно бывает, когда на таком чехле производитель экономит и полосу не ставит. Разве не известно, что именно при дожде ухудшается видимость, а тормозной путь наоборот увеличивается?

Завершая разговор про яркость, отметим необходимость наличия мигалок и катафотов на байке и крайнюю желательность переднего фонаря на руле.

Второй критерий безопасной одежды - тугость. Возможно термин не вполне корректный, но он значит для безопасности многое. Одежда байкера не должна торчать во все стороны, а быть облегающей. Известны случаи, когда байкер получал травмы и даже терял жизнь от того, что его задевала машина за фалды на одежде. Представьте себе грузовик, из которого торчит доска…

Обратите внимание и на обувь. Шнурки, попадающие в систему - это предпосылка к падению. Cпециализированная велообувь делается, как правило, без них, но если вы "рассекаете" в кедах, позаботьтесь о том, чтобы шнурки на них были аккуратно убраны.

Последний аспект - "крепость". Приятно тормозить об асфальт прочными перчатками, которые не прорвутся и сохранят руки. Хорошо "бодать" других участников дорожного движения, будучи уверенными в крепости своего шлема. Берите качественную одежду. Лучше сэкономьте на навеске на велосипед - все равно 90% народа Deore от Alivio по ощущениям от езды не отличает.

Ну и наконец, суммируем: шлем крайне желателен, перчатки - рекомендуются, облегающая прочная и яркая одежда - обязательна, велорюкзак яркий и с катафотами - обязательно. Есть еще специализированные изделия, типа наколенников и налокотников, которые можно позаимствовать у триальщиков, но это для обычного человека - излишества.

Безопасного вам катания!

ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ БАЙКЕРОВ

Сколько метров проедет байкер при торможении? Это до определенной степени важный вопрос, от которого зависит безопасность байкера на дороге. Мы решили провести серию "псевдо научных" экспериментов, чтобы получить хоть какие-то значения! Пусть не точные, пусть не отражающие всего многообразия ситуаций, но результаты, которые дадут нам приблизительные понятия, на сколько же отличаются эти тормозные пути! Сразу скажу: торможение зависит от целого ряда факторов, начиная от исправности тормозов и состояния колодок, заканчивая протектором, мастерством байкера, состоянием грунта. Мы просто попытались оценить в цифрах одну ситуацию, дабы иметь для начала хоть какие то цифры.

Ход эксперимента.

Все знают, что наиболее опасные эксперименты проводят на наименее ценных членах сообщества. Я к участию в эксперименте пригласил Сашу Кутищева (Клубная карта номер 2). Жалко было конечно, да надо ж кем-то жертвовать. Итак, Саше предстояло разгоняться на байке до скоростей в 10, 15, 20 и 25 км/час, контролируя скорость по велокомпьютеру. Саша рвался еще и погонять на 30 км/ч, но скоро в поход, где Саша нужен целиком (без поломок), и добро на 30 км/час я не дал.

Конечно, точно держать указанную скорость весьма трудно, поэтому организовывались несколько заездов (4-5). В каждом случае замерялся тормозной путь, и высчитывалось среднее арифметическое. Мы разделили торможение передним тормозом и задним, чтобы получить еще и информацию о том, на сколько передние тормоза эффективнее задних. Вот так: 5 заездов с торможением передним, и 5 с торможением задним. Все вроде просто? Ан нет! Чтобы получить реальные "научные" значения, надо поставить на колеса одинаковые покрышки, надо быть уверенным, что тормоза создают на колесах одинаковое усилие… Мы этими параметрами (равно как и многими другими) пренебрегли. Наша цель получить ориентировочные данные. Мы предполагаем, что точность наших данных может варьироваться в пределах 10-15%.

Эксперимент проводился на ровной грунтовой дорожке, в парке. Представляете парковую дорожку? Это хорошо укатанный и выровненный грунт, на который "набито" покрытие из каких-то мелких камешков, размером чуть крупнее песка. Когда байк идет юзом, то верхний слой покрытия просто сносит! "Тормозили мы" так. Меня интересовала длина тормозного пути от заднего тормоза с юзом. Тормозить с юзом - дело не хорошее, но мы умышленно пошли на такой эксперимент. Может в будущем нам удастся провести повторный эксперимент на торможение без юза и сравнить результаты? Кроме этого, торможение юзом снимает вопрос, а на сколько сильно байкер давил на тормоз? Было ли то состояние колеса "на грани юза" действительно таким? Как это замерить? С юзом же все понятно - если колесо чертит непрерывную линию, значит колесо заклинено.

С передним тормозом ситуация была иная. Указание было такое: тормозить с максимальной силой. Юз на переднем колесе допускался. Замечу, кстати, что это не рекомендуется делать "вне" рамок эксперимента в жизни реальной. Допускалось также ослабление торможения передним тормозом для выхода из состояния юза. Не допускались только полеты через руль, впрочем, Саша летать и не пытался.


На земле чертилась линия, при пересечении которой байкер начинал тормозить. Соответственно и тормозной путь засекался (измерения проводились рулеткой) именно от неё. Эксперимент проводился на хардтейле с амортизационной вилкой. Резина - полуслики, состояние грунта - сухое.

На рисунке справа: левая колонка - тормозной путь в САНТИМЕТРАХ. По горизонтали скорость: первая точка 10км/час, вторая - 15, третья - 20, четертая - 25 км/час. Верхняя линия - торможение задним тормозом, нижняя линия - торможение передним тормозом.

Надеемся в будущем добавить графики торможения на асфальте и на снегу. Хотите побывать в шкуре подопытного кролика? Пишите: spbfp@atlant.ru