195253, С-Петербург, проспект Маршала Блюхера 61/1-213 +7 921 300 92 32
Исх. Номер. 1-2011-П Дата 17.01.2011 Санкт-Петербург
председателю комитета по благоустройству
и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга
Подобеду Андрею Владимировичу.
Уважаемый Андрей Владимирович!
Мы, представители клуба ВелоПитер (www.velopiter.spb.ru), приветствуем инициативу властей Санкт-Петербурга по строительству в нашем городе велоинфраструктуры. Мы надеемся, что создаваемая инфраструктура сделает перемещение по городу велосипедистов безопасным и удобным.
Представители нашего клуба также входят в состав рабочей группы комитета по Транспорту Государственной Думы по выработке Федерального закона о Велосипедном движении, и в своей работе мы пытаемся исправить некоторые положения текущего законодательства, препятствующие появлению велосипедной инфраструктуры в городах России.
В своём обращении к Вам мы выражаем озабоченность тем, как на практике выполняется программа создания велодорожек (утверждена вице-губернатором Санкт-Петербурга А.И. Полукеевым в 2008г.). Мы стремимся к тому, чтобы создаваемые в городе велосипедные дорожки были не просто разрозненными рекреационными объектами, а составляли удобную для горожан сеть веломаршрутов.
В настоящем обращении мы хотим обратить внимание на основные недостатки уже построенных велодорожек, и предложить меры по их устранению.
1. Общие проблемы
Проблема 1.1: «Конец велодорожки»
В Правилах дорожного движения, действующих в настоящее время в Российской Федерации, не предусмотрен знак «конец велодорожки». Вместо этого знака, в Петербурге, в конце каждого участка велодорожки устанавливается знак 3.9 «движение на велосипедах запрещено». При этом часто не ясна зона действия этого знака, а во многих случаях его можно трактовать, как запрет велосипедистам продолжать движение по проезжей части (и, таким образом, использовать велосипедную дорожку как участок маршрута для езды по городу).
Возможное решение:
Предлагаем заменить знак 3.9 «движение на велосипедах запрещено»:
1) в местах выезда на проезжую часть - знаком 2.5 «движение без остановки запрещено» и указателем разрешённых велосипедисту направлений движения;
2) в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью - знаком 1.8 «светофорное регулирование», либо при отсутствии велосипедного или обычного светофора - знаками 2.4 «уступите дорогу» или 2.5 «движение без остановки запрещено», при этом на проезжую часть следует нанести разметку 1.15 «пересечение с велосипедной дорожкой» и установить знак 1.24.
Знаки приоритета со стороны движения автотранспорта должны быть дополнены знаками ограничения скорости или предупреждающими знаками при приближении к месту пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью.
Проблема 1.2: Начало велодорожки
Согласно пункту 24.3 Правил дорожного движения, велосипедистам запрещается двигаться по дороге, если рядом с ней проходит велосипедная дорожка. Таким образом, в местах, где велодорожка начинается или кончается, велосипедисту следует перейти с проезжей части на велодорожку или наоборот, что бывает невозможно, если велосипедная дорожка идет по встречной полосе, а пешеходный переход в этом месте не разрешён.
Таким образом, велодорожка, в начале или конце которой нет пешеходного перехода, побуждает велосипедистов нарушать правила, а именно пересекать дорогу в неположенном месте, либо при наличии разделительной полосы с ограждениями продолжать двигаться по полосе встречного движения.
Возможное решение:
При проектировании и строительстве велосипедных дорожек необходимо начало и окончание дорожки располагать в местах, где пешеходный переход разрешён, либо устраивать пешеходные переходы в местах окончания велодорожек.
Проблема 1.3: Пересечения со съездами к автозаправкам/ парковкам/ гипермаркетам.
Согласно пункту 8.3 Правил дорожного движения, при съезде с дороги водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает. В то же время, в местах, где велодорожка пересекает съезды к автозаправкам, гипермаркетам и другим подобным объектам, она часто прерывается знаком 3.9 «движение на велосипеде запрещено». В результате в местах, где много таких съездов, движение велосипедистов становится неудобным, либо они игнорируют этот знак.
Возможное решение:
Во многих случаях велосипедную дорожку можно пустить в обход объекта, к которому ведут съезды. Тогда пути движения велосипедистов и автомобилистов пересекаться не будут. Если же это невозможно, можно не прерывать велосипедную дорожку, а на пересечениях подъездных путей с велодорожкой установить знаки «пересечение с велосипедной дорожкой» «уступите дорогу» и разметку 1.15. На велодорожке можно установить, например, знак 1.33 «прочие опасности».
2. Велосипедная дорожка вдоль проспекта Луначарского
Основные недостатки велосипедной дорожки вдоль проспекта Луначарского и других велосипедных дорожек в районе Муринского ручья, на наш взгляд, такие:
Проблема 2.1: Несвязность
Велодорожка состоит из трёх несвязанных между собой отрезков (от пр. Культуры до Светлановского проспекта, от Светлановского до Гражданского проспекта и от Гражданского проспекта до ул. Руставели). Фактически, отсутствует такой элемент, как пересечение велодорожки с автомобильной дорогой. Велосипедисты, соблюдающие правила, вынуждены в конце каждого участка велодорожки либо спускаться на проезжую часть (что возможно только при движении в сторону ул. Руставели, при этом никаких съездов в бордюрном камне не предусмотрено), либо слезать с велосипеда и вести его по тротуару через пешеходный переход пешком. При этом нужно пройти около 250 метров при пересечении с Гражданским пр., и около 120 метров при пересечении со Светлановским пр. На практике подавляющее большинство велосипедистов продолжают движение по тротуару и через пешеходный переход, игнорируя знаки 3.9 «движение на велосипедах запрещено», установленные в конце участков велодорожки, а также нарушая пункт 9.9 ПДД, запрещающий движение транспортных средств (к которым относятся и велосипеды) по тротуарам. Это, с одной стороны, приучает велосипедистов к нарушению ПДД, а с другой, может спровоцировать столкновение с автомобилями, поворачивающими с пр. Луначарского. Также есть разрыв велосипедной дорожки на мосту Северного проспекта через Муринский ручей.
Возможное решение:
Предлагаем объединить три разрозненных участка велодорожки в один, и организовать пересечения велодорожки с проезжей частью на Гражданском и Светлановском проспекте рядом с пешеходным переходом, с нанесением на проезжую часть разметки 1.15 согласно ПДД, устройством светофорного регулирования (или без него), с установкой предупреждающих знаков 1.24 «пересечение с велосипедной дорожкой» на проезжей части, и знака приоритета 2.5 «движение без остановки запрещено» на велодорожке. Отметим, что подобное предложение уже вносилось нами ранее, и согласно ответу из Управления Госавтоинспекции ГУВД по г. СПб и ЛО № 12/3-6445 от 22.06.2009, Управление Госавтоинспекции также считает целесообразным объединение велодорожек с устройством светофорного регулирования.
Проблема 2.2: Недостаточная ширина или отсутствие пешеходной дорожки
Пешеходные дорожки в Муринском парке пользуются большой популярностью у отдыхающих горожан, и после строительства велосипедных дорожек их ширина оказалась явно недостаточной. В результате большое количество пешеходов оказывается на велодорожке, что, с одной стороны, создаёт угрозу столкновений, а с другой, существенно затрудняет движение велосипедистов, не имеющих возможность объехать пешехода, двигаясь по своей полосе движения.
Возможное решение:
Предлагаем на участках с недостаточной шириной не разграничивать дорожку на велосипедную и пешеходную части, что с одной стороны, даст возможность пешеходам двигаться по велосипедной дорожке по случаю отсутствия тротуара согласно 4.1 Правил дорожного движения. С другой стороны, даст велосипедистам свободу манёвра для наиболее безопасного обгона пешеходов.
В некоторых местах, например, узком участке на пересечении с Гражданским пр., между забором церкви Сретения Господня и проезжей частью пр. Луначарского, предлагаем пустить велодорожку в обход церкви, оставив существующую часть для пешеходов в качестве тротуара.
Проблема 2.3: Въезды на прилегающую территорию
При въездах на автомобильную парковку (расположенную по пр. Луначарского на участке между Гражданским пр. и ул. Руставели), существует угроза столкновения заезжающих на прилегающую территорию машин с велосипедистами. Это связано, во-первых, с отсутствием знака «пересечение с велосипедной дорожкой» при въезде на прилегающую территорию и при выезде с неё, а во-вторых, с тем, что место непосредственно перед въездом используется для парковки автомобилей, в том числе большегрузных, что затрудняет обзор водителям. Напомним, что согласно 8.3 действующих Правил дорожного движения, водитель при съезде с дороги должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает. В то же время, водители могут не знать, что пересекают велодорожку, и, соответственно, не ожидать появления велосипедиста.
Возможное решение:
Предлагаем при въездах на автостоянку и выезде с неё установить знаки 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой» и 2.4 «Уступите дорогу», а также запретить стоянку транспортных средств перед въездом на автостоянку на расстоянии 20 м с установкой соответствующих запрещающих знаков.
В наиболее опасных местах предлагаем устанавливать металлические зеркала, через которые с велосипедной дорожки просматривалась бы автомобильная дорога, а с автомобильной - велосипедная дорожка в обе стороны.
3. Велосипедная дорожка вдоль Софийской улицы - Колпинского шоссе
Проблема 3.1: Отсутствует пешеходный переход через ул. Софийскую в начале дорожки со стороны СПб (на пересечении с ул. Автозаводской)
Для продолжения движения в Санкт-Петербург велосипедист вынужден либо переходить Софийскую ул. в месте отсутствия пешеходного перехода, что ввиду сильного и непрерывного движения по ней сложно, либо делать многокилометровый объезд по Автозаводской ул. до Московского шоссе. Это практически сводит на нет транспортное значение велосипедной дорожки СПб-Колпино.
Возможное решение:
Предлагаем устроить на пересечении Софийской ул. с Автозаводской ул. надземный пешеходный переход через проезжую часть ул. Софийской с пандусом для велосипедистов, что в будущем позволит продолжить велосипедную дорожку в сторону Санкт-Петербурга вдоль старой проезжей части Софийской ул., тем самым обеспечив развязку велосипедной дорожки с КАД. До появления надземного перехода предлагаем установить пешеходный светофор "по требованию" и дополнительное освещение с целью повышения заметности приближающихся к переходу велосипедистов.
4. Велосипедная дорожка на Южной дороге Крестовского острова и на Большом Петровском мосту
Проблема 4.1: Недостаточная ширина дорожки
Возможное решение:
Предлагаем убрать ограждение, показанное на фотографии. Обращаем Ваше внимание, что ограждение вдоль велосипедной дорожки – потенциально опасный элемент. Применять его разумно только в случае, если велосипедная дорожка идет вдоль дороги с сильным движением, автомагистрали. В иных случаях ограждение не повышает безопасность движения. В Европейских странах подобные ограждения практически не устанавливаются.
Проблема 4.2: Резкие изломы велодорожки
Возможное решение:
Предлагаем заасфальтировать треугольный участок газона на внутренней стороне поворота и перенести разделительную полосу, чтобы она проходила посередине расширенного участка велодорожки.
5. Велосипедная дорожка на развязке КАД в Горской
Проблема 5.1: Отсутствие информационных указателей
Велосипедная дорожка на развязке КАД в Горской имеет сложную ветвящуюся конфигурацию, что в сочетании с насыпями, закрывающими обзор, является настоящим лабиринтом. Если велосипедист двигается с севера по велодорожке прямо вдоль Приморского шоссе, то попадает в закольцованный тупик в середине "лепестка" развязки.
Возможное решение:
Предлагаем установить на ответвлениях велодорожки знаки 6.8 «тупик», или на ответвлении внутрь северного "лепестка" развязки знак 8.13 «направление главной дороги», или при въезде на велодорожку с севера – знак 6.9.3 «схема движения».
6. Будущее развитие велосипедных дорожек в Санкт-Петербурге
В Петербурге, первом в России городе, был принят Адресный перечень устройства велосипедных дорожек … на 2008-2010 годы.
Некоторые велосипедные дорожки уже построены в городе. Однако в последнее время работы по созданию велосипедных дорожек практически сошли на нет.
Мы просим возобновить работы по выполнению программы по строительству сети велосипедных дорожек, и в первую очередь:
1. продолжить сооружение недостроенных участков велодорожки вдоль проспекта Луначарского на её пересечении со Светлановским и Гражданским проспектами,
2. велодорожки вдоль улицы Руставели, Пискаревского проспекта, Свердловской и Октябрьской набережных с ответвлением по Арсенальной и Пироговской набережным для безопасного проезда велосипедистов в центр города.
3. Велодорожки, которая лежит на пути международного европейского велосипедного маршрута «Eurovelo-10» (Baltic Sea Cycle Route Санкт-Петербург – Нарва – Германия – Франция). В черте Петербурга проходит по улицам, по которым запланировано Адресным перечнем возведение велосипедных дорожек:
a. Санкт-Петербургское шоссе (Петродворцовый район) от от ул. Монастырской до Санкт-Петербургского пр.
b. Петергофское шоссе , Красносельский район, от пр. Маршала Жукова до Санкт-Петербургского шоссе.
c. Кировский район: ул. Швецова - ул. Маршала Говорова – ул. Васи Алексеева – ул. Автовская – пр. Стачек
d. Адмиралтейский район: Садовая ул. – пл. Репина – Старо-Петергофский пр.
e. Адмиралтейский район: Адмиралтейская наб. – Английская наб. – наб. Ново- Адмиралтейского кан. – наб. р. Мойки – Английский пр.
Мы выражаем надежду, что принятая в Петербурге программа создания велосипедных дорожек будет выполнена, и наш город станет удобным и безопасным для велосипедистов.
С Уважением
Почетный председатель клуба «ВелоПитер»
Гуревич И.В.
И группа членов клуба ВелоПитер
Казаков Георгий, Екатерина Кони, София Чилингарова, Николай Ракин, Андрей Безызвестных.