Космические снимки льда и конвертор их для GPS
 Авторы Илья Гуревич и Андрей Осипов.
2012

Быстрый переход к конвертеру http://velopiter.spb.ru/sat/ 

В данной статье поговорим о том, как мы выясняем ледовую обстановку, и, соответственно, планируем покатушки по льду. Заграница нам поможет. Наиболее популярным способом оценки ледовой обстановки являются фотоснимки нашей священной державы, которые делаются проклятыми пиндосами и выкладываются в свободный доступ вот на этом сайте: http://lance.nasa.gov/imagery/rapid-response/subsets/ 

Заходим на сайт, кликаем на Europe, и выбираем нужный нам субсет, который показан на карте мира красной рамкой. Собственно для нас интерес представляют два субсета: Субсет Торавере, который показывает ледовую обстановку на Ладоге, Финском заливе, Ботническом заливе, Рижском, на Аландских островах, Моонзундском архипелаге. Словом, везде, где мы и катаемся по льду. Прямой его адрес вот: http://lance-modis.eosdis.nasa.gov/imagery/subsets/?subset=AERONET_Toravere 

Второй субсет называется Karelia, и отличается от первого тем, что показывает ледовую обстановку на территории... нет, на акватории от Ладоги до Онеги. Соответственно, тем, кто едет на Онего требуется именно этот, второй субсет. Прямой его адрес вот: http://lance-modis.eosdis.nasa.gov/imagery/subsets/?subset=Karelia 

Откуда там берутся снимки наших священных рубежей? Летают два спутника, Аква и Терра, и фотографируют что ни попадя. Минимальное доступное разрешение на снимках в одном пикселе 250 метров. Это означает, замечу, что трещину в метр шириной вы увидите вряд ли. Снимки появляются на сайте ежедневно, но, увы, в середине дня. Примерно в три часа пополудни. Это значит, что собираясь выйти на лед, мы, увы, будем владеть информацией устаревшей на сутки. Ведь мы не идем на лед в 15 часов. Мы идем на лед утром. Соответственно, следующим утром, после появления снимков. А за сутки много чего меняется. По крайней мере, может поменяться. Посему, изучив снимок, надо изучить и прогноз погоды. Что интересует? Ветер, снег и, в меньшей степени, температура. Если мы говорим о ледовой обстановке на Ладоге и Финском заливе, то ветер главный враг. Эти водоемы полностью практически не замерзают, и ветер любит взламывать лед, «хватая» его за свободный край, или отрывать. Опасным ветром можно считать отрывной ветер сильнее 5-7 метров в секунду. При ветре 10 метров в секунду и больше, лучше на лед таких водоемов не ходить, даже если на фото они хорошо стоят. Ну, к черту. 

Снег на льду хорошо виден. На снимке снег, как ни странно, белый. А сам лед матовый. Открытая вода черная. Так как нам по снегу ехать на велосипедах сложно, то алгоритм в целом такой: смотрим, где матовый лед, где можно кататься, затем обращаемся к прогнозу. И если прогноз не показывает сильного ветра и снегопадов, то едем. Ну, можно еще на температуру взглянуть. При низких температурах держащая способность льда увеличивается. Можно ездить по более тонкому льду. 

Теперь разобьем задачу на две части. Первая как понять, что есть что на льду. Вторая – как унести знание с собой. В чем собственно задача? Например, на снимке мы видим трещину во льду, которую нам надо обогнуть (рис.1). 

снимок Сухо и льда


Соответственно есть два варианта решения: первый – загружаем снимок в компьютер, рисуем там возможный трек и переносим его в GPS, второй – в GPS записываем сам снимок. 

Рассмотрим эти варианты подробнее: 1. Загружаем снимок в компьютер, рисуем там возможный трек и переносим его в GPS. Есть несколько программ, которые позволяют работать с растровыми, географически привязанными картами. К счастью, снимки со спутника уже привязаны за нас. Достаточно только выбрать из списка необходимый формат. Среди программ особой популярностью пользуется OziExplorer (http://www.oziexplorer.com/). Программа эта платная, стоит €79.00 или $109.00, но к счастью есть альтернатива — QlandkarteGT (http://www.qlandkarte.org/), ей мы можем пользоваться свободно. QlandkarteGT умеет работать с geotiff-файлами. Можно загрузить спутниковые снимки в этом формате и подключить к программе. Итак, мы нарисовали трек поверх снимка и записали в навигатор. Во время поездки надо будет стараться его держаться. Чем хорош этот способ? Тем, что фактически все, в т.ч., самые дешёвые навигационные приборы позволяют записывать-хранить-показывать треки. 

Но рассмотрим второй вариант. 2. 

Очень удобно видеть снимок прямо в навигаторе. Едешь себе и видишь как преодолеваются ледяные поля. Там где снимок белее — снега больше, ехать труднее, можно попытаться оперативно прокладывать маршрут по серым областям. Современные GPS-навигаторы позволяют загружать растровые карты. Можно использовать в качестве навигатора и телефон. Но, как правило, у сложных мобильников-коммуникаторов срок службы батареи крайне невысок, особенно на морозе. С включённым навигатором телефон способен разрядиться за несколько часов. К тому же не все модели могут переносить тряску и имеют крепление на руль велосипеда. Среди байкеров и туристов хорошо зарекомендовали навигаторы фирмы Garmin. Растровые карты эти навигаторы стали поддерживать относительно недавно, но уже появилась в интернете полная спецификация их формата – JNX: http://whiter.brinkster.net/JNX.shtml. Другие производители зачем-то всячески скрывают информацию о своих форматах, шифруются всеми возможными способами, а тут всё как на ладони. В результате множество независимых разработчиков и просто энтузиастов написали конвертеры в формат JNX, сконвертировали многие карты. 

Не остался в стороне и Велопитер — мы создали страничку на нашем сайте, где можно получать готовые спутниковые снимки прямо в JNX-формате! http://velopiter.spb.ru/sat/

 Ведь, смотрите как этим сервисом можно воспользоваться: во-первых можно быстро закачать в Garmin текущий снимок не тратя времени на изучение работы конвертеров. Скачал — положил в навигатор, вуаля. Во-вторых можно получать снимки прямо на льду. С самого навигатора, к сожалению или к счастью, в интернет не выйти. Но это не проблема когда у нас есть телефон, заходим с него на сайт, скачиваем свежий снимок в формате JNX. Далее записываем на карточку памяти microSD в каталог \Garmin\BirdsEye и вставляем в навигатор. Страничку мы специально сделали как можно более простую, чтобы удобно было пользоваться и на маленьком экранчике простенького телефона и чтобы меньше платить за переданные килобайты-мегабайты. 

В ту поездку на остров Сухо на обратной дороге мы решили попробовать прокатиться по замёрзшей трещине. Ведь одно дело ехать по льду, покрытому хоть небольшим, но слоем снега, а совсем другое — по свежему, идеально гладкому «чёрному» льду, по которому не едешь, а как будто летишь... Подъезжаем к трещине — она замёрзла. Поскольку у нас вчерашний снимок, и прошли уже сутки, и температура воздуха была около -20, то должен был образоваться лёд, который будет держать. Но замерив толщину, выяснилось что намёрзло всего 4 см — это явно недостаточно для упитанного велосипедиста на больших полях (если несколько метров - можно ехать). Как же так? А если посмотреть на свежий снимок этого дня, то видно что оторвавшаяся огромная льдина в том районе продолжила своё движение, трещина значительно выросла и, скорее всего, начала замерзать совсем недавно (рис.2 и 3). Однозначно, ехать по ней, и тем более, пересекать её рискованно.

снимок Сухо и льда

снимок Сухо и льда

Переход к конвертеру: http://velopiter.spb.ru/sat/