AlexTrub

Норвежско-финская Арктика

116 сообщений в этой теме

В общем съездил, посмотрел) Действительно было очень интересно как там в конце марта. И результаты даже несколько разошлись с ожиданиями))
Накануне я изучал архивы погоды за конец марта - начало апреля (на rp5), причем за несколько лет, ибо год на год не приходится. И всяко получалось, что обычно ночные температуры -10 -15, ну в холодную весну одна-две ночи могут быть -20. На самом деле у меня было 6 ночевок, из них 4 при температуре около -25. Точно не знаю сколько было именно ночью, внутри палатки было -22, а вылезать на улицу с термометром как-то не хотелось)) Причем прогнозы буквально накануне вечером выдавали гораздо более теплую температуру, типа -17.
Я по правде говоря не очень рассчитывал спать при -25, у моего спальника комфорт до -17. Но в целом было нормально, только я ложился в спальник тепло одетым: пуховые носки, утепленные штаны, жилетка и флисовая кофта. Ну и термобелье было зимнее конечно.
Днем теплело, но медленно. Бывало вылезешь на улицу часов в 10 (а светло уже с шести), солнце стоит высоко и сквозь черные штаны чувствуется, что немного припекает. А градусник в тени в это время показывает -20. К середине дня температура поднималась примерно до -5. Плюсовой температуры совсем не было.
Кстати прикольно, что в такой мороз совсем нет проблем с влагой - она всегда в твердом виде. Например прольешь немного чая на пол в палатке, несколько минут - и уже можно вытряхнуть ледяные шарики))

 

Второй новостью для меня стало состояние дорог. По веб-камерам я видел, что на них снег и лед, но не ожидал, что по нему будет проблемно ехать на шиповке. Там ведь дороги асфальтовые, а в наших широтах лед на асфальте не вызывает сложностей. На грунтах у нас можно полетать, а на асфальте лед - это замерзшие лужи, т.е. он гладкий и обычно не толстый, по крайней мере по моим личным наблюдениям. Там же такое впечатление, что выпадает толстый слой мокрого снега, затем машины раскатывают в нем колею, затем это все схватывается морозом прямо в таком виде. Затем сверху еще падает снег и т.д. Получается толстый слой неровного льда, который от морозов становится каменным. Короче шипы помогают плохо. Без них там вообще нечего делать, но и с ними езда получается медленная и напряженная. Особенно запарно было в день, когда выпало несколько см пухляка и он скрыл все неровности. Хорошо, что в апреле уже кое-где и асфальт встречается, кажется примерно треть маршрута проходила по асфальтовым участкам, где можно было ехать как обычно. И как назло чаще асфальт был на встречке)) Поскольку трафик был минимальный (даже на Е6!), паузы между машинами были от получаса, то я временами позволял себе ехать по встречке.
Упал я только раз, еще в Рованиеми, где у меня была пересадка с ночевкой. В остальное время я уже ехал осторожно, не падал, но несколько раз был близок к тому - колесо повело и спасала только маленькая скорость и выставленная нога. 

На финской территории асфальта почти совсем не было, но зато часто был не лед, а спресованный снег, по нему можно было неплохо ехать.

В общем дороги там выглядят примерно так

P1050273.JPG

 

2016_0120_024550_001.jpg

 

Как вы понимаете, в таких условиях бывает непросто найти место, куда сходить в туалет)) Нормально передвигаться можно только по дороге. Шаг вправо, шаг влево, и вы проваливаетесь до середины бедра)) Это фото с места первой ночевки. Под палатку я копал яму, правда не совсем до земли.

2016_0118_233028_005.JPG

 

Яму копал два раза, в остальных случаях удавалось найти расчищенное место или снегоходную дорогу, которая держала мой вес.

 

Краткий итог - проехал около 250 км за шесть дней (старт был вечером 29 марта) по маршруту Карасйок - Утсйоки - Инари. Участок от Карасйока до Утсйоки проезжал впервые (было интересно, т.к. в районе не так уж много неезженных дорог осталось). Что весьма не понравилось - так и не выехал из лесной зоны. Виной тому наверно плохое планирование, до последнего момента не мог выбрать маршрут. В Утсйоки у меня было два варианта - ехать в Танабру и заглянуть в восточную часть шоссе 98 или ехать на юг. Я ошибочно выбрал второе, т.к. по рабоче-личным причинам хотелось вернуться чуть раньше и заодно сэкономить на обратном билете. Кроме того, по предыдущим походам я помнил, что на участке Утсйоки-Инари должен быть отрезок тундры совсем без деревьев, мы там даже ночевали в сентябре. Но видимо в сентябре карликовые березы плохо видны на фоне земли, а на фоне снега очень даже. Наверно безлесой тундрой нам показались эти места

P1050296.JPG

 

А сейчас очень хотелось посмотреть на снежное царство, где кроме снега и льда нет ничего. Ну придется теперь обождать до следующего года...

Тем не менее, было интересно и позновательно. Переночевал на льду реки Таны, по ней проходит граница между Финляндией и Норвегией. Забавно, что время на одном берегу на час отличается от другого)

P1050257.JPG

 

Местами было красиво, хотя по-настоящему красивым был пожалуй только один день

P1050230.JPG

 

P1050213.JPG

 

В остальное время был лес, а арктический лес экзотичен только пока помнишь, что сейчас апрель. А так, у нас в январе лес примерно такой же. А шоссе 98 в мае 2014 выглядело так, эх.. Все же это шоссе - жемчужина европейского Заполярья.

IMG_3689.JPG

 

Позже напишу подробный отчет, где в том числе опишу снарягу, если кому интересно.
 

Изменено пользователем AlexTrub
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Копали лопатой или подручными средствами?

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

У меня была такая лопата Только по ссылке странно написано "сворачивается в трубочку для упаковки", вообще-то она жесткая и никуда не сворачивается)) Но кмк самый компактный походный вариант, хорошо помещается под клапан рюкзака

kong.jpg

Изменено пользователем AlexTrub
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Еще из впечатлений - белое безмолвие. В течение длинных пауз между машинами была просто полная, абсолютная тишина. Птицы на морозе не поют, а больше там и нет никого. Да еще плеер за весь поход ни разу не удалось послушать (ездить по встречке с плеером в ушах как-то неразумно)) Так что поход получился весьма безмолвный)

 

И по поводу дорог - думаю пока они не оттаяли, лучше там ездить на фэте. На мтб быстрее не будет, но фэт наверно должен быть поустойчивее.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub сказал(а) 5 часов назад:

Но кмк самый компактный походный вариант, хорошо помещается под клапан рюкзака

А, норм. От моей лопаты можно отковырять ручку, и она становится примерно похожей на вид. Я долго ездил зимой без лопаты, в этом году увидел на буржуйских видео, что ее в принципе активно юзают и помимо лавин, сам попробовал - в целом, понравилось!

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub сказал(а) 21 час назад:

И по поводу дорог - думаю пока они не оттаяли, лучше там ездить на фэте. На мтб быстрее не будет, но фэт наверно должен быть поустойчивее.

И разгрузить багажник, использовать прицеп или экстравилл. Тогда на фэте с шиповкой вообще как по асфальту.

ПыСы: мне кажется, и на обычном МТБ с легким багажником будет нормально. Мне с тяжелым рюкзаком и по гладкому льду на фате не понравилось в Монголии, даже боковой ветер заставляет снижать скорость и ловить вел.

Изменено пользователем Kimber1
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Kimber1 сказал(а) 44 минуты назад:

И разгрузить багажник, использовать прицеп или экстравилл

Да, прицеп бы добавил устойчивости любому велу, но кмк осложнит заброску. Итак хватает возни с велом и котомками в поезде и автобусах. Правда я прицепный вопрос пока не изучал, даже не очень представляю их габариты, надо будет ознакомиться для общего развития

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub сказал(а) 06.04.2017 в 17:08:

Причем прогнозы буквально накануне вечером выдавали гораздо более теплую температуру, типа -17.

Более тёплая температура -- это примерно как более дорогие цены. )))

 

AlexTrub сказал(а) 06.04.2017 в 17:08:

Там же такое впечатление, что выпадает толстый слой мокрого снега, затем машины раскатывают в нем колею, затем это все схватывается морозом прямо в таком виде. Затем сверху еще падает снег и т.д. Получается толстый слой неровного льда, который от морозов становится каменным. Короче шипы помогают плохо.

 

У меня впечатление, что дороги чуть ли не специально поливают водой зимой (впечатление ошибочное, разумеется), больно уж солиден каток на дорогах.

Насчёт теории про раскатывают колею -- вряд ли, ибо там колейности как таковой, насколько я понимаю, нет (а она бы была очень явной).

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub сказал(а) 5 часов назад:

Да, прицеп бы добавил устойчивости любому велу, но кмк осложнит заброску. Итак хватает возни с велом и котомками в поезде и автобусах. Правда я прицепный вопрос пока не изучал, даже не очень представляю их габариты, надо будет ознакомиться для общего развития

С заброской проблемы. Решаются приобретением авто )))

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

А почему бы в мае не поехать? Снег вокруг еще будет а шоссе должно бы протаять... Или нет?

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Bulawka сказал(а) 13 часа назад:

У меня впечатление, что дороги чуть ли не специально поливают водой зимой (впечатление ошибочное, разумеется), больно уж солиден каток на дорогах.

Почему нет? Канадцы зимники поливают, правда не те, что поверх асфальта.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Demeter сказал(а) 9 часов назад:

А почему бы в мае не поехать? Снег вокруг еще будет а шоссе должно бы протаять... Или нет?

Дык я в мае уже 3 раза ездил. С дорогой конечно лучше, да. Только один раз влип в гололед, когда поднялся метров на 300 (в тундре, в отличие от более южных гор, высота метров 200-300 может заметно изменить климат), а там пошел мокрый снег и сразу замерз. В мае я конечно без шипов был и вообще на полусликах, так что пришлось пешком пройтись пока высоту не сбросил. Хотя в мае такая ситуация - редкость. Но в целом в мае все же обстановка уже какая-то весенняя, проталины вовсю появляются, днем вообще тепло бывает. А мне зимы захотелось. Думаю в следующий раз надо в середине апреля попробовать, наверно самое то должно быть. Может даже не совсем в середине, а скажем числа 10-го апреля на маршрут выйти. Наверно можно будет одной передней шиповкой обойтись. Хотя загадывать сложно какая будет весна в след. году)

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Bulawka сказал(а) 14 часа назад:

Насчёт теории про раскатывают колею -- вряд ли, ибо там колейности как таковой, насколько я понимаю, нет (а она бы была очень явной).

Ну я имел в виду, что проезжающие машины делают снежную кашу на дороге неровной, а потом она замерзает. Этого нет на фото, надо было крупным планом сфотать, но не догадался. На фото с блестящим льдом он воообще ровный, но это не везде так было.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Я вот думаю, может они грейдером по льду проходятся, чтоб более ровно было? Потому что то что доводилось видеть -- было как-то не по-российски ровно.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Небольшой видос, для передачи сказочной арктической атмосферы (не знаю правда удалось ли это)

Изменено пользователем AlexTrub
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Прошу автора не обижаться ,но лично я не очень понимаю смысла в подобном путешествии. Выбранное для поездке на велосипеде время, на мой взгляд, крайне неудачное и это хорошо видно по пройденной дистанции. Плохая дорога, холод, еще короткий световой день, возможность огрести по полной в случае пурги (не редкость в этих широтах весной). Кроме этого, необходимо тащить на себе кучу теплых вещей - см фото путешественника.

По моему, идеальное время ехать в эти края это август, еще длинный день, тепло, красивая природа, которая еще и преподносит дары в виде ягод, грибов и рыбы. Или июнь (до вылета комаров) - но может быть холодно.

Прочитав рассказ еще укрепился в своей позиции - зимой надо путешествовать на лыжах, летом на велосипеде.

Тем не менее, автор - молодец, реализовал свою мечту, планирует новые путешествия. Всех ему благ и успехов!

Изменено пользователем Vasily
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Vasily сказал(а) 1 час назад:

Прошу автора не обижаться ,но лично я не очень понимаю смысла в подобном путешествии...

Ещё меньше ты поймёшь тех, кто ездит в скандинавском Заполярье на веле во время полярной ночи. xD А ведь такие люди есть! Так что катайся зимой и дальше на лыжах, не понимая их мотивов... :P

Алексей, кстати - в "Альпухе" ж ты в этом году не выступал. Если готов, пиши в той теме. На 18.4 заявок на лекции пока нет.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Vasily сказал(а) 3 часа назад:

тепло

Это минус)

Vasily сказал(а) 3 часа назад:

возможность огрести по полной в случае пурги

А это плюс) На понимание и не претендую) Да и развитие этой темы имеет только холиварно-бессмысленную перспективу, типа разговоров "а зачем вы лезете в горы". Нравится вам лето - ну и на здоровье. Я о лете тоже имею весьма конкретные представления и если бы хотел ездить летом, то безусловно так бы и делал. Или вы думаете я не езжу летом чисто потому что не догадываюсь?))

 

Зимой лыжи тоже хороши, только дневной пробег гораздо меньше и обычно много на спине тащить приходится. Но вообще тоже их люблю.

Santa сказал(а) 2 часа назад:

Алексей, кстати - в "Альпухе" ж ты в этом году не выступал. Если готов, пиши в той теме. На 18.4 заявок на лекции пока нет.

Спасибо за приглашение, но сейчас нет возможности. У меня подготовка много времени отнимает, не могу так прямо прийти и рассказать)

Изменено пользователем AlexTrub
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub сказал(а) 08.04.2017 в 17:53:

Небольшой видос, для передачи сказочной арктической атмосферы (не знаю правда удалось ли это)

С утра задуло? а то не понятен смысл махания и летания палатки в кадре.

Унылинько все, как ожидаемо при поездках по асфальту.

добавлено 3 минуты спустя
Vasily сказал(а) 2 часа назад:

 

Прочитав рассказ еще укрепился в своей позиции - зимой надо путешествовать на лыжах, летом на велосипеде.

 

При неимении лучшего уже задумываюсь о пешке на сл НГ и пешке в весенних походах, глобальная тенденция по отсутствию снега толкает.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Порутчиг сказал(а) 7 часов назад:

С утра задуло? а то не понятен смысл махания и летания палатки в кадре.

Унылинько все, как ожидаемо при поездках по асфальту.

Ну да, с утра. Вечером штиль был. Летание вообще чисто случайно в кадр попало. Я хотел просто ее на ветру чутка снять, а она ровно в этот момент и полетела. Если бы у меня в это время не было в руках уже включенного фотика, то я бы конечно не стал его доставать и включать, да и не успел бы даже.

Конечно улетело потому что я не особо следил. Во-первых ветер не штормовой, во-вторых дело в лесу и далеко все равно не улетит. В тундре при сильном ветре я бы собирался более внимательно. А тут улетел далеко только один пакет, так я потом нашел на берегу, застрял в кустах.

 

Тебе унылинько, а мне нет.

Изменено пользователем AlexTrub
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Порутчиг сказал(а) 5 часов назад:

Унылинько все, как ожидаемо при поездках по асфальту.

В окрестностях Карась-йока и летом вне асфальта на веле достаточно сурово )))

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Порутчиг сказал(а) 7 часов назад:

Унылинько все, как ожидаемо при поездках по асфальту.

ЗЫ. Кстати причем тут асфальт? Надо ж по сторонам смотреть, а не на дорогу. Если заехать чуть севернее, то асфальт проходит по супер-интересным местам. До такой широты у нас можно только на Таймыре и в Якутии добраться, весь Кольский находится южнее (в том числе п-ов Рыбачий). Там вообще мир другой, а тебе уныленько.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub сказал(а) 8 часов назад:

Или вы думаете я не езжу летом чисто потому что не догадываюсь?))

Нет, просто летом любой лох там проедет, а зимой... Зимой тоже в целом любой, но героизьму зимой конечно больше, а уж если соло, то у-у-у-у. Почти как соло на южный полюс, только по Финляндии.

 

AlexTrub сказал(а) 1 час назад:

Там вообще мир другой, а тебе уныленько.

Устойчивость к критике: неустойчив.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
AlexTrub сказал(а) 8 часов назад:

ЗЫ. Кстати причем тут асфальт? 

Асфальт хорош в веломарафонах а в походах только портит картину, но понятно что твой зимний велоформат предполагает передвижение по асфальту тк больше никак,  пересечение заливов внесло бы разнообразия, неужели везде снега выше колена?

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас