Hello World!

ForceMajor

Статистика велоДТП 2016

12 сообщений в этой теме

Клуб ВелоПитер подвёл итоги анализа велосипедных ДТП за 2016 год. Источник анализа – карточки официально зарегистрированных ДТП с пострадавшими велосипедистами по данным сайта ГИБДД (stat.gibdd.ru). Данные карточек не являются окончательной информацией: в ходе разбора дел виновность, вменяемые нарушения и прочие параметры ДТП могли меняться.

Анализ велоДТП 2015 года: vk.com/topic-2742_34238034
Пост в группе: vk.com/wall-2742_7949

 
 

1. Общие данные
За 2016 год в Санкт-Петербурге зарегистрировано 247 велоДТП с пострадавшими. В них пострадало 248 человек, в том числе четверо велосипедистов погибли. По сравнению с 2015 годом (346 велоДТП) наблюдается падение количества велоДТП почти на треть, показатели вернулись на уровень 2010-12 годов (в среднем 250 в год). При этом количество смертельных ДТП удвоилось (в 2015 году таких было два), но отстаёт от данных 2010-12 годов (в среднем семь за год).

 

2. Месяцы и сезоны
На количество велоДТП, как и на количество велосипедных поездок в целом, оказывает влияние погода. Если в 2010-12 и в 2015 годах пиковыми по числу велоДТП становились летние месяцы, то в 2016 в связи с большим количеством осадков в тёплый сезон интенсивность велопоездок летом снизилась. Наибольшее число велоДТП произошло в мае – 49 (20% от всех велоДТП года).

По тем же причинам прошедший год отличается от предыдущих и распределением ДТП между сезонами: доля весенних ДТП в нём выше, а летних – чуть ниже. Примечательно, что в отличие от последних шести лет, велоДТП в 2016 году происходили ежемесячно, включая зимний период – минимум по 2 ДТП в месяц.

Динамика велоДТП по месяцам года и по сезонам представлена на графике ниже. Значительнее всего количество ДТП сократилось осенью, меньше всего - весной.

01.jpg

01-1.jpg

 
 

3. Сутки
74% велоДТП 2015 года произошли в рабочие дни. Заметных изменений по этому параметру по сравнению с прошлыми годами не произошло.

В выходные дни 80% всех ДТП случалось днём и вечером (поровну), а 20% – утром и ночью. В рабочие дни по 36% ДТП приходилось на день и вечер, ещё четверть – на утро. Такая структура объясняется использованием велосипеда в качестве транспорта для поездок на работу, учёбу.

Распределение велоДТП по дням недели осталось равномерным, как и год назад. Четверг сохранил статус наиболее опасного дня (16% всех ДТП), а воскресенье – статус наиболее спокойного.

Согласно статистике велоДТП, самый трудный период дня, как в будни, так и в выходные – около 6 часов вечера. За три вечерних часа происходит более четверти всех ДТП. Также много ДТП случается по дороге на работу / учёбу – в будни с 8 до 9 утра. А сразу после наступает наиболее безопасный промежуток (если не считать ночь).

На графиках ниже - количество ДТП по будням/выходным, а также по времени суток.

02.jpg

03.jpg

04.jpg

05.jpg

 
 

4. География
Наиболее сложные для велосипедистов районы с точки зрения количества велоДТП – Приморский, Выборгский и Московский. Это крупные районы периферии со значительным населением (в сумме – более четверти населения города) и серьёзным автотрафиком. Однако если первые два – бессменные участники топ-3 по количеству велоДТП, то Московский район, несмотря на схожие параметры, за последние пять лет только однажды попал в топ-10. Другие густонаселённые районы Петербурга – Невский и Калининский – замкнули пятёрку и десятку по количеству велоДТП в 2016 году. В топ-10 также попали сравнительно небольшие районы центра: Адмиралтейский и Центральный, при этом в прошлом году Центральный занимал второе место.

Чтобы изолировать анализ от фактора размера района по населению, а также фактора его площади, мы определили количество велоДТП в расчёте на 100 тыс. жителей района и в расчёте на квадратный километр территории района. В первом случае лидером стали Адмиралтейский, Центральный и Московский районы. Попавшие год назад в топ-5 Василеостровский и Петроградский снизили в 2-3 раза количество велоДТП на население. По второму показателю лидеры остались прежними – небольшие районы центра с мощным трафиком: Адмиралтейский, Центральный и Василеостровский районы.

В 2016 году велосипедные ДТП Петербурга составили 4% всех зарегистрированных ДТП города (в России – около 3%). Этот показатель снизился по сравнению с прошлым годом (4,8% в 2015). При этом доля велоДТП заметно отличается по районам: в Адмиралтейском она держится на уровне 7%, в отдалённых Курортном, Пушкинском и Петродворцовом не превышает 3%.

Карта велосипедных ДТП 2015-2016 находится по ссылке: https://goo.gl/clWvc3.

06.jpg

07-1.jpg

08.jpg

 
 

5. Условия и нарушения 
Ниже представлены основные тезисы, касающиеся аналитики по условиям ДТП, нарушениям и виновникам. 
1) Перегоны 
Треть всех велосипедных ДТП Петербурга 2016 года случилась на перегонах, то есть вне каких-либо дорожных сооружений. Виновность в таких ДТП распределялась примерно поровну между водителями и велосипедистами, год назад водители становились виновниками чаще. 
2) Зебра 
Каждое четвёртое велоДТП произошло на пешеходном переходе (в зоне перекрёстка или вне его). На регулируемых переходах велоДТП случаются в 2,5 раза чаще, чем на переходах без светофора. В 70% таких ДТП виновником признаётся велосипедист, ещё в 15% ответственность разделяют оба участника. Несмотря на такой перевес, год назад ситуация была ещё менее выгодной для велосипедистов. 
3) Перекрёсток 
Каждое четвёртое велоДТП произошло на перекрёстке, в том числе 58% из них – на переходе в зоне перекрёстка. Соотношение велоДТП на регулируемых и нерегулируемых перекрёстках примерно такое же, как и на зебрах. Велосипедист признавался виновником таких ДТП в 51% случаев, а водитель – в 40%. При этом в случае ДТП на нерегулируемом перекрёстке виновником чаще оказывался водитель. 
4) Тротуары, дворы и выезды из них 
Каждое четвёртое велоДТП произошло на выезде с прилегающей (14%), на внутридворовой территории (10%) или тротуаре (6%). В таких велоДТП вина, как правило, приписывалась водителю (в среднем в 76%, в зависимости от места ДТП), причём в этом году – чаще, чем в прошлом. 

Наиболее распространённым нарушением водителей в велоДТП в 2016 году стало несоблюдение очередности проезда (около половины всех велоДТП), а среди велосипедистов – естественно, пересечение пешеходного перехода верхом (треть всех зарегистрированных нарушений).

09.jpg

 

6. Детские ДТП 
ДТП с участием детей, как и год назад, составили около 15% всех велоДТП. Примерно половина из них произошла по причинам неосторожности самих детей. В основном происшествия с детьми случались на внутридворовой территории, на выезде из неё, а также на пешеходных переходах.

Изменено пользователем ForceMajor
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

На этом краткий анализ велосипедных ДТП за 2016 год завершён. Желаем всем читателям и их близким никогда не попасть в эту статистику. А в заключение – пара интересных фактов. 
1. Согласно статистике по Санкт-Петербургу за 2016 год, если велосипедист получает травмы в ДТП, шанс того, что эти травмы окажутся смертельными, равен 1:62. Аналогичное соотношение для водителей – 1:32, для попавших в ДТП пешеходов – 1:20. Следовательно, вероятность скончаться от полученных в ДТП травм у велосипедиста вдвое ниже, чем у водителя, и втрое – чем у пешехода. На графике ниже – процент пострадавших, получивших смертельные травмы по категориям участников дорожного движения. 
2. За весь 2016 год в велосипедных ДТП Петербурга получили травмы вдвое меньше человек, чем этой зимой пострадало от катания на ватрушках. 

 

009.jpg

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Спасибо, очень познавательно ! И очень реально с тем, что происходит на дороге...

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
ForceMajor сказал(а) 11 час назад:

[...] Следовательно, вероятность скончаться от полученных в ДТП травм у велосипедиста вдвое ниже, чем у водителя [...]

Изумительный вывод! Надо только добавить, что вероятность получить травмы в ДТП намного выше.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Интересно, с чего вдруг в 2016 стало меньше вело-ДТП, чем в 2015? Велосипедисты стали лучше соблюдать правила? Водители стали привыкать к наличию велосипедистов на дорогах? Или ещё что?

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Hellwarrior сказал(а) 10 часов назад:

Интересно, с чего вдруг в 2016 стало меньше вело-ДТП, чем в 2015? Велосипедисты стали лучше соблюдать правила? Водители стали привыкать к наличию велосипедистов на дорогах? Или ещё что?

 

Скорее всего, погода.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Hellwarrior сказал(а) 9 часов назад:

Интересно, с чего вдруг в 2016 стало меньше вело-ДТП, чем в 2015? Велосипедисты стали лучше соблюдать правила? Водители стали привыкать к наличию велосипедистов на дорогах? Или ещё что?

 

Увы, но это не так. Лето 2016 года выдалось дождливым и мягко говоря прохладным, в этом плане самым запоминающимся месяцем был июбрь — когда с 4 по 16 число максимальная дневная температура колебалась между +10..15°C, вместо комфортных летних 20..25.

 

Точно такая-же картина наблюдается для других погодно зависимых учстников движения, у мотоциклистов в прошлом году было более чем двухкратное улучшение статистики по смертности, в основном за счет тех месяцев, что обычно собирают самую большую жатву, но в этот раз выдались холодными.

stat_damage_bike.png

stat_damage_bike_15.png

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Hellwarrior сказал(а) 11 час назад:

Интересно, с чего вдруг в 2016 стало меньше вело-ДТП, чем в 2015? Велосипедисты стали лучше соблюдать правила? Водители стали привыкать к наличию велосипедистов на дорогах? Или ещё что?

Странно, в 2016 по моим ощущениям было наибольшее количество острых моментов и наиболее опасных, чем в предыдущие годы.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Добавлю своих размышлений.

 

Didin сказал(а) 1 час назад:

Увы, но это не так. Лето 2016 года выдалось дождливым и мягко говоря прохладным

 

2016 год отличился в первую очередь не температурой, а осадками: если весной было ещё более-менее, то лето 2016 стало самым дождливым за историю наблюдений. Приложил сравнение прогнозов температуры с сайта windguru, сделанного в рамках годовых отчётов PIN-Mix, поэтому учитывает среднюю погоду ночей с ПТ на СБ, но общую тенденцию показывает.

Обилие осадков именно летом подтверждается и тем что снижение числа велоДТП летом более значительное, чем весной, например. Осень весна в этом году были не очень сухими, ездить было некомфортно.

Погода.PNG

 

Didin сказал(а) 1 час назад:

Точно такая-же картина наблюдается для других погодно зависимых учстников движения, у мотоциклистов в прошлом году было более чем двухкратное улучшение статистики по смертности

 

Всё-таки смертельных случаев слишком мало, чтобы на них опираться, - лучше на общее количество ДТП. И оно действительно снизилось в 2016 году. Но вопрос, связано ли это с погодой, ведь в Питере снизилось и число ДТП с участием авто. По РФ тоже снизилось, но не так заметно, тогда как по Питеру сползли все показатели (см.таблицу по категориям пострадавших) по РФ и СПб).

Можно задаться вопросом, корректны ли данные по СПб. Но цифры гладкие - никаких провалов в статистике нет, всё ровненько. Может, изменился порядок регистрации или что-то в этом роде? С другой стороны, 250 велоДТП - это вполне себе адекватные цифры, такие же, как в 2010-12 годах.

 

 

ДТП.PNG

Изменено пользователем ForceMajor
0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
ForceMajor сказал(а) 1 час назад:

Но вопрос, связано ли это с погодой, ведь в Питере снизилось и число ДТП с участием авто.

Ничего удивительного: когда лобовое стекло заливает водой, а под колёсами того и гляди возникнут условия для аквапланирования, как-то не хочется тапку в пол. Даже заслуженные мудаки в дождь водят аккуратнее.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах
Дрон сказал(а) 2 часа назад:

Странно, в 2016 по моим ощущениям было наибольшее количество острых моментов и наиболее опасных, чем в предыдущие годы.

Ну дык велосипедистов стало меньше в 2 раза, допустим, ДТП стало меньше в полтора раза. Т.е. на одного велосипедиста стало больше ДТП.

Почему число ДТП уменьшилось не пропорционально числу велосипедистов? А потому что чем меньше велосипедистов, тем меньше водители на них адекватно реагируют.

0

Поделиться сообщением


Link to post
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас