ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха
УСТАЛОСТЬ: ПСИХИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ И БОРЬБА С НЕЙ

Турист и спортсмен.
Химия мышечной усталости
Как снимать усталость
Отключенное сознание
Усталость и "гонка-суета", подвиг велотуриста.
Дух соревнований
Усталость бытовая
Наша цель - коммунизм!
Отваливающиеся ноги


В данной статье пойдет речь о психологических аспектах усталости велотуриста. С чего такая тема, и почему речь идет о именно туристе? Для человека идущего в длительный сложный поход, именно психологические факторы усталости важно уметь распознавать. Для чего? В походе часты случаи, когда человек весьма далекий от "полной потери сил" с точки зрения физических возможностей организма, начинает вести себя неадекватно, и буквально своими руками разваливает поход, или доводит себя (а часто и других) до травмы. В альпинизме даже описывается феномен: "травме в походе предшествует скандал в команде". На практике это выглядит так: на седьмой день автономного похода в команде происходит скандал, при чем поводом по отзывам людей является какая-то ерунда. Иногда люди даже не могут потом вспомнить, отчего они переругались. На следующий день команда выходит на маршрут и кто-то срывается в пропасть, или попадает под камнепад. Случайность? Мистика? Злой умысел? Нет! Это фактор случайности помноженный на психологическую усталость в команде. Если перейти от крайностей к повседневной жизни, то знание психологических факторов усталости в походе и борьба с ними поможет увеличить дневные переходы, да и успешнее пройти маршрут в целом!

Человек - животное. Не путайте с утверждением "человек - скотина", что часто имеет место быть, но к теме данной статьи не относится. И многое из того, что свойственно животным, свойственно и ему. Известно, что собака может целый день заниматься делами: бегать по двору, пытаться поймать птичку, облаять велосипедиста. Но стоит направить собачью энергию в организованное русло, и мы видим, что собака… устает! Тоже самое характерно и для ребенка: играть во дворе он может сколько угодно, а пробежать трусцой вокруг стадиона - один круг спокойного темпа и он уже устал. Силы кончились? Да. Психические.

Турист и спортсмен.
У кого нагрузка больше, у туриста или спортсмена? Казалось бы, ответ очевиден: спортсмен, скажем, велогонщик расходует куда больше энергии чем турист спокойно едущий в перевал, а значит и уставать должен больше. С точки зрения физиологии - все так. Но рассмотрим ситуацию подробнее. Гонщик, скажем, кросс-кантри, живет дома, в комфортных условиях. Каждый день тренируется, питается по графику, пиво не пьет, голову особо не нагружает: тренер тут как тут! Анализирует, экспериментирует, готовит гонщика к тому, чтоб выйти на трассу и всех порвать! И вот, в нужный день, выходит гонщик-профессионал и показывает (или не показывает) рекордный результат. Затем его ведут в душ, ресторан и укладывают в постель спать, чтобы к следующей гонке был как огурчик. Кстати сказать, если речь идет о многодневной гонке, то по мере ее продвижения к финишу, психологическая усталость у спортсмена тоже начинает копиться. Но в целом, гонщик как рыба - живет в той среде, для которой его вырастили. Если мы заговорили о спортсменах профессионалах, то и туриста возьмем к рассмотрению не того, кто вокруг дома колесит, а того, что подвизается совершить нечто более серьезное. Скажем, пересечь пустыню в автономном режиме за много дней, или проторить свою дорогу по Арктическому побережью России от Мурманска до Уэлена.

Готовится турист к своему моменту истины: наматывает километры, рассчитывает и проверяет снаряжение, ходит в проверочные походы вокруг дома… Кстати, а где же еще готовиться к покорению Эвереста? На самом Эвересте? И вот момент истины приходит: самолет с серебристым крылом уносит нашего будущего странника в мир неизведанный, и начинается поход! Днем идет он снежными равнинами, ночью в палатке спит. Утром с бороды лед сбил, и в путь. Вечером полянку присмотрел, и лагерь ставь. А тут тебе, конечно, погодные условия: лучше всего пурга и тропический ливень одновременно. Турист попадает в условия отличные от тех, в которых живет в обычной жизни. Ни тебе крана с горячей водой, ни батареи теплой, ни магазина. Кроме того, жизнь ставит каждый день все новые проблемы: случился жуткий ветер? Строй вокруг палатки укрытие из подручных материалов. Замело дорогу? Врет карта? Что-то сломалось? Ищи варианты, борись, думай, в конце концов как шкуру свою спасти, или, говоря менее эпическим языком, как пройти маршрут. И турист устает… устает от непривычности быта, от постоянной борьбы, от одних и тех же лиц вокруг себя… А как же физическая усталость? Да, она тоже добавляет масла в огонь - устал как собака целый день крутить педали? Отлично - пусть палатку поставит тренер, ужин сварит повар, а за дровами сходит садовник. Нет, устал не устал, а ты приехал на опушку леса, и давай: руби, коли, организовывай свой быт. А плохо организовал - замерзнешь ночью. Или промокнешь, если поленился обкопать палатку или повесить тент. Сложно ли обкопать палатку? Нет - сложно ЗАСТАВИТЬ себя сделать это плевое дело на девятнадцатый день пути. В отличие от спортсмена, турист не может тренироваться в условиях максимально приближенным к боевым: и для туриста важно не только показать свою силу, но показать свою силу на фоне борьбы за существование. А это, как говорят в Одессе, две большие или четыре маленькие разницы. Для туриста именно усталость психологическая, усталость от постоянной борьбы с непривычной для себя средой является более важной составляющей, чем для спортсмена. К чему я клоню? Общая усталость туриста, есть в первую очередь усталость МОЗГА, а не мышц. Если так, то как выжать из нашего мозга еще немного, если не ума, то хоть силы?

Сразу оговорюсь: речь ведем сначала об "усталости просто", которая может возникать в конце каждого дня. О накопленной усталости, о рафинированной, многодневной, поговорим позже.

В среде спортсменов есть у туристов двоюродные братья. Это - марафонцы. В нашем случае - вело. Главная задача марафонца на марафоне - отключить сознание. Если нельзя отключить его совсем, то можно чем-то занять: "воткнуть" в уши плеер, лучше - радиоприемник. Попытаться изобрести для себя какую-нибудь игру: например, вспомнить в мельчайших деталях какой-то фильм, виденный месяц назад. Если в вашей предыдущей жизни нечего вспомнить, есть вариант заставить сознание помечтать, например о том, что когда этот чертов марафон кончится, то можно будет придти домой, принять ванну, достать из холодильника скумбрию холодного копчения, и съесть ее с черным хлебом и холодным пивом, ощущая, как приятная усталость уступает место умиротворению. В этой точке повествования я, пожалуй, прервусь на обед, уступив слово моему коллеге, который опишет, что такое мышечная усталость с точки зрения физиологии человека.

Химия мышечной усталости

Человек - машина по переработке хороших веществ в плохие. Говоря более грубо, человек потребляет скумбрию холодного копчения с рыбой, а выделяет - сами знаете что. С точки зрения усталости мышц процесс аналогичен, и в процессе их работы выделяются молочная и пировиноградная кислоты - побочные продукты окисления глюкозы и гликогена в организме. В норме при кислородном окислении глюкозы и гликогена они окисляются до углекислоты (газа) и воды. При больших физических нагрузках потребность организма в кислороде превышает возможности дыхательной, сердечно-сосудистой и кровеносной систем удовлетворить эту потребность. Активная работа не дает нормальному процессу дойти до конца и он останавливается на уровне образования молочной и пировиноградной кислот. Увеличение в крови содержания молочной кислоты блокирует доступ кислорода и затрудняет проникновение его в клетки. Возникает замкнутый круг: чем меньше кислорода, тем больше молочной кислоты, а чем больше молочной кислоты, тем меньше ткани усваивают кислорода. Утомление при этом нарастает как снежный ком.

Итак у мышц свои проблемы: ограничение доступа кислорода и накопление всяких там кислот. А у организма в целом тоже жизнь не сладкая. Вся дрянь, которая генерится мышцами попадает в организм, и куда ее деть? Надо вывести наружу, но до поры до времени, все эти кислоты циркулируют по организму, постепенно накапливаясь и вызывая интоксикацию. В развитие утомления вносят свой вклад также процессы брожения и гниения в кишечнике в результате неполного переваривания пищи. Это может быть вызвано неправильным режимом питания (смешанное питание), неправильным рационом (употребление трудно перевариваемой пищи), заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвенная болезнь), да и просто перееданием.

Не будем вдаваться в дальнейшую химию, лишь отметим: усталость имеет 5 химических аспектов (вредных веществ накапливающихся в организме):
1. Молочная и пировиноградная кислоты.
2. Кетоновые тела (ацетон и др.).
3. Продукты гниения и брожения в кишечнике.
4. Продукты азотистого обмена (аммиак и др.).
5. Свободные радикалы.

Как снимать усталость

Ну хорошо, а как снимать усталость? Это очень просто: существуют целый ряд таблеток, которые усиливают процессы выведения, скажем, молочной кислоты из организма. Их едят спортсмены, которых потом дисквалифицируют, или они сами уходят из большого спорта, а затем из жизни, лет в 40, но с медалью во всю грудь. Нам это дело не подходит. А что подходит? В отличие от спортсмена, для которого успех дела концентрируется в победе в гонке, для туриста победа - это пройденный десятидневный маршрут. Отсюда важное следствие: грамотно планируйте километраж, делайте остановки, которые позволяют организму отдохнуть. Скажем 50 минут едете, 5 минут идете пешком, 5 минут стоите - в таком режиме вы можете уехать весьма далеко. Важно прекратить нагрузку, когда вы почувствовали что ваши мышцы забиваются, становятся ватными. Не надо прекращать ее на 100% - просто снизьте уровень ее интенсивности, чтобы организм справился с проблемой. После трудового дня можете принять по 50 грамм, или выпить 0,33 пива. Алкоголь в таких количествах без ущерба для здоровья помогает вывести из организма молочную кислоту. Не усердствуйте особо: увеличение дозы алкоголя приведет к дополнительно интоксикации организма, хорошо известной в народе как "утренний бадун".

Следующий пункт: кетоновые тела. Кетоновые тела являются продуктом неполного окисления жирных кислот, а окисляются они вынужденно, дабы обеспечить нашу работоспособность. Жирные кислоты при сгорании дают намного больше энергии, чем углеводы или белки, однако их окисление в организме идет с трудом, они плохо проникают через клеточные мембраны. Накопление же кетонов в крови ведет, сами понимаете, к усталости. Для того, чтобы кетоны шли по назначению, грубо говоря, надо в процессе езды время от времени проглатывать углеводы, в виде печенья или еще чего. Химию процесса описывать не будем, но сами на своем опыте наверняка знаете: потребление в процессе похода углеводов весьма помогает в борьбе с усталостью. А при переутомлении - кусок сахара под язык - первое дело!

Чтобы избежать продуктов гниения и брожения в кишечнике надо обращать внимание на то, что вы едите. Питаясь правильно, вы будете чувствовать себя лучше не только в походе или тем более в гонке, но и в повседневной жизни.

С пунктами 4 и 5 программы, борьба куда более сложная, и для туристов не является столь необходимой. Отметим лишь, что витамины оказывают благотворное влияние на снижение усталости от этих пунктов.

В заключении отмечу, что хороший путь к повышению выносливости - тренировки. Тренировки настраивают обменные процессы в организме на работу с повышенной нагрузкой, что собственно нам и требуется. Передаю слово вновь Илье.

Отключенное сознание

Итак, продолжим наш рассказ о туристах, марафонцах и отключенном сознании. Что же бывает с человеком, который не смотря на продолжительную езду на велосипеде остается в твердом уме и светлой памяти? Самое плохое, что может быть с марафонцем или туристом, преодолевающим километры по шоссе, это концентрация внимания собственно на езде. "Так, я проехал 212 км, еще 83 осталось. Вот километровый столб, это уже двести тринадцатый. Скорость 22 км/час. При такой скорости один километр я проезжаю минуты за три, даже чуть быстрее. Что-то нога вроде побаливает, да и вообще устал я. Вот еще один столб. Какой он там по счету? Что-то уже не помню. Вот дорога, ни поворотов, ни горок… пилишь себе… и ветер… этот дурацкий ветер, как назло в лицо!". Человек который концентрирует свое сознание непосредственно на езде, устает заметно быстрее, чем его коллега, мысли которого витают вдали от дороги.

Петька и Василий Иванович едут на паровозе:
-Петька, какими дровами топишь?
Прямыми, обычными…
Топи кривыми, скоро поворот!

Неужели "временное отупение" путь к спортивным высотам? Отнюдь. Задача на самом деле ставится не "отключить сознание", а "переключить" его на что-то не связанное с процессом езды, каким-то образом его развлечь. Этот психологический момент хорошо известен родителям: когда ребенок, идя по улице, говорит что он устал, надо рассказать ему что-то интересное, чем-то увлечь, и усталость на время отступает. Лучшее лекарство в нашем случае - интересная дорога. Когда человек едет по дороге, которая все время петляет, поднимается то вверх, то вниз, то мозг его занят больше, чем при "пилении" по трассе: а что там за поворотом? А вот горка, что за ней? Так, деревенька - вот какой забор забавный в желтый цвет крашеный… С другой стороны, и при пилении по трассе у марафонца может быть преимущество перед туристом, особенно если марафон объединяет сотни участников: "Так, меня обогнал Федоров. Но он, вроде как, еще не спал, а я уже прикорнул часик. Наверное я его сделаю часа через три. А вот я нагоняю кого-то там впереди. Красная майка… наверное это Иванов. Нет, я не буду сейчас разгоняться и ломать темп, пусть я отыгрываю у него всего 50 метров в минуту, но со своего темпа не собьюсь". Так в заботах о насущном, можно коротать часы. Какой же вывод из всего сказанного?

- Чтобы туристу лучше использовать физические "ресурсы ног", надо позаботиться о чем-то интересном "для головы", прокладывать маршруты по интересным дорогам, местам, путешествовать группой. Можно даже придумывать коллективные игры, отвлекающие от "пилежки" по унылому шоссе, скажем, сыграть в "города" (участники называют города по кругу на последнюю букву предыдущего города).
- Если в группе есть человек, который устал и отстает, обычно с него снимают часть груза, но куда более важно… поговорить с ним! Расскажите ему интересную историю о том, как в прошлом походе отстающего велосипедиста бросили на съедение волкам, а в позапрошлом - медведям. Лучше - если вы будете говорить, а отстающий - слушать, так как молоть языком при педалировании - это дополнительная нагрузка, и лучше ее взять вам на себя, а не переложить на уставшего. Хотя, когда человек сам рассказывает что-то, то "отвлекается от усталости" сильнее.
- Отдых - лучший способ борьбы с усталостью. И важно его проводить правильно. Не надо на отдыхе напрягаться и считать минуты - это будет уже не отдых, а перерыв в ожидании старта. Не надо сразу по приезду заявлять: стоим 5 минут 32 секунды. Надо приехать, принять расслабленную позу (да, несмотря на стоянку в 5 мин 32 сек), поболтать о чем-то отвлеченном. Потом, произнести обычную велотуристскую фразу: "Ну, что, народ, а не покататься ли нам на велосипедиках?". И отправиться в путь.

Усталость и "гонка-суета", подвиг велотуриста.
Что такое "гонка" в туризме? Это такое психологическое состояние, когда постоянно не хватает времени, когда постоянно все надо делать быстро, куда-то торопиться. Заметьте отличие от гонки у спортсменов: вышел на старт и гони со страшной силой, час - другой. А потом успокойся, выпей изотоника, посмотри телевизор, позвони родителям, расслабься. У туриста ситуация другая: для него маршрут - это не 5 кругов в Суоранде, а 12 дней пути к конечной точке, где он должен сесть на самолет с серебристым крылом. Награда туристу не медаль во всю грудь, а возможность большой экономии денег: опоздаете на самолет, придется брать билет по новой. Итак, день за днем турист идет к намеченной цели, и отмечает, что благодаря погодным условиям, или плохой физической подготовке, или тому, что дороги оказались хуже тех, на которые он рассчитывал, он отстает от графика. И тут начинается "гонка". Заключается она не в том, что турист начинает ехать быстрее, а в том, что он начинает торопиться и суетиться. Это во многом, зависит от руководителя. Именно от него идут "флюиды": быстрей-быстрей, скорей-скорей, тут не сидим, здесь не стоим, едем, едем, едем!!! В последний день такое поведение вполне возможно: люди не успеют устать психически от условий постоянной спешки. Но жить в таком режиме пять дней к ряду, крайне тяжело морально. Так что делать? Не суетиться и опоздать на самолет? Нет, решение другое: не суетиться и успеть на самолет. Важно создать спокойную обстановку в команде: мы задерживаемся и нам надо наверстать график? Да, надо. Давайте спокойно его наверстаем: утром будем быстрее собираться, вечером станем на стоянку позже, увеличивая ходовое время. А вот ехать быстрее не будем, ибо ехать надо в удобном для команды темпе (так можно проехать дольше). Догонять график будем в спокойной рабочей обстановке, без ажиотажа. Важно чтобы вся команда в этом участвовала: все участники похода без криков и воззваний собрано и быстро утром вставали и собирались, экономя время. В чем вы спросите тогда разница, между суетой и быстрыми сборами? В психологической обстановке: она должна быть спокойной. Как это выглядит со стороны? В идеале так: собралась группа велотуристов совершить подвиг (пройти сложный поход), и совершает его так, что со стороны кажется, что группа никуда не торопится и едет в свое удовольствие. На самом же деле экономия времени достигается не мельтешением, а продуманностью действий и собранностью каждого и команды в целом. Ощущение постоянной "гонки" - важнейший фактор накопленной усталости, и такую нервную обстановку в походе надо всемерно изживать. Отмечу: важно не путать желание пройти маршрут как можно быстрее, или быстрее чем соседняя группа, с атмосферой движения к цели, не надо путать "гонку-суету" с "соревнованиями".

Чем быстрей мы пойдем к нашей цели,
тем быстрей к нашей цели придем!

Дух соревнований.

Разве дух соревнований не заставляет гонщика ехать не только на пределе своих сил, но и даже за их пределами? Разве такой дух не поможет туристу встать на час раньше, и ехать по 25 часов в сутки? Поможет, и мы назовем его другим словом: дух движения к цели. Поясню: предположим в поле вашего зрения две группы людей. Одна из них бежит, и другая тоже бежит. Но одни бегут марафон, а другие с тонущего корабля. Одни бегут спокойно рассчитывая силы, думая о том, сколько надо пробежать, и как это сделать быстрее, чем получится у бегущих рядом конкурентов. Другие тоже бегут, также стремясь это сделать как можно быстрее (мест в шлюпках на всех не хватит), но их поведение характеризуется словом паника. Паника это не физиологическое состояние человека, а психическое. Паника - это состояние, когда человек перестает принимать адекватные обдуманные решения, а поддается захлестывающим его бедную голову эмоциям, и начинает себя вести странным образом: куда-то бежать, кого-то толкать, тратить огромное количество энергии с весьма малым КПД для дела. Профессиональные борцы за соблюдение общественного порядка в случаях угрозы для жизни знают, что предотвращение паники - первостепенная задача для организации быстрой эвакуации людей. Дух движения к цели также соотносится с понятием "гонки-суеты", как организованный забег марафонцев с забегом толпы бегущей с корабля. Задача руководителя группы создать такую обстановку в команде, чтобы все чувствовали: мы марафонцы, мы движемся к светлой цели, которую обязательно достигнем, мы будем упираться и идти по 18 часов в сутки если потребуется, но спокойно и без "гонки-суеты".
Выполнение определенных правил позволит не создать атмосферу суеты в походе:

- Постарайтесь, если вы руководитель, как можно меньше говорить о времени, и о том, что его не хватает.
- Увеличьте дневные пробеги-проходы по времени, но не задирайте слишком темп: мы все-таки не стометровку бежим, а многодневку едем. Надо рассчитывать свои силы, и выискивать резервы времени в более четкой организации, в предотвращении разбазаривания времени.
- Не суетитесь и не впадайте в панику. Не надо бегать вокруг палатки с криками "Нам никогда не доехать до Нефтеюганска за три дня!!!", это вряд ли поможет создать рабочую атмосферу в группе.

Итак, суета - важный фактор накопления психологической усталости в походе. Пять дней суеты - и в команде разлад: споры, взаимные упреки, и как следствие падение пройденных километражей, и даже "травмы на ровном месте".
Что еще может привести команду к таким невеселым последствиям?

Усталость бытовая.

По небу
тучи бегают,
дождями
сумрак сжат,
под старою
телегою
рабочие лежат.

Турист - пролетарий бесполезного труда. Описанные великим Маяковским рабочие, живя под старою телегою, строили Кузнецк, работали при этом на износ. Что нас с ними объединяет? Тяжелые условия быта и стремление к высокой цели. Ну цели туриста нам ясны из личного опыта: пройти, наконец, этот жуткий поход, и вернуться домой живым, и по возможности, здоровым. Рабочие Маяковского мечтали примерно о том же:

Здесь дом
дадут
хороший нам
и ситный
без пайка,
аж за Байкал
отброшенная
попятится тайга".

Ну с тайгой, пожалуй, поэт горячился, а в остальном, проблемы туриста и рабочего описаны верно: быт и паек. Что важнее даже трудно сказать:

Свела
промозглость
корчею -
неважный
мокр
уют,
сидят
впотьмах
рабочие,
подмокший
хлеб
жуют.

Ясно одно: подмокший хлеб и ночевка под старою телегою могут усилить проблемы туриста в походе, особенно, если ночевать под телегой придется две недели кряду.

В самом деле, приятно выйти утром из палатки, протереть лицо водой из ручья, выпить горячего чаю и ринуться наматывать километры, ощущая себя покорителем тайги. Хуже, когда турист продрогший до мозга костей выползает из спальника, негнущимися руками пытается развести костер, затем около часа приводит себя в мало-мальски приемлемое состояние, еще час уходит на приготовление еды, на сборы. Затем, через три с лишним часа после подъема, турист наконец садится на велосипед и начинает движение. Замечу - туристу еще хуже, чем рабочему Кузнецка: тех, как мы сегодня знаем, вдохновляли на трудовой подвиг сотрудники НКВД, нам же приходится полагаться только на свою силу воли. Надо отметить, что сила воли хоть и не измеряется в ньютонах, но величину имеет, как правило, конечную. Когда она кончается, человек может сесть в сугроб и замерзнуть насмерть, что бывает у братьев по бесполезному труду - альпинистов, занятие которых куда более экстремальное, чем велотуризм. Чаще, правда, человека спасают те, у которых резерв силы воли еще есть. Что делать? Ответ очевиден - не испытывать судьбу, а уделить снаряжению и питанию должное внимание. Не правда ли не похоже на открытие Америки? Разве кто-то не знает о том что написано? Знают все, и выполняют это правило в зависимости от опыта и объема кошелька. Но наша тема - усталость психологическая, и борьба с ней организационными методами.

Итак, плохой быт и питание ухудшают моральный климат в походе, и способствуют накоплению психической усталости. Как бороться с "плохим бытом"? Как заставить спальник греть сильнее, или палатку не промокать? Ответ прост: это невозможно. Но возможно решить психологические проблемы людей, попытаться снять с них "бытовую" усталость. Хороший прием "полудневка" - это когда людям дают возможность пол дня никуда не ехать, а хорошо просушить одежду, погреться вдоволь у костра, и все это на фоне снижения физической нагрузки. Человек устал мерзнуть или мокнуть - не в наших силах прекратить дождь, но мы в состоянии дать ему отдохнуть. Как правило, в группе есть люди, у которых неприятности начинаются раньше: либо они более чувствительны к проблемам быта, либо у них хуже снаряжение. Важно вычислить таких людей, и по возможности оказать им помощь. В спальник-то еще один слой синтепона не вошьешь, но мерзнущего можно положить в середину палатки, где теплее. Раскисание команды вполне может идти и от одного человека, который начинает ныть: "ой, как мне хооолоднооо, как заколебал этот дождь, как надоело тащиться по этой дурацкой тропе". Морального климата это в команде не усиливает.

Что является первым признаком "бытовой усталости"? Медленные сборы. Если утром команду не поднять, если сборы зашкаливают за трехчасовую отметку, надо принимать меры. Каков второй признак? Ссоры. Сначала приведу стих "Вступающему в жизнь" великого поэта Игоря Иртенева, а уж затем - рекомендации:

Пока остры твои глаза
И волосы густы
Пока ты гибок как лоза
И мышцы налиты

Пока пылает жар в груди,
Пока рука тверда,
Пока сияет впереди
Счастливая звезда

Пока горит твоя заря
И горизонт открыт
Не трать товарищ время зря
Устраивай свой быт!

- Устраивай свой быт заранее: часто бывает лучше тащить на себе больше вещей, чем сэкономить на весе, но потерять в качестве походной жизни.
- Надо следить за состоянием быта в команде, и в случае появления опасных признаков "бытовой" усталости (ссор), дать людям отдых. Дневку или полудневку, по возможности в хорошем месте.
- Человеку, страдающему бытовыми проблемами в наибольшей степени, надо уделить в походе больше внимания, чтобы он не стал детонатором проблем.
-"Нам песня строить и жить помогает"! Острый приступ коллективной апатии и бытовой усталости снимается личным примером, как правило, руководителя. Проехали 100 км по болоту под дождем при нулевой температуре, и теперь разбиваете лагерь под мокрым снегом? Песню запевай! Кроме шуток: буйное веселье с песнопениями заставляет людей на время забыть об усталости, и работа по организации лагеря начинает спориться у них в руках. 15-20 минут ударного труда вполне может быть обеспечено уместной песней, типа "Вихри враждебные". Важно петь ее коллективно, по возможности гнусавыми голосами, прерываясь на хохот от осознания ситуации: ну разве не к этому кошмару мы стремились планируя поход в теплых городских квартирах?

Наша цель - коммунизм!
Несомненно целью похода является достижение тех или иных высоких целей. Мы, конечно, не говорим о походах, целью которых является не спорт, а отдых. Но человеку трудно 23 дня идти к своей цели, какая бы она великая не была. Конечно, в подсознании у него свербит - каждый шаг приближает меня к последнему перевалу, но до него ох как далеко! Как мы уже знаем, усталость - проблема психики, а не мышц, и важно следить чтобы она не накапливалась. Методы решения проблемы можно позаимствовать у КПСС. Все наше общество стремилось построить коммунизм, но цель эта была весьма далека и довольно расплывчата. Поэтому, чтобы мы были в тонусе, нам предлагались цели-ступеньки: пятилетки (которые имели не только хозяйственный план но и идеологическую подоплеку), конституции, которые время от времени принимались, и подавались как прохождение очередного шага на пути строительства коммунизма: Сталинская 36 года - это построение социализма, Брежневская 79 ого- "закрепила построение развитого социализма". Мы все знали, что движение есть, пройден один этап, выполнена еще одна программа, мы стали ближе к заветной цели. В длинном походе, когда цель представляется как нечто сказочное, почти несбыточное, важно дать людям моральный роздых: разбить маршрут на несколько значимых участков, в конце каждого из которых можно поставить полудневку, или просто поднять вечером тост, за прохождение, скажем, половины пути. Когда человек видит, что движение в нужном направлении идет, это вселяет в него надежду, укрепляет силы. Укрепляет силы - сиречь снижает психологическую усталость. Он одерживает маленькие победы, но часто, скажем, раз в три дня!

Наконец, важнейшим фактором накопления психологической усталости является совместимость людей в группе. Об этом много писано: говорится и о необходимости скаток, и тщательном подборе людей в длительные походы. Плохой коллектив снижает скорость передвижения группы, и это не есть хорошо. Трижды подумайте, кого брать в длительный поход, а кого оставить за бортом. Компромисс тут не уместен.

Отваливающиеся ноги

Прочитав сей объемный труд меня могут спросить: а что, получается с ваших слов, человек в походе устает только морально? А как же "отваливающиеся" ноги в конце дня? Как же такая усталость, при которой человек не может двигаться? Сказать, что туристские тропы усыпаны отвалившимися ногами туристов - нельзя, но проблема действительно существует. Важно чтобы турист понимал: моральные силы, как правило, у людей кончаются быстрее, чем физические, а в длительной перспективе похода в целом, этот эффект усиливается многократно. Надо отличать, усталость моральную, когда человек еще полон сил, и их можно "из него достать", и состояние, когда человек падает с ног от усталости по объективному состоянию организма. Например, при гипогликемии (пониженное содержание глюкозы в крови), также известной в велонароде под словом "оголодание". Признаки:

- Человек замедляет ход, а его движения становятся нечеткими. Скажем, велосипедист начинает ехать змейкой, а не прямолинейно.
- Человек заметно бледнеет, жалуется на полную потерю сил.
- Человек падает, или близок к падению, спотыкается а ровном месте, плохо реагирует на слова окружающих.

Это действительно объективные показания, при которых надо принимать уже экстренные меры. Самое простое: дать человеку пососать сахар, погрызть халвы, налить 30 капель корвалола (валокордина) для поддержания работы сердца или дать пол таблетки валидола под язык. Конечно, важно дать ему отдохнуть. Очень важно следить, чтобы человек не мерз ночью после переутомления. Важно, чтобы он ел легко усваиваемую пищу. Сильно напирать на съедение ужина не надо, но заставить пострадавшего выпить горячего чая с большим количеством сахара надо обязательно.

При усталости вызванной исчерпанием ресурсов организма песни не помогут. Хотя опять же, моральное состояние человека "подведшего команду" должно быть под контролем. Не надо его дополнительно догружать моральными проблемами, напоминать ему о его промахах. Не надо говорить: "вот, мы предупреждали, не бери лишних шмоток, а теперь ты тут лежишь, а мы не можем из-за тебя идти, и опоздаем". Наша цель поставить человека на ноги как можно быстрее, и тут надо говорить: "Ничего, Степа, бывает и хуже! Вот руки - ноги целы, ну полежишь ночь, поспишь хорошенько, и все пройдет! Мы еще сто раз наверстаем эти потерянные два часа…".


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015