| 22 сентября 2005 года. Всемирный день без машин |
Второй год подряд, а значит это уже традиция! :) сайт ВелоПитер поддерживает всемирное движение День без машин, которое проходит во многих крупных городах мира 22-го сентября.
В знак солидарности с мировым велосипедным движением мы соберемся 22 сентября на Дворцовой площади в 19.00 и будем целый час кружиться вокруг Александрийского столпа!
Призываем всех, у кого в этот день есть возможность выбора, выбрать велосипед как средство передвижения по городу, для поездок на работу, в институт и по другим делам.
Мы не преследуем никаких политических целей, мы лишь своим примером пропагандируем здоровый и приятный способ передвижения.
Кружиться мы будем по часовой стрелке, чтобы пользуясь правилом "помехи справа" дать возможность желающим безопасно выйти из круга. Тем более в прошлом году мы вращались в другую сторону :))
Присоединяйтесь, это, правда, весело!!!"
Ответственный за это безобразие - Анатолий Чайка
Немного размышлений о Дне без машин
22 сентября «всё прогрессивное человечество» отмечает «всемирный день без машин». Да, есть в современном мире такая практика – устраивать различные "дни". Например, день «борьбы с курением», день пожилого человека. И вот, день борьбы с автомобилем… Как же так получилось, что автомобиль стал нашим врагом? И в чем он для нас враг?
Если мы обратимся к истории младшего брата велосипеда – автомобиля, то можно сказать, что она далеко не так безоблачна, как кажется. С другой стороны, именно автомобиль, был одним из тех изобретений, которые кардинально изменили мир.
Вообще говоря, о самодвижущемся экипаже люди мечтали давно. Конечно, существовали конные повозки – телеги – кареты. Но это был далеко не идеальный транспорт. Во-первых, двигатель был маломощным. Во-вторых, весьма низкооборотистым. Скорости особой не давал. Наконец, требовал тщательного ухода, и мог эксплуатироваться далеко не круглые сутки. В крупных городах существовали и экологические проблемы – выхлоп двигателя на конной тяге падал в виде шариков на проезжую часть. Градоначальники применяли санкции: обязывали «водителей кобыл» убирать загрязнения, или даже вешать специальные подхвостные мешки. В то же время жидкая фракция отработанного лошадиного топлива лилась прямо на землю. Велика ли проблема? В принципе нет, хотя, поговаривают, что в столице Британской империи число лошадей, которых использовали в транспорте, превышало один миллион голов.
Нельзя не отметить, что двигатель был довольно капризен и пуглив. На загородных трассах, особенно в ночное время, учуяв волка, он мог самопроизвольно развить немыслимую скорость, совершенно не считаясь с интересами седока. Как тут не помечтать о некоем транспорте, которые работает сутки напролет, не зависит от волков и тащит много груза?
В середине 19 века, самодвижущиеся кареты - автомобили стали появляться. Были варианты на паровой тяге – эдакие паровозы, не нуждающиеся в рельсах. Затем появились агрегаты на жидком топливе. Предприимчивые жители Европы даже устраивали скачки на автомобилях и лошадях. Как еще назвать «забеги», в которых автомобиль мерялся скоростью с лошадью?
Вскоре, однако, соревнование с лошадью потеряло смысл. Зато приобрело смысл введение правил дорожного движения. Конечно, они были и для конных экипажей, но для автомобилей потребовалась их корректировка. В частности, принимался закон о том, чтобы перед автомобилем ходил «юноша с шестом». Зачем? Чтобы лошади многочисленных кэбов не пугались автодвигающегося монстра.
Путь автомобиля в массы иногда делал странные виражи. Скажем, изобретение господина Дизеля было аккуратно сложено на полку, где и провело почти треть столетия, прежде чем нашло себе применение.
Автомобиль завоевал полное признание на дорогах все-таки в веке 20. Если в начале века авто находило применение в военной сфере, выполняло роль «мерила роскоши», то к концу века двадцатого автомобиль стал привычной в быту вещью. Более того, во времена послевоенные, когда количество автолюбителей (разумеется, не у нас, а в Европе) возросло, привычная в быту вещь, оказалась не только полезной, но и вредной! Человек вдруг вспомнил, что когда-то давно, он дышал воздухом, а не выхлопными газами. Что провести время с любимой девушкой, куда приятнее, чем простоять в пробке. Что умереть в 70 лет в состоянии полного здравия куда приятнее, чем в 50 по причине слабости забывшего о нагрузках сердца, привыкшего ходить от подъезда – до машины и не далее. Наконец, возникли и геополитические проблемы. Оказалось, что житель Лондона или Парижа, привыкший к своей машине, может стать… ее заложником! Да, если у очередного арабского шейха переклинит что-то в воспаленном мозгу, и он устроит какую-нибудь войну, как было в конце 60ых – начале 70ых годов, то цена на нефть резко растет, и образ жизни гамбургского бюргера летит в тартарары! То есть, зависимость человека в Лондоне или Нью-Йорке от нефти, означает и политическую зависимость от государств этим ресурсом владеющим. А они все как на подбор: доверия не внушают.
Осознав эти проблемы много лет назад, европейцы и американцы их решили. А нам только предстоит идти вслед за ними. Решения были просты: за нефтяным кризисом 70ых последовали разработки нового класса автомобилей, с низким расходом топлива. Выделялись средства на поиски альтернативного топлива для автомобилей, которые сегодня уже находятся на стадии внедрения. Но главное – наведен порядок с выхлопом. В 21 веке воздух большинства столиц развитых стран является чистым. Да – когда возвращаешься из Стокгольма или Праги, и попадаешь на наш Пискаревский проспект… Разницу чувствуешь, что называется, нутром. Побеждены и пробки. Есть еще отдельные очаги, но в целом проблема почти снята. А у нас опять же, борьба только начинается. Многие страны идут значительно дальше: в США принята программа содействию экологически чистым автомобилям (на водородном топливе), и их количество на дорогах решено довести до 5%, после чего "процесс пойдет сам".
Единственное что не удается победить на «автомобильном фронте» - это проблемы связанные с неподвижным образом жизни. Тут совет один – бросай авто, садись на велосипед. Именно в этом ключе «ВелоПитер» рекомендует провести день 22 сентября. Да – не стоит воспринимать «всемирный день без машин» - как борьбу с машинами в ее экстремистском понимании. Зачем? Машина – это замечательно. Это всегда очень остро чувствуешь, когда тебе надо перевезти шкаф, или встретить родственников на вокзале. Но ежедневная езда на автомобиле – убивает. Она делает наши мышцы дряхлыми, она добавляет нам стрессов на дороге (как будто на работе их нам мало), она расслабляет наше сердце, делая его неспособным переносить нагрузки.
День 22 сентября отлично подходит для того, чтобы приехать на работу или в институт на велосипеде. Попробуйте один раз – предложите друзьям и родственникам.
Важно, чтобы в России поменялось отношение к велосипедисту на дороге. Чтобы человек ездящий на работу на велосипеде не воспринимался, как ненормальный, чтобы автомобилисты радовались велосипедистам на дороге. да-да! именно так - если мы сегодня едем на работу на велосипеде, значит наша машина стоит в гараже и не участвует в создании пробок.
Одним словом - 22 сентября - все на велосипед!
А вечером в 19 часов - на дворцовую!