ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха
"СПОРТИВНЫЙ ВЕЛОТУРИЗМ. НОВЫЙ ВЕК - НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ"
Илья Гуревич

Сегодня некогда популярный вид туризма - спортивный велотуризм находится в глубоком кризисе. По сути, в стране осталось всего несколько клубов, которые его культивируют, а их суммарная "мощность" не достаточна даже для простого проведения ежегодных чемпионатов страны. Приходится объединять спортивные походы за несколько лет, и то получается картина довольно печальная: одни и те же лица, походов даже за три года набирается чуть больше, чем призовых мест. В данной статье я не буду разбирать причины, почему именно спортивный велотуризм пострадал в последние годы больше, чем другие виды. Это тема отдельной статьи. А я попытаюсь изложить свое видение, каким должен быть спортивный велотуризм будущего. В своих размышлениях я буду основываться только на логических выводах, которые, в свою очередь, будут построены на анализе текущей ситуации и тенденций последних лет. Я не буду принимать в расчет существование тех или иных "официальных структур: союзов, комитетов", их правил и методик. Почему? По двум причинам. Во-первых, их работа во многом способствовала тому, что спортивный велотуризм не смог адаптироваться к новым условиям. Во-вторых, я хотел бы изложить новую концепцию для развития спортивного велотуризма, и не мыслить при этом догмами.

Итак, для чего нужен спортивный велотуризм?

Велотуризм - один из самых распространенных видов туризма, однако, подавляющее большинство велотуристов никакого отношения к спорту не имеет. Просто люди садятся на велосипеды и путешествуют по всему миру, посещают интересные места, крутя педали в свое удовольствие. Однако есть и люди, которые стремятся не к отдыху, а к преодолению. Для таких людей как раз спортивный велотуризм был бы полезен для решения следующих задач:

  • Для понимания своих возможностей. Скажем, человек Петя прошел 8-ми дневный поход по грунтовый дорогам, проехал 500км и задается вопросом: а на сколько это серьезное достижение? Где я нахожусь, на уровне новичка, мастера или третьеразрядника?
  • Для создания соревновательного духа. Тот же Петя, осознав свои возможности, захочет сделать более сложный поход, чем его приятель Вася, и критерием здесь могут быть правила спортивного велотуризма. А сам соревновательный дух - это отличное подспорье для развития и массовости велотуризма.
  • Для обмена опытом и постановки новых целей. Обмен опытом - понятно: спортивный велотуризм культивируется в клубах. Постановка целей - упомянутый Петя, проехав свой первый поход, хочет поставить перед собой более сложные задачи. Какие? Ответ на этот вопрос должен дать ему спортивный велотуризм. Об этом следующий раздел. Скажу также, что отчет о походе - документ, хранящийся в Интернете или в оффлайновой библиотеке - и как следствие, он будет доступен последователям.

В чем заключается "доблесть велотуриста" века XXI-ого?

Если мы говорим, что спортивный велотуризм нужен, то надо и определить, а что собственно является "доблестью" велотуриста? Поясню. Доблестью скалолаза является покорение скалы. Чем покоренная скала более длинная, гладкая и вертикальная, тем "доблесть" скалолаза выше. Другой пример - велогонщик. Его доблестью является наискорейшее прохождение участка шоссе определенной протяженностью. Гонщик борется со временем и с другими гонщиками. Теперь попытаемся определить, что именно является достоинством велотуриста? К чему стремиться нам, потенциальным спортсменам-туристам?

В случае велотуризма однозначного ответа нет. Это не страшно, ибо и в альпинизме ситуация аналогичная - есть технический класс и есть высотный. Аналогичная ситуация сложилась и в велотуризме, который в последнее время заметно поляризовался между двумя направлениями: техническим туризмом и, так сказать, "марафонским". Технический туризм подразумевает преодоление спортсменом на велосипеде чего угодно, кроме… хороших дорог. В ассортименте "технаря" тропы, движение по степям и пустыням по азимутам, преодоление замерзших рек и озер, зимников, лесовозных, грунтовых, пустынных дорог. Именно в таких условиях можно проявить свою "техническую" доблесть:

  • Мастерство вождения байка (проехать там, где другим не под силу)
  • Умение решать возникающие проблемы самостоятельно, или другими словами, путешествовать в автономных условиях. Это требует грамотно рассчитать маршрут и его прохождение, продумать ремнабор, чтобы не зависнуть "чертегде" со сломанным байком, правильно составить раскладку, не забыть аптечку.
  • Туристское мастерство. Все-таки мы говорим не о "чистом спорте", когда спортсмен проехавший пять кругов трассы "кросс-кантри" отправляется в теплый душ, затем в столовую и домой, а за его поведением наблюдают врачи и массажисты. Спортивный турист должен показывать свои навыки "в поле". То есть, дождь ли, камни с неба падают, река разлилась, снег пошел лета посреди - изволь обеспечить себе теплую ночевку, поставить палатку, приготовить ужин, просушить одежду. Иначе, если ты живешь в отелях или кемпингах, среди людей, то какой же ты турист? Спортсмен и не более.
  • Отметим отдельно необходимость уметь ориентироваться на местности. Это, конечно, тоже элемент туристского мастерства, но мы его упоминаем отдельно, так как многие представители велосипедного сообщества (любители шоссе) его могут просто не иметь. Зачем компас на шоссе?

Резюмируя сказанное, получаем "технический велотуризм" в образе брата - близнеца другим видам туризма: горному, водному, пешему.
С другой стороны, рассмотрим "спортивный велотуризм по шоссе", или как мне кажется, более точно его надо именовать "марафонский туризм". Я вряд ли ошибусь, если скажу, что приверженцев хороших дорог на сегодня заметное большинство. Многие из них выдвигают логичный (по-своему) лозунг: "велосипед для хороших дорог", подтверждая свои слова обзором развитой сети хороших автомобильных дорог. Давайте подумаем, что может являться спортивной составляющей такого вида туризма, или может правильнее именовать "любительского спорта"?

  • Интенсивность маршрута. Это очевидно, главный фактор, если смотреть "от обратного". Может ли быть поход Петербург - Москва (700 км), пройденный по шоссе за 10 дней спортивным? В целом нет - проезжать 70 км по шоссе это очень далеко от спорта. А вот тот же маршрут, пройденный за 3-4 дня? Этим уже можно гордиться.
  • Продолжительность маршрута. Этот фактор может быть оценен только в рамках интенсивного прохождения маршрута. Сколько дней не колеси на байке в свое удовольствие, по 70 км в день, а к спортивным целям так и не приблизишься, даже объехав в таком темпе вокруг земли.
  • Как вариант можно рассмотреть "соответствие графику движения". Что это означает? Что человек едет не тогда когда хочет, а тогда "когда надо". Спорт он и есть спорт. Почему велотурист может устроить дневку, когда захочет, или проехать "пол порции", а вот у спортсмена - расписание соревнований, и хочешь не хочешь, а изволь себя превозмочь, настроить, выйти на ринг (поле, шоссе) и всех на нем "порвать"? Если велотурист претендует на звание "спортивного", то должен также себя превозмочь, несмотря на дождь, или падающие с неба камни. Нет, конечно, дело добровольное! Хочешь ехать в велопоход ради удовольствия - кто ж мешает? Но не переламывая самого себя, не делая что-то через силу, получить то или иное спортивное звание не этично по отношению к другим спортсменам, скажем, трековикам.

Теперь давайте подумаем, а должен ли "шоссейный" велотурист обязательно ночевать в палатках, автономно и самостоятельно решать свои проблемы, как это делает представитель "технического крыла"? Вероятно, этот фактор должен быть в этом виде отброшен. Почему? Ведь действительно человеку приезжающему в отель и ужинающему в ресторане, пройти маршрут проще, чем тому, кто приезжает в лес, и начинает пилить дрова. Да, это так. Но вспомним - спортивный велотуризм века 20ого пришел к развалу именно от того, что стал нелогичен в новом времени. А логика говорит: странно требовать от человека, который едет по шоссе, среди городов и сел, такого же поведения, как от байкера, пересекающего по льду Байкал. Первый практически всегда может воспользоваться благами цивилизации, в то время как второй даже при самом сильном желании, не то что благами, но спасательный вертолет вызвать не сможет. Отсюда и решение: оставить за скобками туристские навыки человека-шоссейника, пусть ночует где хочет, ест в ресторанах, а байк ремонтирует в местных мастерских.

Возникает резонный вопрос, а что, разве нельзя скомбинировать оба вида? На первый взгляд даже кажется, что их комбинация и приведет нас к старой формуле спортивного велотуризма века двадцатого, который определял сложность похода по различным факторам? Вот мы и подошли по сути к главному. Раскол в велотуризме был определен развитием техники. Техника (велосипед) пошла по пути глубокой специализации. С одной стороны появились МТБ самых разных назначений, с другой - гибриды. Хорошая техника, специально "заточенная" под решение тех или иных задач, позволяет нам ездить там, где раньше велотуристы ходили пешком. Хорошо видно, как байкер, с двумя покрышками с четырьмя рядами злобных металлических шипов на каждой весело колесит по обледенелой дороге, где его собрат на "Туристе" постоянно падает. С другой стороны, выезжая на "оперативный простор" шоссейной дороги, байкер начинает заметно отставать. У него и передач то таких, как 51 на 11 нет, и колесо меньше, и покрышка шире, и вилка энергию поглощает, и геометрия рамы не настроена на большую скорость. Что получается в итоге: представитель технического велотуризма отправляется в путь на байке, который подготовлен к прохождению наиболее сложных участков. Для шоссе этот байк готовился бы по другому: на нем стояла бы другая резина, разумно было бы поменять систему и кассету. Стоит ли искусственно заставлять "технаря" настроенного скажем на болото, намотать 500 км по шоссе? А именно это сегодня требуют нормы старого велотуризма.

С другой стороны, высокие категории спортивного велотуризма прошлого века, построенные на основе универсальной техники (гибриды на базе "старт-шоссе"), сегодня "страдают" большими участками, когда участник несет велосипед на себе, а не едет на нем. Я в целом, не против, если на особо сложных участках приходится велосипед тащить на себе. Есть же у водников понятие "волок", когда с одной речки суда перетаскивают на другую? Почему не может быть волока в велотуризме? Но "волок" не должен быть самоцелью! Посмотрите на то, как выглядят известные велотуристы из города "В-а": велосипед гибрид с широким багажником на котором лежит заплечный рюкзак. Вы думаете - это бред? Вас удивляет, как можно проявлять мастерство вождения велосипеда, когда центр тяжести столь высок? Нет, это не бред, а более чем разумный выход из ситуации, когда человек знает, что ему придется много дней нести рюкзак на спине, а велосипед на шее. Кто носил на себе велорюкзак-штаны, хотя бы три дня к ряду, понимает, почему В-ские велотуристы везут с собой удобный заплечный рюкзак. А центр тяжести? А он никакой роли для них не играет - ведь ни на шоссе, ни в горах, когда он на спине, его высокое положение для них не помеха, ведь самые сложные участки пути, когда на движении байкера сказывается буквально все, они … не едут. Нет цели ПРОЕХАТЬ сложный участок, показав мастерство вождения байка на пределе возможностей. Есть цель его ПРЕОДОЛЕТЬ, не важно как. Часто получается пешком - быстрее. Вот и ходят пешком. Вот в этом и кардинальная разница.

Философия нового подхода в "техническом велотуризме" как раз заключается в том, что человек должен оставаться в седле до последнего, проявляя все свое мастерство. Соответственно и маршрут выбирать так, чтобы он потребовал от тебя полной отдачи в этом плане, включая предпоходную "заточку" байка. Если ты не можешь ПРОЕХАТЬ по гати, положенной через болото, но преодолел ее пешком - значит ты в определенном плане не прошел маршрута. Какой же ты спортсмен велотурист, если пешком ходишь? Ты, брат, пешеход с велосипедом.

Итак, можно резюмировать сказанное: есть два направления велотуризма, "техническое" и "марафонское", и они должны придти на смену морально устаревшему "спортивному велотуризму". Изменилось время, изменилась техника, изменилась ментальность людей, и правила не должны оставаться старыми - анахроническими.


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015