Первая Велосипедная…

Цитата из Википедии: "Велосипедная дорожка — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога, предназначенная исключительно для движения велосипедов (в России и для мопедов). …Велосипедные дорожки распространены в Европе… В России встречаются крайне редко и не образуют транспортной сети…"

Что верно, то верно – даже наш "самый европейский город России" не то, что сетью – простым наличием хотя бы одной велодорожки не мог похвастать. Есть, правда, старая дорожка вдоль Приморского шоссе, но ее состояние, мягко выражаясь, плачевно. А пару лет назад на развязке КАД построили и вовсе интересный объект – велодорожку, ведущую из "ниоткуда" в "никуда". Особенности национального строительства… Но, о чудо! – лед тронулся и у нас.

В самом начале августа я, проезжая на автомобиле (да, байкеры тоже иногда ездят на вонючих авто) перекресток проспектов Светлановского и Луначарского, чуть не врезался в чей-то бампер, увидев неподалеку невиданный мною доселе в моем родном городе дорожный знак 4.4 "Велосипедная дорожка".

На момент написания этой статьи тему появления велодорожки в Санкт-Петербурге и дальнейших планов городских властей по развитию велосипедной инфраструктуры затронули почти все городские СМИ; обсуждение ее на велосипедных форумах в интернете не стихает до сих пор. Поэтому я напомню лишь основные факты "биографии" Первой Велосипедной: Торжественное открытие дорожки состоялось 23 августа в присутствии губернатора и иных важных особ. Кстати, редкий случай, работы по обустройству дорожки были завершены не в последний день перед приездом делегации из Смольного, а гораздо раньше.

Велодорожка идет вдоль проспекта Луначарского по его нечетной стороне (между дорожным полотном и парковой зоной Муринского ручья) от проспекта Культуры до улицы Руставели. От проезжей части она отделена декоративной решеткой, что, помимо повышения безопасности, гарантирует отсутствие на дорожке припаркованных автомобилей. Асфальтовое покрытие ровное, качественное (по крайней мере, "на глаз"), по всей длине нанесена разметка – разделительная полоса, знаки начала и конца велодорожки стоят с обеих сторон каждого отрезка… Да-да, наша велодорожка представляет собой не сплошную трассу, с размеченными пересечениями автомобильных дорог, как это сделано в европейских странах, а три отдельных отрезка – от проспекта Культуры до Светлановского проспекта, от Светлановского до Гражданского и от Гражданского до ул. Руставели. Причем велодорожка заканчивается не прямо у перекрестка, а метров за 50 до него. То есть, согласно ПДД, в конце одного отрезка надо слезть с велосипеда, пройти пешком до начала следующего отрезка, сесть на велосипед… Нелогично, однако. Велодорожка на пр. Луначарского – три маленьких пока не слились в одну…

Общая длина велодорожки – чуть меньше 4 км. Не особо раскатаешься… Вот кому на этой трассе действительно раздолье, так это роллерам. По гладкому свежеуложенному асфальту катаются и "зубры" на беговых профессиональных роликах, и неспешно проезжающие парочки, и дети мал-мала-меньше. К слову сказать, объехать их быстро едущему велосипедисту – задача не всегда тривиальная. Но и гнать роллеров "поганой метлой" с велодорожки совсем не хочется, ведь хорошего асфальта, да еще и без машин, в нашем городе совсем не много. Зато радует, что на велодорожке не замечен пока ни один мопед или скутер (многие, думаю, удивятся, узнав, что п. 24.3 Правил Дорожного Движения запрещает водителям мопедов "…двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки…").

А теперь – о том, что же ждет нас и наших "двухколесных коней" в недалеком будущем. На вопросы "ВелоПитера" ответили сотрудники Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Администрации Санкт-Петербурга (КБДХ), структуры, непосредственно занимающейся вопросами организации велосипедной инфраструктуры нашего города. Я приведу наиболее важные моменты: О велодорожке вдоль пр. Луначарского:

О велодорожках, строительство которых можно ожидать в 2009 году:

О велопарковках:

Сейчас, "в начале славных дел", клуб "ВелоПитер" готов помогать городскому правительству в разработке адресных программ, предлагать свое видение конструкций и мест размещения парковок. Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству также заинтересован в нашей помощи – опыта строительства целой сети велодорожек пока нет ни в одном городе России. Хочется верить, что Северная Столица станет первым по-настоящему велосипедным городом нашей страны!

© Михаил Михайлов, клуб "ВелоПитер"