Лондонская плавучая велосипедная дорожка
и другие возможные велочудеса
2014

Есть такая поговорка: тот кто хочет ищет возможности, кто не хочет — отговорки. Это я про строительство велосипедной инфраструктуры в Петербурге. Недавно я побывал в Лондоне. Этот колоссальный мегаполис только встает на путь велосипедизации, и сделано там довольно мало. Опыт Лондона для нас важен, ведь, конечно, в Петербурге придется применять те или иные решения, которые подходят для мегаполиса сравнимого с Петербургом масштаба. Так вот, в Лондоне обсуждают своеобразное решение: сделать велосипедную дорожку прямо по реке Темзе. 

Я не утверждаю, что для Петербурга подходит аналогичное решение, но хочу о нем рассказать. Просто для примера, о чем думают люди, которые ХОТЯТ что-то сделать, чтобы все больше людей ездило на велосипеде. 

Итак, Лондон, столица какого-то государства в Европе, с населением в 8,5 (с пригородами более 12) млн человек. Проблемы характерные для мегаполиса: либо нормальная жизнь, либо автомобилизация. В более частном порядке: ширины дорог не хватает для пропуска личного транспорта, и требуется альтернатива. В частности альтернативы долгое время выступал только общественный транспорт, вероятно лучший в Европе (сами англичане так не думают), а в последнее время началась и велосипедизация Лондона. Для строительства велосипедной инфраструктуры ширины улиц не хватает (в отличие от Петербурга, в Лондоне улицы не широкие). В центральной части Лондона, как и везде, делают велосипедные полосы, а не велодорожки, что тоже, на самом деле, не дает такой уж 100%ой гарантии безопасности велосипедиста. 

Что придумали? Придумали сделать по Темзе плавучую велосипедную дорожку длиной порядка 8 миль (около 13 км). Стоимость проекта 600 миллионов фунтов. Это больше одного миллиарда долларов, и чуть меньше стоимости одного строящегося для России Мистраля. Впрочем, сравнение с Мистралем не корректно — плавучий велосипедный путь будет строиться (если будет) частным консорциумом. Частники вложат свои деньги, и будут взимать с велосипедистов плату, в размере 1,5 фунта за проезд. 

плавучая велодорожка

Что будет еще в этом велосипедном чуде света? Будет свет, который будет вырабатываться чудом солнечных панелей. Будут информационные табло, которые будут давать информацию велосипедистам о текущем трафике. Может быть, будут велосипедные пробки? Об этом организаторы не сообщают, но говорят, что вместимость сооружения — 12 000 велосипедистов в час. Правильнее, видимо, сказать, пропускная способность. Кстати сказать, идеи внедорожного транспортного коридора для велосипедистов возникают в умах западных людей периодически. 

Отчего? 

Дело в том, что даже давая велосипедистам полосы в центрах городов, все равно безопасность их не обеспечить. Велополоса идет по той же дороге, по которой ездят и автомобили. Конечно, полоса есть полоса, это хорошо для велосипедиста. Лучше, чем просто ехать в потоке. В том же Лондоне с 2006 по 2011 год процент ДТП с велосипедистами вырос на 50%. А у Лондона большие планы. За 10 лет они предполагают, что население этого города с плохим климатом увеличится на 12%. В это легко поверить, ведь в Лондон собирается переехать добрая половина Африки и Азии, Восточной Европы. Что и говорить, я сам по незнанию снял в Лондоне отель в квартале, где было два белых (ну, относительно) человека. Я и Макс. Это добавляет Лондону колорита. Никогда этих трех дней в Лондоне не забуду. Я основательно погрузился в индийскую кухню, образ жизни. К концу уже походил на своего...индийского... 

Итак, Лондон растет, травматизм велосипедистов растет, надо что-то делать! Вообще есть метод: запретить движение велосипедистов, и уровень ДТП с ними сразу сократится. Странно, что такое в голову англичанам не пришло. Пришло в голову: строить выделенные велосипедные пути. Однако для их строительства не так много возможностей в центре уже построенного когда-то города. Посмотрим, может быть появится в Лондоне такое чудо света, как плавучая велодорожка? 

Были и другие идеи, которые кажутся еще более утопичными, чем плавучая велодорожка в Лондоне. В Торонто (это где-то на краю света в бывших колониях Англии), городе с населением 2,7 млн человек, тоже призадумались о строительстве некоего велополитена. То есть, каких-то велосипедных дорог, которые были бы подняты над землей. Велосипедисты массово и бесшумно носились бы по стеклянным желобам, не причиняя людям вред, успевая на работу без пробок, не выбрасывая в атмосферу вредных веществ. Кстати еще хорошо бы крестьяне там сидели бы и торговали всякой всячиной... 

скайвейз

На второй взгляд, идея не кажется уж такой маниловщиной. Велополитен предлагается построить над железнодорожными путями. Место там все равно пропадает. К тому же, Темза течет только в одном направлении, то есть и велодорожка плавучая не сможет образовать сеть! Только эксклюзив! Это не особо удобно для велосипедистов, которые не живут по берегам этой водной артерии. А сеть железных дорог Лондона очень густая. Если авторам удастся делать самоокупаемые проекты, то может быть все получится? И будет Лондон не просто город с плохим климатом, плохой едой, но и с прекрасным велополитеном? Пока авторы статьи, http://www.bbc.com/autos/story/20141013-pedalling-along-the-thames откуда я черпаю информацию, в качестве прорывного примера приводят Эйндховен. Там на голландских просторах построили «Креветку», как у нас в Купчино. Но креветка соединяет не тротуары, а велодорожки. 

креветка

Ну, честно говоря, так себе пример. Масштаб не тот. Подождем, увидим. Пожелаем Лондону удачи.

И. Гуревич, 2014