Второй
этап борьбы за велосипедизацию города" Илья Гуревич |
Да, друзья. Мы и сами, можно сказать, не заметили, как первый этап завершился. Случилась революция: ментально-велосипедная. Велосипедные дорожки начали строить. Построено, конечно, с гулькин нос…
Так в чем революция? В сознании. Похоже, что этап, когда нас, велосипедистов, полагали за маргиналов, а наши просьбы и требования о велодорожках считали глупыми – прошел. Теперь велодорожки строят, и это уже воспринимается всем как НОРМАЛЬНЫЙ процесс. Недавно в городе на Школьной улице появилась велодорожка. В строящемся квартале Семь Столиц – квартал еще не сдан, а велодорожка уже размечена. В Новом Оккервиле построена велодорожка.
Мы довольны?
Нет.
Что такое? Характер плохой?
Нет, характер, как характер, но выясняется, что мы столкнулись с новой проблемой. Конечно, скептики о ней говорили и ранее. Но, тем не менее. Проблема называется «строительство без понимания». На местности это выглядит так: велодорожка, идущая из ниоткуда в никуда.
Чтобы понять суть проблемы текущего момента, надо понять, а как вообще сегодня появляются велосипедные дорожки в Санкт-Петербурге? Отчего, то в одном, то в другом месте города появляются велосипедные дорожки? (об их качестве и виде мы поговорим ниже).
На сегодняшний день в нашем городе есть действующее (не отмененное) распоряжение Правительства СПб от 03.06.2008 № 69-рп. Пунктом 2.5 данного распоряжения предусмотрено на постоянной основе "при подготовке заданий на проектирование, строительство, реконструкцию магистральных автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, обеспечивающих въезд на территорию Санкт-Петербурга, в установленном порядке предусматривать в составе работ устройство велосипедных дорожек в пределах границ полос отвода данных автомобильных дорог".
Формулировка довольно расплывчатая, но обязывающая. Вот в рамках этого постановления, худо-бедно велосипедные дорожки и появляются на просторах нашего города. То там, то тут.
Обратим внимание, что дело должно пойти быстрее, когда Город примет разработанную в недрах КТТП с участием НИИАТ и велосипедистов Петербурга (ВелоПитер и Балтийская Звезда входили в рабочую группу) концепцию. Но это не тема данной статьи.
Итак, при реконструкции и новом строительстве в городе постепенно будут появляться велосипедные дорожки. И тут становиться понятно, почему происходят такие случаи, как случились на Школьной улице. Постановление есть, исполнить его надо. Вот и строят, без концепции (пока) и без понимания, как это будет эксплуатироваться. Получается, прямо скажем, по-разному. На Школьной улице, в частности, получилось плохо.
Я не буду кидать камень в огород тех, кто строит. Их можно понять: на велосипеде они, видимо, не ездят. Дело начали новое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но! Нам, людям, которые дружат с велосипедами, важно не то, что мы понимаем суть ошибок. Но и то, как устроить дело так, чтобы они не возникали.
Очевидно, что без двух вещей дело на лад не пойдет. Первая – без принятия концепции. Ведь действующее постановление относится к реконструируемым дорогам, к новому строительству. Реконструировали 3 километра дороги – сделали там велодорожку. Вот она и идет, из ниоткуда в никуда. А дальше? Без концепции, без плана – так и будет происходить. Вторая вещь – необходимо, чтобы в городе был человек, который бы работал, например, в структуре комитета, который отвечает за строительство велодорожек. Чтобы этот человек отвечал за это направление. Чтобы через его руки проходили все документы, касающиеся строительства велодорог. Чтобы он ставил свою подпись на каждом таком документе. И, разумеется, мог и участвовать в проекте, подсказывая те или иные удобные для велосипедистов решения. В любом случае, чтобы его подпись гарантировала нам то, что усилия города и его деньги не пошли псу под хвост.
Итак, без плана и без ответственного лица мы рискуем получить в городе на следующем этапе разрозненные куски велосипедных дорожек. А это вряд ли кому-нибудь нужно.
Что делать? Это правильно, что вы спрашиваете меня, что делать. Я отвечу: отдыхайте. До 15 января мы можем смело отдыхать. КТТП уходит. Идет реорганизация. Велосипедную концепцию все еще пытаются пробить, может быть, в декабре 2012 смогут что-либо сделать.
После Нового Года будем думать далее. Будет новый ответственный комитет. Посмотрим, чем закончится борьба за Концепцию. В зависимости от этого, будет выстраивать свою работу в году 2013.
Важно, что теперь, когда строительство велосипедных дорожек в Петербурге уже ведется, надо менять смысл нашей общественной работы. Теперь она должна быть направлена не столько на УБЕЖДЕНИЕ кого-либо в том, что велодорожки нужны (чего убеждать, если есть постановление, требующее исполнения?), а на то, чтобы то, что строят, было бы действительно полезным для велосипедистов.
.