ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха
"Велосипедист в Америке:
Правила дорожного движения. Велосипед на дорогах города.
Транспортировка велосипеда. Полезные ссылки.
"
А. Клоц

От Редактора. Сайт ВелоПитер начинает публикации на интересную, как нам кажется, тему: а как с велосипедами "за бугром?". Новая рубрика будет носить название "По странам и континентам". Понятно, многие из нас бывали в тех или иных странах, но двухнедельное с ними знакомство не дает возможности человеку в полной мере узнать особенности правил дорожного движения для велосипедистов, правила перевозки велосипедов в транспорте, почувствовать на себе внимание или ненависть властей. Мы открываем цикл статей рассказом А. Клоца, который уже давно живет в Америке, и знает об особенностях велосипедизма в том заморском краю не по наслышке. Сегодня Америка самая передавая и технологичная страна мира, с Америки берут пример многие развивающиеся страны. Да и Россиия во многом больше похожа на Америку, чем на Швецию или Испанию. Интересно, а есть ли что хорошее в деле велосипедизма, что достойно того, чтобы взять нам в качестве примера? Судите сами: слово А. Клоцу.

Прежде всего - disclaimer. Я несколько лет ездил на велосипеде по штату Вашингтон, а также катался по дорогам нескольких других штатов. Таким образом, я не могу дать 100% точную информацию по велосипедному способу передвижения на территории всей Америки. Возможно, какая-то информация покажется кому-то неточной или кому-либо захочется что-то добавить к данной статье. В таком случае имеет смысл связаться с автором. По просьбе редакции ВелоПитера особое внимание в статье уделено положению велосипедиста в Правилах дорожного движения, впредь именуемых ПДД.

ВЕЛОСИПЕДИСТ И ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ в США.

В каждом из 50 штатов существуют свои правила дорожного движения и законодательные акты, устанавливающие права и обязанности велосипедистов. Поскольку охватить все эти документы трудновато, планирующие путешествие по США или просто интересующиеся могут заглянуть на сайт International Bicycle Fund, где имеется страница с ссылками на государственные серверы, содержащие тексты законов о средствах передвижения вообще и велосипедах в частности - http://www.ibike.org/education/laws.htm. Если вы уже находитесь в США, вы можете заглянуть на сайт местных органов власти (бесплатный Интернет есть во многих библиотеках), а также зайти в ближайшее отделение Департамента Транспорта (Department of Transportation), где можно взять брошюру со сводом ПДД (в больших городах есть и русскоязычные издания) и, раскрыв соответствующий раздел, прочесть необходимые данные о езде на велосипеде. Помимо этого существует раздел в федеральном кодексе (United States Code), полный текст которого можно найти на английском здесь: http://www.bicyclealliance.org/safety/uscode.html. Это солидный многокилобайтный документ, регламентирующий положения велосипедистов. Однако, учитывая разнообразие правил дорожного движения в США, я хочу остановиться на положении велосипедистов в штате Вашингтон, прославленном не только штаб-квартирой Майкрософта, но и другими достопримечательностями.

Велосипедист, согласно ПДД, является таким же полноправным участником дорожного движения как мотоциклист, автомобилист и пешеход. В связи с различиями местных правил при переезде в другой штат, необходимо заново сдавать экзамен на права. Соответственно, несколько разнятся разметка, допустимый предел скорости, вид знаков и тд. Усваивается все это, впрочем, довольно быстро. Разница с Россией весьма заметна. Практически во всех штатах (исключая город Нью-Йорк) и во многих районах Канады разрешен поворот на право при красном сигнале светофора в случае, если вы не создаете помехи для движения. На некоторых перекрестках, однако, установлены знаки No Turn On Red и поворачивать там, соответственно, запрещено, Данная мера, берущая начало во времена нефтяного кризиса середины 70х годов, была введена чтобы сэкономить топливо, расходовавшееся зря, пока водители ожидали зеленого сигнала.

Каждая дорога имеет свою нумерацию, причем крупные шоссе делятся по классам на Interstate highway, US highway и State highway. Номера уникальны и позволяют удобно ориентироваться во время движения. Значительная часть крупнейших дорог в США - хайвэи с ограниченным доступом. Это высокоскоростные магистрали, где движение велосипедистов, как правило, запрещено. Некоторые скоростные дороги платные (не во всех штатах). Однако, как правило, параллельно крупной магистрали можно найти более тихую и, соответственно, более приемлемую для велосипедиста дорогу.

Самое серьезное различие с российскими ПДД - это наличие средней разделительной полосы, позволяющей машинам, совершающим поворот налево, не задерживать движение, перестроившись в специально отведенный участок посередине дороги на время ожидания просвета во встречном потоке. Ряды на дорогах бывают отмечены не только краской, но и приваренными пластиковыми "пупырышками" со встроенными отражателями. Это особенно практично ночью, когда трасса при свете фар и уличных фонарей кажется освещенной рядами маленьких фонарей, разделяющих ряды.

Другая особенность - наличие большого количества перекрестков, оборудованных знаком Stop с табличкой внизу "all ways". Данная мера позволяет экономить электричество и светофоры на многих второстепенных перекрестках. Действует подобная развязка так: машины со всех направлений полностью останавливаются, как на красный свет. После чего проезжает тот, кто подъехал первым. В случае, если две машины подъехали одновременно, первым проезжает тот, кто находится справа. Водители относятся к подобным перекресткам серьезно и не пытаются проскочить - останавливаются даже если, на первый взгляд, никто не подъезжает с других сторон. Что весьма положительно для движущихся с более медленной скоростью велосипедистов, которые в свою очередь, обязаны также останавливаться и проезжать согласно общим правилам.

Есть также ряд других особенностей, в частности, меньшее количество знаков в ПДД, при наличии информативных табличек и экранов на дорогах. Однако прочие различия менее заметны и быстро запоминаются.

Законодательство штата Вашингтон, приведенное в качестве примера, имеет следующие статьи, определяющие права велосипедистов:

Определение велосипеда
Велосипедом называется механизм приводимый в движение мускульной силой людей, находящихся на нем, имеющий два колеса от 16 дюймов в диаметре или три колеса, хотя бы одно из которых более 20 дюймов в диаметре.

Определение темного времени суток
Темным временем суток называется время, начинающееся за полчаса до заката солнце и оканчивающееся через полчаса после рассвета, а также любое время, когда объекты и люди не видны на дистанции дальше 500 футов (около 165 метров)

Определение дороги
Дорогой называется часть магистрали, оборудованной и используемой для передвижения транспортных средств за исключением обочины или тротуара, где, однако, возможно передвижение велосипедов.

Примечание:
На дороге может быть отведена специальная полоса для движения велосипедистов (bicycle lane). В дальнейшем она будет называться в тексте велополосой, в отличие от велодорожки (bicycle trail) - отдельной грунтовой или заасфальтированной тропинки, предназначенной только для пешеходов и велосипедистов.

Каждому велосипедисту, едущему по дороге, гарантированы все права транспортного средства. Он также обязан выполнять все предписания, исключая те, что не относятся к велосипедисту. Велосипедист обязан соблюдать правила не только на дороге, но и на велополосе. В случае несоблюдения ПДД велосипедист может быть подвергнут штрафу или другому наказанию, согласно законодательству.

Велосипедисты могут использовать хайвэи с ограниченным доступом, передвигаясь по правой обочине, в случае отсутствия запрещающих велосипедное движение знаков. Департамент Транспорта имеет право запретить движение велосипедистов на временной или постоянной основе по данным видам дорог.
(для справки: хайвэи с ограниченным доступом - это, как правило, четырех-восьми полосные высокоскоростные магистрали, соприкасающиеся с обычными городскими улицами лишь в определенных местах, на специальных развязках. Даже если движение велосипедов по такому хайвэю разрешено, ехать там довольно шумно и неуютно)

Велосипедисты могут использовать велодорожки, обозначенные сплошной белой полосой и условным рисунком. Водителям запрещено наезжать на велодорожки, кроме случаев, когда необходимо совершить поворот; также запрещена парковка на велополосе. (для справки: В некоторых районах, в центре, около университетов и колледжей, число дорог, оборудованных для велосипедистов, весьма велико. На окраинах и в пригородах количество дорог с полосами для велосипедистов меньше, однако при современной реконструкции дорог зачастую предусмотрено создание велополос)

Велосипедисты имеют право выбора между проездом по обочине, проезжей части и велополосе. Велосипедистам рекомендуется двигаться по направлению движения, вместе с дорожным потоком, как можно ближе к правой стороне дороги. Во время поворота (а также до него, если требуется встроиться в среднюю разделительную полосу - о разделительной полосе см. выше), а также при обгоне велосипедистам разрешен левый маневр. В случае езды по односторонней улице (но не шоссе), рекомендуется держаться ближе к левой стороне дороги. То есть, если вы едете по односторонней улице, разумеется, по направлению потока, то прижимаетесь влево. Странно, и кстати, большинство американских байкеров эту рекомендацию игнорирует. В свою очередь, пешеходам при движении по дороге, где нет тротуаров, рекомендуется идти навстречу движению.

Перед пересечением велополосы или велодорожки водители обязаны пропустить велосипедистов. Примечание ВелоПитера: в России как раз существует обратная норма правил: велосипедист при движении по велодорожке должен пропускать на нерегулируемых пересечениях автомобили по пересекаемым дорогам. Мне эта норма кажется правильной, так как на закрытых перекрестках подъезжающего на скорости велосипедиста автомобилист может просто не увидеть. Но, велосипедист сам остановится и тем самым обеспечит свою безопасность.

При обгоне велосипедиста дистанция между обгоняющим транспортным средством и велосипедом должна составлять не менее 3 футов (0,9м). Примечание ВелоПитера: в нашем письме-обращении в МВД России, как раз содержится призыв к властям ввести аналогичную норму в наши правила.

Запрещается велосипедистам ехать на буксире за другими транспортными средствами.

Велосипедисты имеют право передвигаться в группах по велодорожкам. В случае езды по дороге велосипедисты могут передвигаться по двое в ряд.

Велосипедистам запрещается перевозить в руках грузы, кроме того случая, когда велосипедист может держаться за руль беспрепятственно и постоянно одной рукой.

При езде в темное время суток велосипед должен быть оборудован передней фарой, белый свет которой виден на 500 футов (около 150 метров) вперед и задним красным отражателем, заметным с 600 футов (около 180 метров). Рекомендуется использования красного заднего маячка - мигающего или постоянно горящего.

Каждый велосипед должен быть оснащен тормозом, позволяющим эффективно затормозить.

Велосипедист обязан подавать сигналы руками следующим образом:
Левый поворот - вытянутая влево горизонтально левая рука
Правый поворот - вытянутая вправо горизонтально правая рука
Торможение - левая рука, согнутая в локте вниз.
Знаки должны подаваться заранее, чтобы другие участники движения успели сориентироваться.

Все велосипедисты и пассажиры должны иметь собственные сиденья.

Велосипедист обязан пропустить пешехода. При езде по тротуару велосипедист обязан передвигаться медленно и предупреждать об обгоне пешехода голосом или звуковым сигналом.

Велосипедисты могут также занимать целую полосу в случаях:

а. если едут со средней скоростью движущегося транспорта

б. если полоса слишком узкая и транспорт не может обогнать велосипедиста

в. если дорожные условия препятствуют (ремонт, поваленные деревья,
запаркованные машины

Ношение шлемов:
В данный момент в штате Вашингтон нет закона об обязательном ношении шлемов, однако многие округа (county) и города, в частности, Сиэтл, ввели в действие распоряжение о необходимости ношения шлемов. При отсутствии шлема на бедовой велоголове вас могут оштрафовать, поэтому надевать шлем рекомендуется. Дети должны носить шлемы в обязательном порядке. Здесь можно найти список городов и местностей, рассортированных по штатам, где обязательно ношение шлемов http://www.bhsi.org/mandator.htm . Там же приведена грустная статистика по количеству травм и смертей велосипедистов - для тех, кто еще не убедился в необходимости наличия шлема.

ВЕЛОСИПЕД НА ДОРОГАХ ГОРОДА.

Во многих городах США власти заинтересованы в улучшении положения велосипедистов. В связи с большим количеством машин и ежедневными пробками предпринимаются меры по облегчению жизни велосипедистов, как один из путей уменьшения трафика, очищения воздуха и похудения все более тучнеющего населения. Множество лиг, ассоциаций и клубов способствуют популяризации велоспорта и пропагандируют передвижение на экологически чистом и физически полезном виде транспорта на работу, в школу и просто в качестве отдыха. Они так же занимаются защитой прав велосипедистов, обращаясь к местным органам власти, губернаторам штатов и в Сенат, добиваясь улучшения законов, создания образовательных программ для водителей и велосипедистов, стремясь к созданию bicycle-friendly атмосферы на улицах. Имеет смысл обратиться в такие организации, если вы путешествуете по Америке - вам помогут подобрать маршруты, посоветуют оптимальную амуницию в данном штате и снабдят прочими рекомендациями - в зависимости от ваших потребностей.

В целом, в большинстве мест, где мне приходилось ездить, отношение к велосипедистам доброжелательное. В большинстве случаев автомобилисты ведут себя достаточно культурно, как правило, обгоняют аккуратно, не стремятся подрезать, прижать к обочине и тд. На таком фоне бывает довольно обидно сталкиваться с агрессивным, хулиганским поведением. Не смотря на то, что это скорее исключение из правила, осторожность и соблюдение норм поведения на дороге необходимы для велосипедиста, хотя бы потому, что, по выражению одного знакомого велолюбителя, все вокруг большие, тяжелые и железные. Тем не менее, автомобилисты признают за велосипедами право на дорогу, и, в целом, чувствуешь себя гораздо в большей безопасности, чем на питерских улицах. Велосипед популярен как средство передвижения, городские власти Сиэтла проводят разнообразные мероприятия, направленные на вовлечение жителей в использование велосипедов для поездок на работу. Каждый год проходит Bike to Work Month (Месячник "На велосипеде на работу"). По данным мэрии Сиэтла более 5 тысяч человек используют велосипед для ежедневных поездок на работу и более трети 600,000 населения города ездит на велосипедах - отправляясь в горы, в дальние туристические поездки или просто катаясь по выходным.

Одним из наиболее интересных общеамериканских велосипедных проектов является берущая начало в 60х годах кампания Rails to Trails по созданию на месте отслуживших свое железнодорожных путей дорожек для пешеходов, любителей роликов и, конечно же, для велосипедистов. Многие дорожки, созданные после того, как были убраны рельсы, проходят по живописным сельским районам и пригородам. Некоторые из них насчитывают больше сотни миль и представляют удачный вариант для велопохода.

Во многих городах велосипедисты могут бесплатно перевозить велосипед на автобусе (оплатив свой проезд), поместив его на специально установленные крепления спереди автобуса. Помещаются подобным образом два велосипеда. В редком случае, когда оба места заняты, в салон автобуса вносить велосипед нельзя (хотя можно поговорить с водителем, прикинувшись иностранцем) и приходится ждать следующего автобуса.

В таких bicycle-friendly городах довольно много велополос; у пересадочных транспортных станций, банков, супермаркетов, кафе и прочих общественных заведений есть стояки для велосипедов. Рекомендуется, однако, соблюдать меры безопасности - многие снимают седло или переднее колесо, перед тем, как повесить замок на велосипед, таким образом делая машину менее привлекательной для воров. Соответственно, для каждодневной езды не имеет смысл использовать чересчур дорогую и навороченную модель. Теоретически можно застраховать свой велосипед. Кое какие мысли изложены в этой статье http://www.phred.org/~josh/bike/bike_insure.html.

Согласно Bicycling Magazine в 1999 году следующие города США и Канады стали наиболее bicycle-friendly:
1. Montreal, Canada
2. Portland, Oregon
3. Tucson, Arizona
4. Seattle, Washington
5. Toronto, Canada
6. Austin, Texas
7. Denver, Colorado
8. San Francisco, California
9. Philadelphia, Pennsylvania
10. Chicago, Illinois

Эти города были отмечены особо за многолетнюю поддержку велосипедистов:
· Anchorage
· Minneapolis
· San Diego
· Vancouver
· Washington, DC

Худшие города для велосипедистов:
1. Boston, Massachusetts
2. Las Vegas, Nevada
3. Tampa, Florida

Оценки, конечно, могут быть довольно условны, однако многие американские велосипедисты на форумах высказывались схожим образом. Степень Bicycle-Friendly города определяется целым рядом факторов - наличие велодорожек, велополос, стоянок для велосипедов и, конечно, отношение властей. Из личного опыта могу сказать, что Портланд (штат Орегон), Сиэтл (штат Вашингтон) и Сан-Франциско (Калифорния) попали в список велодрузей не зря. В свою очередь, я неоднократно слышал жалобы на отвратительное положение велосипедистов в Бостоне.

ТРАНСПОРТИРОВКА ВЕЛОСИПЕДА.

Хорошо классифицированную информацию о перевозке велосипедов на поезде, автобусе или самолете по США и Канаде можно найти на сайте BikeMap, в специальном разделе Bikes on Transit http://www.bikemap.com/trans.html , где дана краткая информация и ссылки на правила провоза велосипедов во многих городах США (автобус, междугородный автобус, метро, местные поезда, паромы). Здесь я хочу лишь привести краткий список наиболее важных компаний, осуществляющий перевозку пассажиров по США. Необходимо учесть, что, по сравнению с Россией, доля железнодорожных пассажирских линий невелика.

Железнодорожная компания Amtrak
www.amtrak.com
Оплата - В коробке $12, без коробки от $5 до15, в зависимости от расстояния
Примечание:
Здесь дана карта маршрутов, где можно провозить велосипед без коробки http://www.narprail.org/bikes.htm На остальных маршрутах надо вести велосипед в коробке, которую можно купить у ж/д компании.

Автобусная компания Greyhound - наиболее недорогой способ передвижения по Америке. www.greyhound.com
Телефон 1 (800) 229-9424 (бесплатный в США)
Оплата от $15 до 25 + $10 за коробку
Примечание
Перевозят велосипед только в коробке.

Авиакомпании

Southwest Air
Телефон 1-800-533-1222 (бесплатный в США)
Необходимо уточнять с компанией. Стоимость провоза велосипеда может колебаться от $35 до 70.

Delta Air Lines
Телефон 1-800-221-1212 (бесплатный в США)
Необходимо уточнять с компанией. Стоимость провоза велосипеда - в районе $70.

Continental
Телефон 1-800-221-2000 (бесплатный в США)
Необходимо уточнять с компанией. Стоимость $45 + $10 за коробку.

Frontier
Телефон 1-800-432-1359 (бесплатный в США)
Необходимо уточнять с компанией. Стоимость $50.

Как правило, авиакомпании требуют, чтобы велосипед со снятыми педалями и повернутым рулем был как следует упакован (в коробку или специальный чехол).

ВНИМАНИЕ: данные расценки могли/могут поменяться. Рекомендуется предварительно уточнить правило и стоимость провоза, позвонив или написав email в компанию, услугами которой вы собираетесь воспользоваться.

Иногда имеет смысл отправить велосипед по почте вперед, к месту назначения. Можно использовать как государственную почту USPS www.usps.com или частные компании UPS www.ups.com или FedEx www.fedex.com. Стоимость отправки будет различаться в зависимости от пункта назначения. Плюс в том, что ваш велосипед будет доставлен прямо домой, к знакомому или в гостиницу.

Подробнее про перевозку велосипедов по США можно узнать на сайте Travel with Bicycle http://www.gfonline.org/BikeAccess/, где люди, путешествовавшие по США (и не только) оставляют свои впечатления о том, насколько легко и удобно им было передвигаться с велосипедом в самолете, поезде, на автобусе в различных частях Америки и прочих частях света. Сайт, как и все приведенные здесь ссылки, на английском языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ.

Америка - интересная страна для велотуризма. Широкая сеть федеральных и местных кемпингов позволяет совершать как автономные велопоходы (self-supported tours), так и походы с сопровождением (supported tours). Много веломаршрутов пересекает страну от Канады до Мексики и от Тихого океана до Атлантического. Масштабы и расстояния - вполне российские, то есть огромные. США находятся в различных климатических и природных зонах, поэтому готовясь к большим поездкам рекомендуется тщательно продумать маршрут, снабжение и время похода.

Природа Америки разнообразно-красива. Пустыни Калифорнии и Аризоны, среднеамериканские равнины с красными домами фермеров посреди моря полей, горные серпантины на Западе, маленькие городки Новой Англии - все это интересно повидать, передвигаясь на велосипеде. Для планирующих поездку по США здесь приведен ряд ссылок, которые, на мой взгляд, могут оказаться полезными для велотуристов:

Информацию по велотуризму в США можно получить на сайте Adventure Cycling Association http://www.adventurecycling.org, где есть сведения о различных маршрутах и велотурах, продаются карты, подготовленные для велопутешествий;
На сайте Кена Кифера http://www.kenkifer.com/bikepages;
На сайте Майка Бентли http://www.mikebentley.com/bike;
На сервере "велодальнобойщиков" http://www.biketrip.org;
ну и, конечно же, у вело-гуру Шелдона Брауна найдутся статьи по всем аспектам жизни на колесах http://www.sheldonbrown.com/articles.html.
Целый список линков на сайты велопутешественников (маршруты большинства из которых проходили по Америке) можно найти здесь http://www.cycletourist.com/Links.

Если у читателей данной статьи есть что добавить или какие-либо вопросы касательно представленного материала - amklots@yahoo.com.

Живете не в России, но говорите по-русски? Напишите нам, как обстоят дела в ваших странах. Мы будем рады узнать, как обстоят дела в Германии и Англии, Уганде и Автралии, Аргентине и Китае... Ведь в каждой стране свои правила, свои проблемы у велосипедистов...

 


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015