Организация веломест в пригородных электропоездах и поездах дальнего следования |
Виталий Новгородов |
12 марта 2013 года между клубом ВелоПитер и профсоюзом РЖД был подписан меморандум. Основными целями подписания данного документа означены следующие:
-
Популяризация велосипедного транспорта в среде трудящихся на железной дороге. Мы предполагаем, что велосипед, и активный образ жизни делает людей более здоровыми, снижает заболеваемость, повышает продолжительность жизни, укрепляет семью. Это соответствует уставным задачам профсоюзной организации и целям клуба ВелоПитер.
-
Содействие ОАО РЖД в части удобства пользования Российскими железными дорогами для велосипедистов. Мы предполагаем, что совместными усилиями будем помогать РЖД, чтобы перевозка велосипеда в поездах (как в пригородном сообщении, так и дальнего следования) РЖД была бы простой и экономически доступной. Чтобы были оборудованы специальные места для перевозки велосипедов. Также внимание будет уделено и удобству пользования велосипедистами не только поездов, но и вокзалов, станций. Мы будем содействовать внедрению лучших образцов обслуживания велосипедистов, которые уже существуют, в том числе на железных дорогах Европы и мира.
-
Используя потенциал крупнейшего профсоюза РосПрофЖел, и крупнейшего велосипедного клуба России «ВелоПитер», содействовать широкому распространению велосипеда как транспорта, как средства семейного и молодежного отдыха в масштабах всей страны. В частности, планируется содействие в создании первого в России «Национального велосипедного маршрута» Санкт-Петербург Москва.
В данной статье мы рассмотрим различные варианты организации мест для транспортировки велосипедов в поездах РЖД, как пригородного значения, так и в поездах дальнего следования.
Транспортировка велосипедов в пригородных электропоездах
В крупном мегаполисе, каким является Санкт-Петербург, проблема транспортировки велосипедов в электропоездах пригородных направлений является крайне актуальной. На данный момент в городе не создана велоинфраструктура, которая позволяла бы безопасно передвигаться по городу на велосипеде. Исходя из этого, жители города использую для велопрогулок парки города и пригорода, где разрешено передвижение на велосипедах, а так же все направления Ленинградской области. Наибольшей популярностью пользуются маршруты по всему Карельскому перешейку, район Пушкина-Павловска, Петергофа-Ломоносова. На нашем «дочернем» ресурсе велогид можно легко найти примеры таких маршрутов. Наиболее удобным и, пожалуй, единственным способом добраться до начала маршрутов являются пригородные электропоезда.
На данный момент для транспортировки велосипедов и другого крупногабаритного багажа в электропоездах убираются один или несколько рядов скамеек, стоит отметить, что сделано это не во всех вагонах, и зачастую, садясь в электричку на транзитной станции, велосипедистам приходится выискивать вагон, где можно поставить велосипед. Часто возникают ситуации, когда «веломеста» заняты багажом других пассажиров, хотя мог бы быть размещен на полках, предусмотренных во всех типах вагонов. Само составление велосипедов на таких пространствах, является не эргономичным, так как при должной организации крепежа для велосипедов на туже самую площадь можно будет разместить большее количество велосипедов и багажа.
Рассмотрим варианты организации таких мест, разделив их условно на два типа: американский и европейский (прибалтийский).
-
Американский вариант. Как мы видим на рисунке № 1, под веломеста выделена половина выгона, снабженная специальными креплениями для велосипедов. Для того что бы закрепить велосипед в таких креплениях не надо его ни как кантовать, что является крайне удобным для любых категорий велосипедистов. При таком варианте организации велосипедных мест снижается вероятность возникновения конфликтных ситуаций, так как использовать эти места для провоза багажа значительно сложнее. Вопрос в том, что подобный вариант организации веломест будет актуален и экономически целесообразен только в сезон и на популярных среди велосипедистов маршрутах, возможно здесь будет иметь смысл провести мониторинг среди велосипедистов с целью выявления наиболее популярных маршрутов и времени использования электропоездов (скорее всего утро и вечер), это позволит оборудовать по одному вагону в нескольких составах и на наиболее популярных направлениях
Рисунок № 1
-
Европейский (прибалтийский) вариант. Здесь существует два варианта организации мест для велосипедов – рисунок № 2 и № 3. В первом варианте крепления велосипедов организованы без «сохранения» сидячих мест. Во втором варианте сохранены откидные сидения, когда сидения подняты они выполняют функцию фиксатора нижнего колеса велосипеда. Как мы видим, в данных вариантах, велосипед крепится вертикально. Наличие откидных сидений сохраняет количество сидячих мест в вагоне, но в российской действительности такой вариант может являться источником конфликтных ситуаций среди пассажиров. Стоит обратить внимание на конструкцию креплений – верхние (крепление переднего колеса велосипеда) имеют либо крючок, либо специальные хомуты для лучшей фиксации велосипеда, нижние крепления представляют собой две параллельные трубы, которых вполне достаточно для фиксации заднего колеса. Видится логичным иметь в составе 2-3 вагона, оборудованных подобным образом на 10-12 веломест в каждом.
Рисунок № 2
Рисунок № 3
Также видится целесообразным, выделить вагоны, оборудованные веломестами, специальными наклейками, например как показано на рисунке № 4, это позволит на транзитных станциях не бегать по платформе с велосипедами в поисках необходимого вагона. Логично также организовывать веловагоны по определенной логике, например, первый и последний вагон состава.
Рисунок № 4
Для стимулирования использования велосипеда как транспортного средства в нашем городе, имеет смысл отменить оплату за его провоз в черте города (Ломоносов-СПб-Балтийский, Павловск-СПб-Витебский, Девяткино-СПб-Финляндский, Зеленогорск- СПб-Финляндский и т.д.). На сегодняшний день провоз велосипеда в электропоездах составляет 34 рубля. Рассмотрим такой пример: человеку необходимо добраться из Старого Петергофа на Васильевский остров. Если он использует электричку, то платит за себя 57 рублей, далее садится на метро – 28 рублей, итого – 85 рублей, если он едет с велосипедом, то платит за себя 57 рублей и за велосипед 34 рубля, итого – 91 рубль. Как мы видим, экономической выгоды нет, а отмена оплаты провоза велосипеда смогла бы стимулировать более активное использование его в качестве транспортного средства, да и, пускай не значительно, но увеличило бы пассажиропоток в электропоездах, так как многие предпочитают вариант – маршрутное такси плюс метро, а с велосипедом в маршрутку не влезешь.
Транспортировка велосипедов в поездах дальнего следования
Помимо пригородных электропоездов велотуристы Санкт-Петербурга активно используют поезда дальнего следования. Среди наиболее популярных направлений можно выделить следующие: Псковская, Новгородская, Вологодская области, Республика Карелия, мурманское направление в целом, Крым, Белоруссия и т.д.
Удобнее всего ездить с велосипедом в плацкартном вагоне. Плацкартные вагоны старого образца лучше всего подходят для транспортировки велосипедов. Частично разобранные (достаточно снять переднее колесо) и упакованные велосипеды без проблем укладываются на багажные (третьи) полки со стороны коридора, как это показано на рисунках № 5 и 6 . Таким образом можно уложить 4-5 велосипеда в один отсек.
Рисунок № 5
Рисунок № 6
В новых плацкартных вагонах появились сплошная стенка со стороны коридора (рисунок № 7), что делает крайне сложным попытку разместить 4 велосипеда на багажных полках, реально помещается не более двух, по одному на каждую полку.
Рисунок № 7
В купейных вагонах на багажную полку с некоторыми проблемами можно положить два велосипеда. Например, как это показано на Рисунке № 8.
Рисунок № 8
Какие же варианты существуют для облегчения жизни велотуристам в поездах дольнего следования? Мы предлагаем следующие пути решения проблемы:
-
В плацкартных вагонах нового типа не устанавливать впредь и, если это возможно, демонтировать в уже действующих вагонах перегородку со стороны коридора, конечно же, если данные действия не противоречат каким-либо ГОСТам и правилам безопасности. Если сделать это не возможно, то желательно предусмотреть в потолке возле багажных полок и на самих полках крючки или стропу для более удобной фиксации велосипедов, упакованных в чехол, багажной резинкой (рисунок № 9 ). В принципе, такие крючки будут актуальны не только для велосипедов, но и для другого крупногабаритного багажа.
Рисунок № 9
-
Многие велотуристы находят выход из сложившейся ситуации, покупая на троих целое купе (или отсек плацкартного вагона), то есть все четыре полки, и используют одну из полок как багажную. В данном случае хотелось бы предусмотреть какие-либо скидки при покупке лишнего места, которое будет использоваться, как багажное, и выписывать специальный велосипедный/багажный билет (не более одного на купе/отсек).
-
В случае если в составе есть сидячие вагоны (например, как в популярном среди петербургских велосипедистов поезде № 350 СПб-Костомукша), предусмотреть в них веломеста, организованные так же, как мы предлагали выше на примере пригородных электропоездов. В данный момент в сидячих вагонах транспортировка нескольких велосипедов практически не возможна, под них просто нет места.
-
Провести мониторинг наиболее популярных маршрутов, времени года и включать в состав вагон, оборудованный по «американскому» варианту, как это было предложено выше.
Мы очень надеемся, что наш обзор, который мы передаем в РосПрофЖел, поможет железной дороге стать более удобной для велосипедистов и цели, озвученные в меморандуме, не останутся лишь красивыми словами на бумаге. Железнодорожники! Это нам действительно важно! Спасибо.
При подготовке данной статьи использованы материалы форума клуба велопутешественников "ВелоПитер" (
http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=index&rid=6520), статья "Провоз велосипеда в поезде" опубликованная на сайте велоклуба "Караван" г. Москва (
http://caravan.hobby.ru/bicycleintrain.html).
.