Идея использовать велоприцеп для перевозки детей возникла в нашей семье сразу после появления второго ребенка. Старшую дочь мы благополучно возили в велокресле на руле или на багажнике и хлопот не знали. Однако оказалось, что двух детей на одном велосипеде перевезти не так просто… В Европе на каждом шагу можно встретить родителей со стайкой детей все на велосипедах. Среди прочих средств перемещения детей там распространены и велоприцепы. Анализ рынка велоприцепов в России показал, что велоприцеп купить можно, хотя и не просто. Если хочется купить велоприцеп не выходя из дома, то хороший выбор представлен в интернет-магазине ПАПА ДЖОЙ.
Совместно с этим магазином решено провести тест одного из велоприцепов, чтобы выяснить насколько удобно использование этого чуда техники в условиях жизни в России. Для теста был выбран прицеп Schwinn Trailblazer. Выбор именно этой модели велоприцепа не случаен. Во-первых, в этот прицеп помещается двое детей (это правда) и по описанию выходит, что крепится он практически ко всем велосипедам (а это - нет).
Во-вторых, есть возможность использовать его как прогулочную коляску. И в третьих этот прицеп изготовлен известным велосипедным брендом, что косвенно говорит о безопасности его при использовании, а это, согласитесь, важно при перевозке детей.
Итак, велоприцеп Schwinn Trailblazer. Описание.
Велоприцеп представляет собой трейлер на колёсах, рассчитанный на одного или двух детей. Конструкция стандартна для большинства велоприцепов – на жесткий алюминиевый каркас натянуты дно, борта с окошками и тент сверху. Тент оборудован москитной сеткой и съемным влагонепроницаемым экраном спереди и небольшим вентиляционным окном сзади. Дно дополнительно оборудовано жесткой вставкой – на ней собственно сидят. На спинке размещены пятиточечные ремни безопасности, регулируемые по высоте. За спинкой велоприцепа размещено небольшое багажное отделение. Прицеп имеет два колеса по 20’ и складную штангу, с помощью которой прицеп буксируют за велосипедом. Велоприцеп крепится на заднее правое перо велосипеда. Дополнительно прицеп оборудован ручкой и колесом, чтобы трансформировать его в прогулочную коляску. Вес велоприцепа составляет 11 кг. Велоприцеп имеет габариты (ДхШхВ): 156х83х105 см, в сложенном виде: 81х83х49 см. Складывается прицеп просто. Одним движением снимается верхняя штанга, на которую крепятся спинка и тент и прицеп становиться плоским. Вторым движением убирается буксировочная штанга под дно прицепа. Практика показала, что в таком состоянии прицеп пролезает в двери (боком) и транспортируется в багажнике автомобиля. Видимо, не всякого, но в Рено Логан и Киа Сид входит без проблем. Для еще большего уменьшения объема можно снять колеса, что уже заметно более сложная операция. Крепление к велосипеду удобное и быстрое. Однако требует наличия плоских задних перьев на велосипеде. Перед покупкой надо проверить, какие перья на вашем велосипеде. Если объемные, то данное крепление не подойдет. При проведении теста прицеп крепился среди прочего и к раме оборудованной дисковыми тормозами и к двухподвесу. А на велосипед вот с такой рамой (на фото заднее перо Marin Muirwoods образца 2011) велоприцеп не принайтовить никак.
Кроме того, замечу, что в семье удобно иметь 2 комплекта крепления велоприцепа, чтобы можно было легко перестегивать прицеп с маминого велосипеда на папин. Или четыре, чтобы бабушка с дедушкой тоже не скучали. Перекинуть крепление, конечно, не сложно, но если несколько раз на дню, то задумаешься об оптимизации. Так что если не удалось заказать второе «родное» крепление, то положение может поправить поход к хорошему токарю.
Посадка ребенка в велоприцепе более удобная и свободная, чем в кресле. Если детей едет двое, то они сидят по бокам. Если один ребенок, то он сидит в середине прицепа. Обзор в прицепе хуже, чем в кресле. Фактически можно смотреть только в передний «экран» или в боковое окно.
Эксплуатация.
Удивительно то, что ехать с прицепом легче чем того ожидаешь. Это отмечают абсолютно все, кто пробовал кататься с велоприцепом набитым детишками. Действительно, при езде по относительно горизонтальной поверхности велоприцепа не ощущаешь. Он никак не мешает движению и совершенно не сковывает управление велосипедом. Прицеп шире велосипеда с детским креслом, надо не забывать оставлять ему место. Также необходимо помнить и учитывать, что при повороте прицеп идет по внутренней дуге. С горы прицеп разгоняет велосипед, но притормаживанием это решается. Проблемы начинаются при езде в гору или рыхлому грунту. Все-таки, как ни крути, а вес велоприцеп имеет большой – при наличии 2 детей никак не меньше 40 кг. Это все же несколько больше чем обычно везет велосипедист. При езде в горку или по песку все килограммы начинают ощущаться в полной мере. Хотя и в этом случае управлять велосипедом проще, чем, если везти эти 40 кг на багажнике. Выход здесь один, потренироваться, тем более что своя ноша (по идее) не тянет.
Конечно, проще всего ехать с прицепом по асфальту. Однако велоприцеп вполне пригоден и для езды по грунтовым дорогам. Плотный грунт или грейдер мало отличается по ощущениям от асфальта. Большие колеса дают хороший зазор между дном прицепа и дорогой, поэтому с успехом можно передвигаться по колеям. Причем прицеп может ехать и под большим уклоном (одно колесо выше другого), без вреда и без риска опрокидывания. Можно ехать по брусчатке, по плотно утрамбованному гравию или просто по траве (например, рядом с дорогой при наличии грязи или луж). Детей в таких случаях трясет, но жалоб на неудобство не поступало. Категорически плохо ехать с прицепом по рыхлому грунту. Даже немного песка на дороге создают проблемы.
Практика показала, что велосипедист с прицепом зарывается гораздо раньше, чем велосипедист с грузом на багажнике. Хуже всего преодолевать сыпучие подъемы. Даже при небольших уклонах ненагруженное заднее колесо начинает проскальзывать. Причем втащить велосипед с прицепом в такой подъем тоже очень не просто. Вес начинает тянуть назад и приходится ставить велосипед поперек движения для опоры, и такой специфической елочкой взбираться вверх. Наличие велоприцепа усложняет преодоление препятствий на дороге. Перелезать через бревно или канаву с велосипедом и креслом проще в разы. Плохо приспособлен велоприцеп и к езде по тропам. Задевает за все что торчит и трудно вписывается в узкие повороты. При езде по городу, проблемы создают поребрики, вернее отсутствие съездов. Приходится спешиваться и перевозить руками.
Большинству детей велоприцеп нравиться – свой домик на колесах с крышей и окошками. Есть возможность играть на ходу с игрушками без риска уронить их на дорогу. Детям интересно ездить вдвоем. Посадка больше напоминает сидение в автомобиле, чем в велокресле. Велоприцеп на бездорожье трясет и раскачивает вместе со спинкой. Дети быстро укачиваются на ходу и засыпают. Не хватает возможности опустить спинку спящему ребенку. Вместо этого приходится вдоль бока прокладывать вещи (или класть подушку), чтобы было на что облокотиться.
Прицеп обеспечивает хорошую защиту от непогоды. В ветер и дождь детям в прицепе комфортнее, а родителям спокойнее. А вот вентиляция продумана плохо. Из-за того, что вся пыль и грязь от заднего колеса велосипеда летит в прицеп, ездить без тента можно только по сухому асфальту. По грязи или песку стоит закрывать даже дождевой экран. Поэтому в теплую погоду в прицепе может быть жарковато, т к вентиляционное окошко сзади не справляется с задачей. Хотелось бы иметь вентиляцию по бокам.
Общение с детьми, сидящими в прицепе, затруднено только в ветреную погоду, когда едешь против ветра. В этом случае ничего не слышно. В хорошую погоду при открытом дождевом экране слышимость не сильно хуже, чем в велокресле сзади. Вообще опыт показывает, что полноценное общение с ребенком на велосипеде возможно, только при наличии велокресла впереди. И это большое его достоинство. Все остальное не дает возможности поболтать в пути. Хотя совместные песни распевать ничто не мешает.
На ходу велоприцеп видно, если обернуться. По крайней мере, увидеть спят дети или нет, всегда удавалось.
Велоприцеп с точки зрения управляемости безопасен. Перевернуть прицеп не удалось ни разу. При падении велосипедиста, при съезде в канаву прицеп остается на колесах. Но при этом дети жалуются на неудобство ездить в прицепе в шлеме. Если ребенок ниже спинки сиденья, то он упирается в нее шлемом, что создает дискомфорт.
Относительно езды по дорогам общего пользования прицеп мало отличается от велокресла и вывод тут один – в России ездить по автомобильным дорогам с детьми невозможно! Даже флажок, который призван делать прицеп заметнее, здесь не поможет. У родителей могут быть разные мнения на этот счет, но наш совет ждать более развитой велосипедной инфраструктуры, а пока кататься по велодорожкам за рубежом или предпочитать малонагруженные грунтовки, парки.
Значительные габариты велоприцепа могут создавать некоторые трудности в хранении и перевозке. В багажник машины прицеп влезает, но кроме него больше ничего не войдет в большинство легковых машин. Так что лучше отселить прицеп на крышу машины, или использовать микроавтобус. Дома прицеп не очень заметен (особенно если дом загородный), так как складывается до состояния совсем плоского и места занимает меньше чем велосипед. Сложно выйти из стандартного многоквартирного дома с прицепом. У мамы (или папы) в наличии получается велосипед, велоприцеп, рюкзачок с вещами, двое детей, один лифт (хорошо, если грузовой) и куча узких дверей, открывающихся в разные стороны. Целое мероприятие. Но, как известно охота пуще неволи. Велородителей это вряд ли остановит. Хотя кресло, конечно, в этом случае удобнее.
Теперь пару слов о возрасте детей, которых можно перевозить в велоприцепе. Диапазон шире, чем для велокресла. В этом тесте участвовали дети от 7 месяцев до 8 лет. Ребятенка, который еще не сидел, перевозили в автомобильном кресле, которое просто ставилось в прицеп. Для этого понадобился дополнительный кусок стропы, который заменил функцию ремня в машине и закрепил кресло в прицепе. Причем второй ребенок (4 года) рядом влез. Но такая ситуация может быть не безопасна. Ребенок, которому только, что исполнилось 8 лет, в прицеп поместился. Т. е. голова была ниже верхней штанги, но ногам при этом места было уже мало. Тут приходилось сидеть по диагонали. Оптимальный возраст ребенка для велоприцепа от 1 года до 5-6 лет. С этого возраста дети могут и самостоятельно ездить на велосипеде со взрослыми. Так что 8 лет - это скорее был "теоретический эксперимент".
Итоги
Попробуем подвести некоторые итоги. Велоприцеп обладает рядом неоспоримых преимуществ. Велоприцеп обеспечивает большую безопасность детям во время движения, чем велокресло. Позволяет возить одновременно двоих детей. Наличие велоприцепа позволяет использовать багажник велосипеда по прямому назначению (перевозка грузов). Но это очень сомнительный плюс, т. к. это дополнительный вес (Боливар, особенно с рюкзаком может "не выдержать двоих"). Хорошая защита от непогоды и удобство для детей - запишем также в плюсы. Кроме того, понравилось, что можно возить детей очень разного возраста. Для совсем маленького ребенка велоприцеп практически единственная возможность покататься с мамой относительно безопасно. Однако нашлись и минусы. Велоприцеп стоит значительно больше чем велосипедное кресло. Габариты велоприцепа превышают габариты велокресла, что создает трудности при хранении и перевозке в машине/поезде/самолете. С велоприцепом значительно труднее ездить по «махровому» бездорожью, чем с велокреслом. А в целом, нам понравилось!
PS. Если в клубе кому-то необходимо взять прицеп для поездки куда-нибудь, то это можно сделать, если мы сами не в пути. Денег не берем, а сок, красное вино или кило персиков, вполне заменят "арендную плату". Если надо - пишите ilia.velotur@gmail.com