• Зимний тест велосипеда FAT-bike


    Змей Гуревич

    mb.gifВ феврале и марте при поддержке магазина «Меридиан Байк» в Петербург был привезен из США Fatbike. Что такое Fatbike вы можете узнать из статьи Владимира Горбунова http://velopiter.spb.ru/tech/fat/ 

     

    А ниже мы расскажем, как проходил первый (зимний) этап тестирования этого «чуда» на снегу. Будет еще летний этап, (состоялся, итоги тут:)  где мы попробуем кататься на Фэт байке по пляжам и лесам. Замечу, Меридиан не торгует велосипедами данного типа. Меридиан делает нашу жизнь интереснее, за это ему спасибо. Ну, и, конечно, никаких требований, чтобы наши тесты, которые  прошли публично и десятки людей попробовали проехать на таком велосипеде, носили бы какой-то рекламный характер, нет. Хорошо – значит, хорошо, а плохо – пострадавших от этого нет. 

     

    Итак, в Петербург приехал велосипед Salsa Mukluk http://salsacycles.com/bikes/mukluk_3/, ростовки 17, чтобы попробовать могли не только люди с длинными ногами. Хотя мне, как именно что человеку с ногами длинными, это создало определенные неудобства. Тесты проходили в два этапа. На первом я встретился с коллегами: Кампи, Федором и мы провели тест на озере в Суоранде. На втором этапе велосипед был привезен на веломасленницу и там его тестировали все, кто хотел. Главная наша была понять, сам тип велосипеда, рабочий или нет. Ведь мы уже тестировали Кей Трак (велосипед на гусеничном ходу), и получили полный негатив. Итоги теста этого устройства можно посмотреть тут http://velopiter.spb.ru/articles/keytrack.htm 

     

    Итак, передаю слово тестерам:

     

    kampi.jpgМихаил Каменцев: 

    Тест на озерах с различным уровнем снежного покрова, от маленького до среднего в марте 2012 года. Тестирование показало целесообразность использования Фат байка при снежнем покрове порядка 15-20см Также интересным результатом оказалось хорошая приспособленность фат байка при езде по колеям автотранспорта и следам снегоходов. Детали тестирования. Первым этапом тестирования был проезд по снежной дороге со значительным снежным покровом (порядка 30 см). Давление в шинах было около двух атмосфер. Результат был отрицательным. Не едет. Снизили давление до 0.8 атм. Качество езды значительно улучшилось, несомненно, рабочее давление для езды по среднему и глубокому снегу должно быть менее одной атмосферы. 

     

    Следующий этап тестирования проходил по небольшому озеру с средним уровнем снежного покрова (15-25 см). Езда по такому снегу на обычном байке если и возможна, то очень энергетически затратна. На фат байке ехалось достаточно свободно, средняя скорость в районе 12-15 км/ч. При выезде на глубокий снег свыше 22-25 см ехать становилось уже достаточно трудно. Третий этап. Выезд на Ладогу, с малым количеством снега, кусками практически чистого льда. Проверили может ли фат байк ездить по льду. Несмотря на свою нешипованную резину , проблем не возникло, хотя лед был не максимально скользким. 

     

    Проверили езду по старому снегу, интересно, что скорость фат байка была практически идентичной скорости обычного байка, однако энергозатраты значительно меньше. Сравнения следа от фат байка и обычного байка на снегоходной колее показала, что возможно использовать фат байк для длинных поездок по таким дорожкам,хотя необходимо проверить это предположение на разных видах снега. 

     

    Неожиданно фат байк оказался хорошо приспособлен в езде по обледенелой авто колее (зимник по Новоладожскому каналу). За счет толстой покрышки он идет гораздо ровнее обычного байка, а это очень важно на узкой колее.

     

    fed.jpgФедор Ельцов

    Далее публикую отзывы пользователей, тестировавших велосипед на Веломасленице. Исходный текст можно прочесть тут: http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=msg&th=160920&start=0&rid=554 

     

    WolfRAM:

    Прокатился пару десятков метров. Удивили почти спущенные камеры, "лихачить" я просто побоялся. Хорошо катит по сугробам, и, похоже, это его единственное предназначение. Но в глубоком рыхлом снегу, всё же, завязнет, несмотря на самую лёгкую передачу. 

     

    Kimber1 

    Прокатился. Чуда не произошло - по снежной целине глубиной 20см с настом фат байк не едет. Почти. С трудом, выдергивая переднее колесо на каждый оборот педалей, можно проехать метров 20. Зато едет по снегоходному следу, наверняка легко поедет по подготовленным беголыжным трассам, хорошо едет по рыхлым автомобильным следам, на которых на обычном веле зарывается переднее колесо, по тропинкам в снегу. При подъеме в крутую горку (заезжал на ватрушечный спуск) сильно чувствуется раскачка, съедает процентов 20 усилий и надо приноровиться, чтобы не пробуксовывать, когда подкидывает заднее колесо. Тест с волокушей порадовал: 15 кг на привязи практически не ощущается, разве что на ватрушечный склон удалось заехать только до половины. Я не согласен с трансмиссией. Не вижу необходимости в большой звезде, а 36 на кассете помогут без рывков крутить в сложных местах и добавят проходимости. Производителю надо было на заказ соорудить сзади кассету 14-36, а впереди поставить двойник 22-34, или что-то вроде такого. Что приходит в голову на счет летнего использования на территории РФ, это горы и тундра (альпийские луга), например Приполярный и Полярный Урал или Кавказ, по тропам и гравийным дорогам; лесные, лесовозные дороги и песчано-галечные грейдера Псковщины, Вологодчины, Новгородчины. Но надо что-то придумывать с поклажей, полуприцеп на таком же толстом колесе городить. 

     

    GARRI Прокатился. При пониженном давлении байк прет по снежной целине не напрягая. Ни разу не завяз. Возможно, если поиграть с давлением в шинах, можно добиться еще более легкого хода по пухляку. Мягкий снег это его стихия (для чего он собственно и сделан =)). При выезде на лед (и любые жесткие покрытия), идет очень плохо, нужно поднимать давление.

     

    Андрей Полуда

    Что касается Salsa - жуткий отстой. Чем на таком веле страшном по снегу - так лучше и быстрее пешком! в топку! Ну, разве что с горки )). Никакого практического применения в многодневном туризме или покатушках у него нет. Глубокий снег всё равно не возьмёт, неглубокий – тормозит, а на накатанной дороге -любой дроческоп его сделает )). летом - семь потов сойдёт Забава, вокруг дома, или велотренажёр скорее. 

     

    Litin 

    Из-за слабо накачанных шин, велосипед в неподвижном состоянии неустойчив - лично мне садиться было трудновато: велосипед норовил завалиться. Едет хорошо и приятно, хотя затраты сил явно выше, чем на обычном мтб. Зато проедет там, где мтб не проедет. Думаю, лучше всего подходит для катания за городом, с доставкой его на природу не своим ходом. С удовольствием покатался бы еще. Три раза по паре минут показалось маловато. 

     

    dep.jpgMax Pedal 

    Тоже протестировал Salsu. Впечатления противоречивые. По технике - Приятно порадовал вес - не знаю сколько он там, но не зашкаливает. - странная манетка слева для переднего переклюка - вроде всего 2 звезды, а там трещотка-крутилка на много щелчков, хотя нужно всего 2 положения. Сзади - порядок, привычная на 9 положений, работает четко. - удивило что на 1-1 зацепляет покрышку. (Так и есть, даже на сайте производителя написано, что на передаче 1-1 «нулевой зазор» - прим. Редактора). Неужто могли это не продумать. - тормоза вроде работают - но BB5 скорее всего слабоваты для него, BB7 cмотрелись бы гармоничнее. А если учесть что вел для зимы то есть шанс замерзания тросов в рубашках после купаний и т.п. дык лучше б была дешевая гидра. (А может с тормозами не парились т.к. все равно его никому не удасться серьезно разогнать :) По проходимости - впечатления хорошие, кучи снега накиданные лопатой перескакивает на ура, по целине прет заметно лучше обычного байка. Приятно лететь с горы - хорошо управляется, абсолютно не трясет . Недоставало контактных педалей, чтобы крутить ровно, это снижает проходимость - в рывке колесо буксует и соотв. закапывается. Вообще надо более масштабно тестировать - так особо ничего не понятно. Нужны условия приближенные к боевым, в компании людей на шиповке 2.1 дюйма. 

     

    Timon 

    Велик понравился. - легкий для такой резины. - давление в момент теста было низкое, плавучесть сильно ощущалась, прикольно, как будто бы прыгаешь на батуте. - легко ехал по снегу, куда хотел, чрезмерных усилий не прикладывал. - тормоза, переключатели работали хорошо.

     

    Dyoma 

    Я тоже затестил. Едет по снегу значительно лучше, чем обычный байк (было с чем сравнить), но, все равно, по совсем бездорожью либо не едет, либо долго не проедешь. Резина почти лысая и колесо прокручивается под нагрузкой. Пару раз скатился по сильно заснеженному крутому склону - ехалось и было весело, на обычной резине кувырнулся бы не первом метре. Пару раз скатился с укатанного ватрушками склона - ощущения самые прелестные!! Едет ровно и мягко в отличии от обычного хардтэйла, которого колбасит неподеццки, но скорость по ощущениям почти не отличается. Предполагаю, что по песку и мелкому гравию он будет ехать гаааараздо лучше, чем по заснеженному карьеру. Вывод: в наших реалиях фатбайк=фанбайк.. 

     

    Двутавр 

    Протестировал фат-байк на масленице. На озере, на масленнице были условия не позволяющие полностью проявить его преимущества. Я вижу применение фат байка в нашей местности в трёх природных условиях. Во всех этих трех ситуациях я был с обычным 26" велом и испытывал трудности. На фатбайке этих трудностей бы не было. Подробнее: 

     

    1 Конец зимы. Весна. Ладога. Автомобильные дороги по снегу надо льдом. Машины едут идеально и быстро. Дорога ровная. МТВ грузнет. Был бы снизу асфальт, то можно было бы написать «я ехал прорезая кашу до асфальта». На ладоге, к сожалению прорезать не до чего. Покрышка автомобиля не проваливается, а как бы подпрессовывает такую рыхлую субстанцию. 26"МТВ грузнет на 5 см и глубже. Ехать можно только с большими усилиями в режиме: -- ну вот попробую поехать.... <через 200м силы заканчиваются, ещё 300 идешь пешком отдыхаешь> -- ну ещё попробую поехать ... Фатбайк был бы идеален. На нем можно было бы спокойно ехать 10-12 кмч. Да, медленно. Но это всё таки лучше чем идти пешком 4кмч 

    PS отдельно бы отметил дороги после тракторов и грузовиков, когда след протектора замерзает елочкой. Ехать по такой дороге на 26"МТВ сущее мучение. Или тресёт адски. Или прорезает эти елочки с трудом. Фатбайк катил бы ПОВЕРХ елочек с легкостью. 

     

    2 Снега нет. Финский залив. Побережье. Люди ходят. Квадроциклы очень быстро ездят. Мокрый слежавшийся песок. Никаких дюн и никакого закапывания. Казалось бы сел и поехал. Дороги наезженны и натоптаны ровно и почти идеально. Однако 26"МТВ зарывается в песок каждые 20-30м. Ехать в таком режиме невозможно. Фатбайк был бы идеален. 

     

    3 Снега нет. Лес ленобласти. Болотистые тропинки по бывшим дорогам и узкоколейкам. Люди ходят. Ездят на мопедах. Мокрый суглинок, покрытый травой. Торфяные "линзы". Мох. Воды периодически от 2 до 5 см. Она под травой. Двигатели на мопедах вытягивают мопеды по таким тропинкам. На 26"МТВ ехать тяжело. Периодические клевки в торф, в мох, в траву. Едешь с огромными усилиями, естественно в контактах и стоя. Потом устаешь, прячешь байк за кочкой и идешь пешком, там, где вобщем-то можно было бы ехать. Фатбайк был бы идеален. Особо стоит выделить бревенчатые гати. Это дороги из поперечных бревен. 26"МТВ на аммовилке в принципе проходит по таким дорогам, но чуть быстрее пешехода, вытрясая всю душу и с усилиями. Опять же встоит встретиться рядом пару гнилых бревен, как поступательный импульс сходит на нет. Такое ощущение. что тыкаешься в паребрик, не зная об этом. Фатбайк бы ехал по гатям. Да, подпрыгивая, но ехал бы и быстрее пешехода. 

    3а хотелось бы добавить про перевозку грузов. Катить рядом с собой во всех перечисленных случаях нагруженный 26"МТВ -- неудобно. Он "уплывает в бок" передним колесом. А вот катить рядом с собой фатбайк -- легко и непринужденно. я специально на масленнице покатал его рядом руками, чтобы оценить управляемость. Очень удобно. И в отличии от двухколесной тачки, фатбайк я бы с удовольствием взял бы с собою в лес, чтобы вывезти предварительно собраные 30 литров брусники. Катить его по лесным тропинкам с грузом -- было бы легко и приятно. 3б отдельно отмечу покатушки по неиспользуемым песчанно-суглинным бывшим лесовозкам. На 26"МТВ едется быстро (15-20кмч) и бесшумно. Живность (зайцы тетеревы) так и разбегаются во все стороны практически из под колес. Но вот незадача -- упавшие поперек дороги осинки. Подьехал, замедлился, нажал на вилку -- подпрыгнул, переехал, разогнался -- опять осинка или березка. На фатбайке не надо было бы замедляться. Такие, как были на масленнице, не сильно накачанные шинны -- обволакивали бы осинку. Я видел и чувствовал как фатбайк обволакивает снежные препятствия. Именно этого мне бы хотелось от лесного велосипеда. -

     

    Итак, я вижу применение фатбайка: 1 Рыбаки и местные жители без авто. Ехать по снежным дорогам за машинами, когда припекает солнце или когда прошел небольшой снегопад. Ехать по зимникам по тракторным замерзшим следам. 2 Жители прибрежных районов. Курьеры на побережье или водные спасатели при санаториях/турбазах. Пока там будешь бежать по берегу к утопающему или заводить квадроцикл, так чел нахлебается воды. Фатбайк -- спасал бы жизни. Да и не каждая спас станция способна купить себе квадроцикл. + курьером развозить по песку между поселками корреспонденцию или товар -- удобнее на фатбайке. В случае глубоких песчанных дюн, фатбайк с грузом удобно тупо катить рядом с собой. 3 3а Любители и профи-добытчики ягод. Ехать там, где все идут. Заезжать дальше. Вывозить больше. Да, в том числе и грузить по три ведра ягод на фатбайк и катить рядом с собой по тропе во мхах. 3б Охотники. Ехать быстро и бесшумно. Не слезать и не тормозиться в своем передвижении. 

     

    VORON 

    Прокатился. В целом, по снегу идет хорошо, но без чудес - до 10-15 см ехать можно. В лес с таким велосипедом соваться смысла нет, зато можно ездить по засыпанным снегом озерам, болотам, снегоходным колеям и нечищеным дорогам. Груженный найнер по сравнительно тонкому слою снега (около 5 см) идет не медленнее фат-байка, но наверно сил больше тратится. Но что на фат-байке нельзя нормально ездить по льду - это шляпа. В общем, велик специфический, его было бы хорошо брать напрокат, чтобы у каждого члена группы был такой, и ехать кататься по озерам-болотам. А самому покупать смысла большого нет - одному в группе на фат-байке будет тяжко.

     

    Kalabar

    Ехать по снегу и льду на фэте после 26' байка - все равно, что резать мясо острым ножом, после истеричного кромсания тупым.  Движения приобретают плавность и прогнозируемость, повороты на голом и слабо бугристом льду хоть и требуют некоторой концентрации, но снос что переднего, что заднего колеса абсолютно предсказуем. В отличие от шипов, которые теряют контакт с поверхностью резко.

    По насту на фэте ехалось примерно с той же скоростью, что и на байке, только трудозатраты были несравненно ниже. Он не режет снег, а катится по нему. Жаль, не было нормального пухляка, чтобы оценить проходимость по глубокому снегу... По снегоходке вообще едет, как по асфальту. 

    hill.jpgНа заснеженно-обледенелый спуск и подъем фэт заезжает даже внатяг без пробуксовки и скольжения. На спуске можно спокойно тормозить, в подъем вкручивать стоя, покрышку не срывает, хоть это и практически полностью лысый Эндоморф. Будь там Фэт Ларри, думается было бы еще приятнее.

    По просто обледенелой дороге с чередованием асфальта, льда и бугров фэт тоже едет душевно. Не трясет, рулится, не приходится примериваться, как перестроиться через бугорки и протча... 

    А теперь самый смак - ледяная колея.  На МТБ за день до этого меня трясло на битом льду и кидало из стороны в сторону при наезде на торчащие куски льда. Было нереально расслабиться и ехать - постоянно приходилось подруливать и балансировать. Чтобы выехать из колеи приходилось искать участок поположе, страховаться ногой, протча... На фэте по голому льду удавалось разгоняться, тормозить, ехать и поворачивать по битому льду, выезжать из колеи одним движением руля, без нервяков проезжать по ледяным наплывам и протча. В общем, я был в тихом восторге.  Просто класс. 

    И видится мне, что одному в группе на фэте и правда будет тяжко, но только потому, что постоянно придется ждать остальных. Wink

    У нас не было особой возможности поэкспериментировать с давлением, все ездили на одном и том же. Мне кажется, что при вдумчивом продолжительном тесте результаты были бы еще более интересными. В общем, фэт-байк из категории "хочу просто потому, что хочу" переместился в "хочу осознанно".

    И в завершении несколько слов от меня. Мне показалось, что Fat Bike хорош, при езде по снегу, разумеется, в разумных пределах.  Ждать, что он будет ездить по снегу, которого по пояс, не приходится. Но по льду озера после снегопада - идет. По снегу старому - идет. Не идет там, где есть наст, который продавливается колесом. Совсем не идет. В целом, для зимнего велосипеда техника перспективная. Ведь у нас так мало льда, по которому можно отлично ездить на велосипеде на шипах,  и так много снега.  На этом не прощаюсь, тесты продолжаются.

    kol.jpg

     

    Благодарим компанию Меридиан Байк за помощь в осуществлении теста. 

    mb.gif