Каждый год по осени я думаю, каким будет оно, наше велосипедное завтра? И видится мне, это велосипедное завтра, все-таки, на американский или английский манер. Сегодня не модно ссылаться на запад, но в деле велосипеда, мне кажется, нам очень есть чему поучиться. Например, в Бостоне проводится велосипедное событие, которое как и наше открытие, собирает до 6 000 человек. Но! Событие проводится в благотворительном формате. Это мне кажется очень важным. В прошлом году собрали 40 000 000 (СОРОК МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ), или как говорит современная молодежь, СОРОК МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ, КАРЛ! Собрали на борьбу с раковыми заболеваниями...
Сегодня мы проводим свои велосипедные праздники, которые, конечно, имеют подтекст. Мы радуемся солнцу на спицах, синеве над головой, подспудно показывая, что мы — горожане. Мы тоже горожане, это наш город. Мы имеем право собираться, ездить по нему. Мы имеем право пользоваться поддержкой властей, помощью ГИБДД. Мы граждане нашей страны, и мы имеем на это право. Еще недавно это было не очевидно. Каждый велопарад, велопробег был как бой. Организаторы месяцами ходили под административными и уголовными статьями, выслушивали всякие гадости в свой адрес, боролись с запретами. Сегодня ситуация меняется. В разных городах, в том числе и в нашем, на велосипед садятся чиновники самого высокого ранга. Более того, многие из них становятся инициаторами велосипедных мероприятий. Можно сказать, что возникло ощущение, что борьба наша за право быть самим собой близка если не к финалу, то к полуфиналу — точно. Мы люди, нас много, мы имеем право. И это начинают признавать по всей стране.
Завтра мы должны подняться на новую высоту. Нас много, мы — молодые, мы сильные, мы потребляем ресурсы государства, города. Для нас перекрывают движение, нам дают автомобили ГИБДД! Мы выиграли эту борьбу... И мы должны будем сделать следующий шаг. Мы не уйдем в бюрократические демонстрации (кто помнит из советских времен), где мы, вместе с власть придержащими (и держащими нос по ветру) едем парадным строем. Мы будем делиться своей радостью, своим солнцем, своим весенним ветром с теми, кто прикован к кровати. Я полагаю, что благотворительная составляющая наших пробегов обязательно должна быть. ВелоПитер уже много лет проводит благотворительные акции на своих мероприятиях. Но это — проба пера. Жалкая проба! Максимум, что мы собрали — 120 000 рублей для девушки, которая сломала руку и ногу на нашем же велопробеге. А мечтаю я о том, чтобы колонна ВелоПитра и сочувствующих велосипедистов, проехала бы по городу, и собрала бы, черт с ними с долларами, 40 миллионов рублей! И мы могли бы всем сказать: да, мы молодые и сильные, мы не просто так ездим, не просто так наслаждаемся нашим великим городом, но и заботимся о тех, кому этого не дано.
Если в Бостоне собирают деньги на борьбу с раком, то я бы, в Петербурге, собирал бы деньги на лечение людей с травмами позвоночника. Это наша, велосипедная тема. Почему? Да опять же, мы молодые и сильные, мы ходим, бегаем и ездим на велосипеде! А они — лежат. И кто, если не мы, развернет борьбу за то, чтобы их жизнь была лучше? Кто если не мы подарит им лучик любви и надежды? Мы блокируем город своей колонной, люди почти по часу стоят в пробке. И они будут знать, что мы не бахвальства ради едем. Что по итогам нашего пробега кто-то получит серьезную помощь. И именно благотворительная составляющая в «Открытии Сезона» и «Белых ночах» должна стать важнейшей их частью. Это важно для следующего этапа нашей веложизни. Мы свои права отстояли, теперь обернем свою победу на помощь нуждающимся.
Как это организовано в США? Увы, организовано все хорошо. Более того, такие акции проходят с поддержкой государства. Известное дело, налоговая система США направлена на налоги с людей (наша на налоги с предприятий), и каждый гражданин, кто открыто и явно жертвует деньги на благотворительность получает налоговый вычет. В этой связи, конечно, американцам легче жертвовать, чем нам. По сути, они отдают не совсем свои деньги. Частично не свои. И тем не менее, у нас тоже все получится. Вернемся в Бостон. Каждый, кто регистрируется на этот велосипедный эвент сдает по 3500 долларов (Матерь Божья!). Откуда берутся деньги? Конечно, только очень богатые американцы могут взять из своего кошелька такую сумму и заплатить. Большинство же собирают эти деньги, являясь как бы «агентами добра». Марина, которая рассказала мне про это, собирает деньги так: пишет знакомым, друзьям. Стоматологу пишет, пишет авторемонтнику... Часть денег дает ей фирма, где она работает. Увы, это все пока не про нашу жизнь. Мы только начинаем, и никто, конечно, к стоматологу за деньгами не пойдет. Ничего страшного, можно начать с любого взноса, например, 1000 рублей. При количестве участников 6 000, это будет 6 000 000 рублей. Но! Это не все! У этого велосипедного эвента есть спонсор! Что он делает? Он покрывает все расходы организаторов. А организаторы что делают? Они кормят и поят людей (делают пит стопы), обеспечивают техпомощь, волонтеров. Еще они делают футболки с логотипами. Люди потом гордятся тем, что участвовали в благотворительной акции. Это все стоит денег, но это оплачивает спонсор. В итоге получается, что каждая копейка, которую собирает человек, вся целиком и полностью идет именно на цели благотворительности. Ни единый цент не утекает мимо. Так как расходы организаторов оплачиваются спонсорами. Даже собственно деньги люди уже не собирают ни мешками ни ящиками. Идет перевод безнальным способом. То есть, Марина лишь убеждает стоматолога и соседа, что они должны помочь борьбе с раком. Они переводят деньги в фонд, а Марина получает уведомление. И с этими уведомлениями на нужную сумму и регистрируется на эвент.
Стройная и работающая система. Конечно, копировать ее нам не надо, а надо творчески осмыслить. Именно этим я и собираюсь заняться. В году 2016 все будет по старому. Ибо мы еще не готовы. Но благотворительный сегмент будет расширяться, мы будем пробовать новые варианты. И я надеюсь, когда нибудь, наш клуб, ВелоПитер, который уже много российских традиций установил, установит и еще одну. И наши велосипедные акции будут не только собирать десятки тысяч людей, но и будут собирать миллионы рублей для тех, у кого размер мира определяется размерами комнаты.
Илья Гуревич, 14.09.2015