Интервью на ВелоПитере

Старинные велосипеды «Санкт-Петербургского гоночного бюро». 

Живая история. Ретро-велосипеды. Велосипеды-пауки. 

Интервью брала Елена Куракина

Гость «студии» -  Рунге Валерий Анатольевич, руководитель воссоздаваемого клуба «Санкт-Петербургское гоночное бюро»: «Я хочу уйти от просто собирания техники - я хочу восстановить историю». 

Начало летнего велосезона этого года оказалось весьма богатым на велосипедные пробеги в самых различных форматах. Про некоторые из них мы уже писали на нашем сайте, но одно весьма яркое и необычное мероприятие оказалось в тени, так как организаторы особо не планировали его рекламировать. Но, в то же время, оно не могло остаться незамеченным, ведь в начале июля в Петергофе, а затем - в самом центре Петербурга вдруг появилась живописная группа велосипедистов… на пауках! Конечно, речь идет не о насекомых, наводящих ужас на арахнофобов, а об элегантных старинных велосипедах 19 века, за которыми стойко закрепилось это слэнговое название. 

Инициатором пробега стало «Санкт-Петербургское гоночное бюро» - новый велосипедный клуб, воссоздаваемый в Петербурге в этом году. Конечно, у нас сразу родилось огромное количество вопросов, которые мы решили задать руководителю клуба, Валерию Анатольевичу (в обычной жизни он является техническим директором компании занимающейся реализацией и арендой силового оборудования).  

Велосипеды Пауки

- Что из себя представляет ваш клуб и что стало причиной его создания? 

Это - своеобразная реинкарнация организации, которая существовала до революции, и была организована нашими известнейшими спортсменами, которые, вообщем-то, создавали и стояли у истоков русского спорта - Дюперрон, Фолленвейдер, Панин-Коломенкин, Дьяков. Достаточно большое количество известных людей стояло у истоков. И получилось, что мы подняли знамя «Санкт-Петербургского гоночного бюро», спустя сто лет. Оно было создано в 1887 году, к сожалению, крайне недолго просуществовало, но у него были очень интересные функции, и свою лепту в историю велоспорта оно внесло. И в этом году «Гоночное бюро» обрело новую жизнь. Это произошло в виде "прорыва нарыва", потому что слишком много накопилось информации, слишком много накопилось техники, и я посчитал, что пришло то время, когда можно уже говорить о себе как о клубе. Ну и плюс достаточно большое количество ребят начало заниматься велосипедами 19-го и начала 20-го века. В итоге, когда пришла идея создания велоклуба, то основной упор был сделан на классические велосипеды, на велосипеды, которые были в России до революции. Мы оформили все наши отношения с Государством, теперь мы - официальная общественная организация.

- Какова история возникновения вашей коллекции велосипедов и какие модели в ней сейчас представлены? 

Велосипед - паук У меня есть достаточно большая коллекция перьевых ручек, она еще идет от моего прадеда, и, поддерживая эту коллекцию, я, как любой увлекающийся коллекционированием человек, посещаю блошиные рынки, развалы, различные аукционы. По случаю, я как-то купил сначала лампу велосипедную, потом, опять же, случайно, был куплен велосипед «Империал» тридцать девятого года. При этом, был куплен не столько сам велосипед, сколько приобретен некий механизм, некая веломашина, и поставлена в мастерскую до последующей реставрации, до момента, когда руки дойдут. Второй экспонат нашей коллекции был найден во время нашего отдыха в Карелии. Мы увидели, что народ собирается сдавать металлолом, и у одной бабушки из кучи металлолома вытащили две рамы - одна из них была уже практически убитая (но она, в итоге, тоже осталась у нас), а вторая фактически целая («паук», который сзади вас стоит - его везли сдавать в металлолом!). У нас, естественно, там была истерика, мы полезли разгребать всю кучу, набрали всякого добра (и это были не только велосипеды). Люди не знают истинной ценности этих вещей! Таким образом, у нас постепенно набиралась коллекция велосипедов, и мы решили заняться их реставрацией.

Первым из реставрантов, в кого мы вдохнули жизнь, был латвийский велосипед марки «Эренпрайз». Гоночное бюро сейчас начинает очень активно сотрудничать с этой компанией. Это - известнейшая марка, которая была до войны. На оборудовании этой фабрики был возрожден Харьковский велозавод (и очень долго ХВЗ строили на этом оборудовании). Велосипед мы восстановили в 1999 году, и я начал на нем кататься. По сути, тогда были мастера, но не было ни литературы, ни журналов, хотя, вроде, был и Интернет, и доступ к сети, но все собиралось по крупицам – состав труб для рам, типы покраски, детали узлов… В конечном итоге где-то с 2000-го года начала собираться коллекция велосипедов.

Потом было увлечение и очень живой интерес к пенни-фартингам или «паукам». Оказалось, что у меня стоит достаточно редкий «паук»; опять же, удалось съездить на несколько аукционов, посмотреть в Европе. И, раскидывая информацию по аукционам, по коллекционерам, я начал собирать историю возникновения «пауков», историю фабрик, историю мастеров. Впоследствии, когда набрался некоторый объем информации, я начал интересоваться самой историей велоспорта. И судьба свела меня с потрясающим человеком - это Лукосяк Юрий Павлович, наш историк, первый после Бога! В моем понимании, это - человек-легенда, потому что он обладает потрясающими историческими документами, архивными данными, касающимися зарождения и развития спорта в Санкт-Петербурге, в России. И когда все это в одну кучу свелось, я четко осознал, что не только хочу собирать коллекцию велосипедов, а хочу собрать и восстановить часть истории Ленинграда, Санкт-Петербурга, часть истории спорта; сохранить это и для себя, и рассказать об этом своим детям, знакомым, друзьям.

Сейчас у меня в коллекции порядка 80-ти велосипедов, дни рождения которых состоялись в 1870-1890 годах. Есть в коллекции 4-5 велосипедов поистине ветеранов - это «bone shaker» (по-русски - костотряс) - велосипед с деревянной рамой, на деревянных ободах, и обод по периметру обит железной полосой. Педалей нет - отталкиваешься ногами. Стучит он очень громко, ездить на нем очень сложно. Есть несколько очень интересных моделей, которые сейчас в реставрации. Например, трициклы очень интересной формы (два больших передних колеса и сзади - маленькое). Я надеюсь, что к сезону следующего года мы сможем выкатить на улицы большую часть наших велосипедов. И жители и гости Санкт-Петербурга смогут прикоснуться к настоящей истории, ведь многим велосипедам больше 120 лет.

на пауках по городуСправка: Велосипед-паук или «пенни-фартинг» - модель велосипеда, популярная во второй половине XIX века. Главная отличительная черта - разный размер колес: переднее намного больше заднего, и именно эта черта получила отражение в названии велосипеда, ведь пенни намного больше фартинга (фартинг — английская и ирландская монета, равная четверти пенни). Что же касается названия «паук», то одни считают, что оно происходит от частой спицовки колес, напоминающей паучьи лапы, другие списывают все на схожесть сидящего на таком велосипеде человека с пауком.

Еще до создания клуба, члены «Санкт-Петербургского гоночного бюро» в течение 3-х лет принимали участие в европейских соревнованиях IVCA (International Veteran Cycle Association). 

- Что же из себя представляют ралли IVCA? 

На эти ралли собираются люди, которые увлечены одним делом, и им это интересно - коллекционеры, ветераны велоспорта. Устраиваются заезды на различные дистанции на велосипедах, произведенных в конце 19-го и начале 20 века. У ветеранов и коллекционеров техника хранится в идеальных условиях, они ее поддерживают, они на ней ездят. Это - настоящие олдтаймеры, олдскулы, это - живая история! И такая энергетика исходит от всего этого мероприятия! Коллекционеры привозят свои какие-то вещи на продажу, и ты можешь уехать оттуда с интересными вещами, будь то велосипед или детали велосипеда или различная типографская продукция. Ну, на самом деле, это - такая маленькая жизнь. Как правило, выбирается небольшой европейский городок (пригород чего-то большого), туда съезжаются от 100 до 300 участников. Каждый приезжает либо со своей техникой, либо берет ее в аренду на месте, у организаторов. И в течение 3-4-5 дней происходят различные заезды - на 3, 5… 100 км.

Проходят и спортивные мероприятия, и какие-то видовые парады - люди приезжают в костюмах той эпохи, так что это фактически костюмированное представление. И это смотрится просто потрясающе, потому что все выдержано и все сохранено до последнего штриха! Город живет какое-то время этими соревнованиями, они вызывают огромный прилив туристов. Самое длинное расстояние, которое мы ездили на «пауках» - это 50 миль (70 км), которые мы проехали за световой день. Но это не гонка в привычном понимании - это встреча друзей, соревнование скорее себя и дороги. Проехали 10 км - посидели, поели, отдохнули, поехали дальше.

В этом году наша команда ездила на IVCA ралли в Бельгию, в Гент. Подобные мероприятия проводятся 1 раз в год, каждый раз - в новом месте. Когда собирается правление IVCA (проходит совет), то они расписывают за каждой страной право провести мероприятие. И, как правило, каждый год это - разные страны: Франция, Бельгия, Норвегия, Чехия, Англия… И каждый клуб стремится провести подобное ралли. В распорядке IVCA есть не расписанный 2016 год, и мы боремся за право провести в Санкт-Петербурге IVCA-ралли. Это - своего рода Олимпиада.

- Расскажите поподробнее о пробеге, который ваш клуб организовал в этом году в Петербурге.

на пауках по городуОчень многие европейцы воспринимают Россию, как какую-то жуткую, страшную страну, куда боятся ехать со своей техникой, со своими велосипедами. И когда мы приезжаем со своей командой на соревнования, то русские для них - какие-то люди-загадки. У европейцев нет полноценного восприятия России, красоты наших городов. Поэтому было принято решение организовать небольшой велопробег по центру Петербурга. Не афишируя - просто собрать наших друзей из Европы, и на велосипедах-ветеранах проехаться по городу. Никакой рекламы - ничего не было. Мы просто собрались в количестве 30-ти человек и поехали. Это было совсем недавно - 2,3,4 июля. Мне было интересно, насколько мы вызовем интерес. И ажиотаж мы сделали - в этом я убедился! Народ очень заинтересованно и даже несколько неадекватно это воспринимал - кричали, бегали, чуть не за ноги дергали, спрашивали: «Кто вас снимает? Какое кино? Это анонс? Это вирусный ролик? Мы не верим, что люди просто так могут сесть на такие велосипеды и покататься по городу!»

В мероприятии приняло участие 30 человек. Приезжал президент IVCA, Alan Cuvier, вместе со своей супругой, президент чешского клуба старинных велосипедов Jan Bejsovec, чехи Jozef Zimovcak и Jan Skarka и др. И для нас главным было то, что мы показали Петербург. И когда Alan Cuvier уезжал с нашего мероприятия, он сказал, что будет докладывать на совете IVCA о том, что он видел. До приезда в Санкт-Петербург, он думал, что на Дворцовой площади выгуливают белых медведей. «Цыгане, балалайка, водка» - это его слова. Ну, то есть у людей абсолютно извращенное впечатление. И когда они покатались по Петергофу, у них был, на мой взгляд, культурный шок. По Петергофу мы немножко проехали по самому центру и нырнули в Александрию. Была не очень хорошая погода, которая немного испортила впечатление, но ребята все равно были в восторге! Надеюсь, что наш клуб добился самого главного – мы подарили частичку Санкт-Петербурга нашим друзьям.

Всем иностранным участникам пробега «Санкт-Петербургское гоночное бюро» предоставило велосипеды (это были и «пауки», и классические велосипеды «Эренпрайз»), так как европейские гости не представляли специфику ввоза-вывоза техники и не стали брать своих «железных коней». 

Хрустальной мечтой Валерия (как он сам признается) является воссоздание гонки на Марсовом поле (ранее - Царицын луг), которая собрала в далеком 1884 году 60 тысяч человек! Даже царские парады того времени не могли похвастать столь внушительной многочисленностью! Реконструкцию этой гонки Валерий хочет сделать традиционной, включив ее в петербургский календарь в качестве яркого ежегодного мероприятия.

В ближайших планах клуба - организация пробега в Петербурге по аналогу популярных «твидовых гонок» (tweed run), которые проходят в Европе. На них все участники, в обязательном порядке, одеты в одежду из твида 30-х - 40-х годов прошлого столетия. А вот велосипед при этом может быть самым обычным. Аналогичные заезды уже прошли в Риге и в Киеве.

«Санкт-Петербургское гоночное бюро» в настоящее время ведет переписку с англичанином, отцом-основателем «tweed run», чтобы он дал разрешение на проведение гонки под этим брэндом. И в сентябре, во время Дней Европы, совместно с клубом ВелоПитер и «Bicycle Trust» группой «Снегири» планируется организация вело-ретро-заезда. Костюм участников необязательно должен быть сшит именно из твида. Главное, чтобы он был выполнен в стиле довоенной эпохи, эпохи начала ХХ века.

Кстати, в деятельности «Санкт-Петербургского гоночного бюро» может принять участие каждый желающий. В настоящее время делается ремонт в офисе на Петроградской стороне, который должен стать основным клубным помещением. Уже разработан ряд программ по развитию как самого «Гоночного бюро», так и велоспорта (в частности - детского), становлению велокультуры и велодвижения. 

Да, если в ближайшее время вы увидите на Невском проспекте велосипедистов, неспешно передвигающихся на «пауках», не удивляйтесь. Члены «Санкт-Петербургского гоночного бюро» специально решили запускать небольшие воскресные десанты в формате «легкой покатушки», чтобы жители и гости города привыкали к их существованию. 

Велосипеды Пауки

Текст: Куракина Елена, фото предоставлено "Санкт-Петербургским гоночным бюро"


 Пишите: ilia.velotur@gmail.com