ОДА СОРЕВНОВАНИЯМ |
Осознание проблемы - первый шаг к ее решению. Интересная ситуация сложилась в Питерском МТБ сообществе и в сообществе братских туристских конфессий с соревнованиями! Следуя определению из Марксизма - Ленинизма, ситуация революционная: верхи не могут - низы не хотят! В самом деле, наши соревнования оставляют желать лучшего. В чем причина? Как сделать соревнования более интересными? Рассмотрим для начала, какие соревнования проводятся в Петербурге. Все Питерские соревнования, близкие нам по духу, можно разбить на три категории: крупные фестивали, любительские соревнования и соревнования официальные. Крупные фестивали - наиболее успешные соревнования, проводимые в городе. К сожалению, велосипедных среди них нет. Есть водные, скальные, фестивали спортивного ориентирования. Как правило, соревнования-фестивали имеют давнюю историю (многим из них более 20-30 лет), за ними стоят довольно сильные городские туристские клубы, которых поддерживают спонсоры - фирмы производители снаряжения. Фестивали собирают тысячи участников 5 000, 7 000 и даже 10 000 человек - такие цифры называют, говоря о "Вуоксе" или "Скалолазании для всех". Важной чертой фестивалей является богатая программа: не только соревнования для профессионалов, но и трассы для любителей - тут же рядом. Большинство фестивалей проводятся в течение нескольких дней. Во время их работы предусмотрена большая культурная программа, например: бардовская песня в исполнении профессионалов и конкурс песни в исполнении участников, фотовыставка, ярмарка снаряжения, соревнования по пляжному волейболу, мини футболу и просто шуточные мероприятия. Победители часто получают довольно ценные призы: палатку, спальник или даже каяк! То есть, стоимость приза может зашкаливать за 100 - 200 долларов и больше. Конечно, не величина награды является мотивацией для участника, но выиграть спальник куда почетнее и приятнее, чем, например, блокнот. Особенностью фестивалей можно назвать то, что их организаторы - энтузиасты. Они работают не за деньги, а за идею, хотя большинство получают и определенный доход. Поэтому, на фестивалях всегда придумывают много нового и интересного. Следующий класс соревнований - любительские. Если в плане фестивалей велосипед как-то обойден вниманием, то любительские соревнования это наш конек. В среде любительских вело мероприятий можно отметить то, что проводится клубом "ВелоПитер" и отдельными его членами и целыми кланами. "Легенды Старого Ыфта" (ориентирование по легенде), "ралли ориентирование", также проводимое Ыфтом, "НЕ СПИ", - фрирайд, проводимый Алексеем Кавелиным и кланом "Свободные байкеры". Отличительной чертой соревнований является то, что проводятся они энтузиастами своего дела, которые стараются не за рубль, а за идею. Так же как и на фестивале? Да, так, но только масштаб соревнования на порядок ниже. На соревнования, проводимые нами, собирались до 150 человек, а чаще всего, 50 - 90 участников и зрителей. Мероприятия типа "Белые ночи" и "Открытие сезона" собирали до 400 человек. Кроме определенной программы, которую ставят организаторы, как правило, никакой инфраструктуры нет: нет ни ярмарки, ни точек питания, ни медпомощи. Количество номеров программы не превышает 2-3, например, трасса ориентирования "сложная" и "простая". Не из-за того, что организаторы не хотят, сделать лучше и интереснее, но просто есть вещи, которые на энтузиазме не сделаешь - нужны деньги. Реклама подобных соревнований всегда одинакова - идет на сайте ВелоПитер, либо на других сайтах (veloroad.spb.ru a-bike.spb.ru, velostyle.spb.ru) но ссылки на них все равно кидаются на наш, ВелоПитерский форум. Это приятно и понятно - вряд ли есть люди, которые интересуются велосипедной жизнью Питера, имеют доступ в Интернет и не посещают ВелоПитер. Сомнительно, что такие есть. С чего это я хвалю так наш сайт? А с того, что 90% людей посещающих соревнования - это одна и та же аудитория, в основном, наша, ВелоПитерская, или, как минимум, заходящая к нам на огонек. Наконец, соревнования официальные. Когда приходится о них говорить, то просто руки опускаются. Как можно проводить соревнования с гордыми именами "Кубок", "Чемпионат", "Первенство" на таком бездарном уровне? Как так может быть, что соревнования официальные, поддерживаемые администрациями и спорткомитетами проводятся так, что народа на них приезжает едва в половину от того, что собирают "Неформальные спринтерские покатушки" простого "смертного" человека Алексея Кавелина, за спиной которого не маячат ни какие администрации? Почему "ВелоПитер" может раздобыть призы, которые не стыдно вручать, (хотя мы и признаем, что не всегда нам это удается), а в отчете об очередном "этапе кубка" то и дело читаем: победитель получил блокнот, а занявший второе место - ручку. Что заставляет Алексея Кавелина на свои деньги купить бутылку шампанского и напечатать красивые грамоты, и на что идут деньги, которые выделяются на проведения очередных "этапов" и "первенств" от спорткомитетов и администраций? Вопросов больше чем ответов, но факт остается фактом - большая часть официальных "кубков" и "чемпионатов" за редким исключением, проводятся с потрясающей бездарностью. У этих соревнований есть одно достоинство: у них жесткий график на год вперед. Сегодня, 3 марта, мы, на ВелоПитере еще спорим, когда нам провести открытие сезона, 12 или 13 апреля, а официальные соревнования расписаны уже на весь год. Почему "официальные" соревнования столь бездарны? Мне приходит в голову два варианта ответа: либо их организовывают бездарные люди, либо тем умным и замечательным людям, которые ответственны за это дело, и без того есть чем заняться, а на соревнования им по большей части наплевать. Нельзя не упомянуть и соревнования, проводимые коммерческими фирмами. Помните кубок KHS, прошедший четыре года назад? Время от времени ставят что-то и московские "засланцы", например "Спортмастер". Часто соревнования проходят хорошо, но неизменно приносят организаторам убытки. Поэтому, то одна фирма то другая попробует провести соревнования, порадует (или огорчит) нас организацией, и все. Второй раз на те же грабли не наступает. А вот в Москве ситуация принципиально другая. Как же проводятся московские соревнования? Важно отметить, что Москва, конечно, не Питер, и часто
культурному жителю северной столицы довольно странно смотреть на то, что
делают в Москве. Иногда все смахивает на "женские бои в грязи"
- пошло и грязно, но зрелищно, и, главное, действо собирает огромные аудитории.
Не вдаваясь в подробности, скажем, что характерно для московских соревнований: · А также: выступления музыкальных групп (популярных и не очень), конкурсы для зрителей, а также ярмарки, ларьки с пивом и питанием. Все это помогает собрать большую аудиторию не только тех, кто пытается "Порвать друг друга на трассе", но и зрителей, которым тоже есть чем заняться, во время, скажем, не очень зрелищных заездов юниоров, и в ожидании мужской гонки. Отчего ж в Москве все идет, а в Питере - нет? Причина одна: чтобы соревнования были успешными, надо чтобы они были кому-то нужны. Во-первых они должны быть нужны тем, кто их организовывает. Вот в Москве создано агентство "экстремальных игр", в котором работают сотрудники на постоянной основе, которые с утра до вечера каждый божий день только и занимаются тем, что организовывают соревнования, привлекают рекламодателей и участников. И работают успешно, и для людей устраивают праздник и сами зарабатывают на рекламе. Но все упирается в количество участников. Реклама на соревнованиях, в которых принимают участие 5 000 человек стоит денег. Реклама в соревнованиях, в которых принимают участие 100 человек, из которых 90 - одни и те же люди, из раза в раз гоняющиеся на всех соревнованиях к ряду, не стоит ни копейки. Дальше - если вы говорите владельцу ларька, что на соревнованиях будет 5 000 голодных байкеров, то этот человек будет готов даже заплатить вам за право их накормить. Если же вы попытаетесь организовать питание на 100 человек, то опыт показывает - получите от ворот поворот. Если вы хотите организовать ярмарку и какие-то развлечения для зрителей, которых будет 5 000 - это дело не сложное. Но попробуйте организовать тоже самое для 100 человек! Как результат - нет массовости, нет интереса у рекламодателей, нет денег у организаторов, соревнования проводятся не так хорошо как хотелось бы. Почему же рекламодатели поддерживают соревнования проводимые "ВелоПитером", ведь реклама в них смысла не имеет? Да, не имеет. Но не надо думать, что в фирмах сидят одни рвачи. Это абсолютно не так. Магазинам не жалко выделить призов на сумму в 100 - 150 долларов. С одной стороны, рекламу на сайте ВелоПитер на сумму 100-150 долларов увидит 12-14 000 человек, а на соревнованиях - 200, с другой стороны, всегда приятно сделать просто что-то хорошее, просто поставить призы и записать их себе в графу "убытки". Не велика потеря. С другой стороны, денег на свои соревнования ВелоПитер не получает, а значит, пригласить на всякий случай подежурить бригаду скорой помощи, что стоит около 6 000 рублей за день, мы уже не в состоянии. Катайтесь, ребята осторожнее. Каждый раз, когда мы хотим чем-то публику развлечь, или организовать что-то достойно, каждый раз натыкаемся на проблему денег. Если три года назад мы могли бесплатно рекламироваться в прессе, наши анонсы публиковал "СБМ", то теперь анонс соревнований публикуется уже только за деньги. Получается замкнутый круг: все соревнования рекламируются в одном месте - только на ВелоПитере, где это, очевидно, бесплатно, отсюда на соревнованиях одна и та же аудитория ВелоПитерцев и завсегдатаев, да людей из спортшкол, соответственно, людей мало, соответственно рекламы нет, и уровень соревнований низок. Недавно известный Петербургский тренер А. Кругляк справедливо посетовал, что пресса зачастую так описывает соревнования, что отбивает последнюю охоту и у участников и у рекламодателей принимать участие в них еще раз. Что тут сказать? Действительно, если пресса и сподобится написать о наших соревнованиях, то часто пишет не слишком хвалебные отзывы. С другой стороны, мы и сами не особо заслужили похвал в свой адрес. Какой же выход из ситуации? Я полагаю, что выход один - надо идти по фестивальному пути развития, собирая в одном месте людей с разными интересами с разным уровнем подготовки, предлагая им разную программу. Например, кому то интересно "Не Спи", кому-то медленная езда, которую славно ставят А-байкеры, кому-то ралли ориентирование имени Ыфта. Большое количество программ может привлечь большое количество зрителей. Ведь не дело же, когда на очередное "первенство" приезжает 5 человек зрителей? Следующий важный момент - реклама. ВелоПитер, конечно, мощный сайт, но 80-90% людей до сих пор не имеет доступа в Интернет. Кроме того, часть соревнований анонсируются на форумах, куда согласно статистике ходит только каждый второй посетитель сайта. Это наиболее активные люди, завсегдатаи ВелоПитера, но ведь кроме них есть новички, которых надо "вербовать". А они-то как раз и попадают в те 50% людей, не посещающих форумов, где они никого не знают. Так ли, иначе - без рекламы в других СМИ, дело с мертвой точки не сдвинется. Скоро 6 лет, как ВелоПитер работает в сети инет, в прошлом сезоне нас посещало до 900 человек, которые загружали до 12 000 страниц сайта в день, но я должен признать: одного сайта для проведения успешных и масштабных соревнований недостаточно. Предполагаю вопрос: а что это Змей Гуревич вдруг разразился такой статьей? Причина в том, что 12 апреля будет проведено открытие сезона клуба ВелоПитер. Именно с такого мероприятия и началась история клуба, именно на открытие сезона приехали Ыфт, Змей Гуревич, Алексей Кавелин, Александр Кутищев, Влад Васильев - люди, до сих пор играющие в городской веложизни большую роль.
|