"Озерный край" |
Озерный край. Латвия, Литва, Беларусь, Россия
Продолжаем знакомить посетителей Велопитера с интересными
Велосипедными регионами планеты.
В данной заметке речь пойдет не обо всей Латвии, сколько о ее восточной части, которая является по моему мнению, одним из самых интересных регионов для велотуризма в окрестностях Петербурга.
Я был в Латвии и Литве несчетное количество раз, люблю эти страны, особенно Латвию, и, особенно два ее региона. Озерный край (Латгалия) и район Сигулды – Цесиса. По моему мнению, именно Латвия – самая привлекательная для жителей Петербурга страна для целей велотуризма, и по совокупности своих качеств, она превосходит Литву, Эстонию и Финляндию, а уж о России и говорить не приходится. Почему? Об этом эта статья.
Чтобы нагляднее представлять, о чем речь, можете использовать интерактивную карту Латвии, например вот эту: http://www.latvia.travel/ru/map
Природа. Сравнивать природу, дело, конечно, бесперспективное. Что лучше финские скалы, эстонский глинт или латышские озера? Просто опишем, за чем собственно ехать в Латвию, с точки зрения я природы.
Латгалия, и ее часть, именуемая «Озерным краем» интересна тем, что это… не поверите, озерный край. Вообще, озерным краем можно называть целый европейский регион, который охватывает восток Латвии, район Браславских озер в Беларуси, сюда же можно определить юго-запад псковской области с Себежским национальным парком, и, конечно, восток Литвы, Игналина, Лабонорас, Зарасай, с соответствующими национальными парками.
Как выглядит озерный край? Теоретически вы можете проехать километров 20, не встретив ни одного озера. Практически, озера встречаются через каждые 5 – 15 километров. Стоят озера в обрамлении, как правило, сосновых лесов, реже – смешанных и лиственных. Местность не плоская, а слабовсхолмленная, с мелким рельефом, что для велотуриста весьма привлекательно. Вы все время скачете с холмика на холмик, дорога при этом не прямая, а петляет что есть сил, открывая перед вами все новые и новые панорамы. Красивее чем в Финляндии? Трудно сказать, пожалуй не буду так категоричен. Но временами, очень похоже. В Финляндии озера очень часто бывают со скалами, что добавляет им красоты. Здесь, в Латгалии скал нет. Зато есть высокие холмы-пупыри, которые ни с того, ни с сего, возвышаются над местностью на 30-60 метров. Если вы любитель скал, то вы можете их найти в другом регионе Латвии, в национальном парке Гауя, что недалеко от Сигулды и Цесиса. Там скалы красные! И это фантастически красиво: зеленый сосновый лес растет по верхушкам кирпично-красных скал, стоящих над голубой гладью озер или черной ниткой реки. Но это мы потихоньку перешли к другому региону страны – Видземе. Он несколько дальше от русской границы, но, наверное, все-таки, наиболее интересный край для велотуризма в Латвии. Дело в том, что в Видземе сочетаются леса с красными скалами, с богатым культурным наследием. Латвия была носителем рыцарской культуры, здесь было большое немецкое влияние. До нас дошли десятки замков и крепостей, многие, конечно, в руинах. Так… что это я – самый лучший край Латгалия, самый лучший край Видземе. Ну, просто я очень люблю Латвию. Но вернемся в озерный край.
Дороги, веломаршруты, велотропы и велопролазы.
Латвия, а особенно, Латгалия (озерный край) красна своими грунтовыми дорожками. И не просто, например, грунтовками, типа грейдеров, которые бывают самыми разными: от пыльных до совершенно романтических, но и настоящими лесными дорожками, которые идут от деревни к деревни на многие километры. Этот последний тип дорожек, видимо, самый что ни на есть, «золотой велосипедный фонд» Латвии. Аналогичные дорожки есть и в Литве, где, например, в национальном парке Аукштайя или Лабонорас можно хорошо покататься именно по такому типу дорожек.
Самая известная велосипедная грунтовка Латвии располагается на берегу Даугавы, и тянется от Краславы до кемпинга Озианна. Это порядка 35 км. Дорожка размечена знаками (22ой велосипедный маршрут), проезжая даже осенью (в основном дорожка идет сухими сосновыми лесами). В нескольких местах дорожка выходит прямо на берег Даугавы и идет вдоль нее. Это очень красиво.
Замечу, что в Латгалии организовано несколько национальных (и природных) парков, которые призваны сохранить местную природу в хорошем состоянии. Кроме этого в национальных парках оборудуются стоянки для туристов, просто места отдыха. Наиболее удивительный сервис для велотуристов – сделанные из дерева стоянки для парковки велосипедов. Это, конечно, смешно – в лесу парковка для велосипедов, когда велосипед можно прислонить к любой березе, или на худой конец - осине. Но, тем не менее, трогательно. В Латгалии располагается несколько таких парков: самый большой – «Разнас», недалеко от одноименного озера. Кроме национальных парков, в Латвии есть «природные парки». Это в принципе, тоже самое, только рангом меньше. Например, интерес представляет северный берег Даугавы, с парком «Даугавас Локас» (Излучины Даугавы). Да и в принципе, везде, где в Латвии есть красивые места, леса, озера, местные власти стремятся устроить природный парк, чтобы сохранить красоты для будущих поколений. А могли бы, как у нас, строить коттеджные поселки, карьеры, или, как минимум, рубить лес. Впрочем, и в Латвии есть карьеры, лес здесь тоже рубят. А вот феномена «разбитая лесовозная колея», я в Латвии не встречал.
Транспорт.
Конечно, Латвия расположена намного дальше от Петербурга, чем Финляндия, а от Москвы – примерно так же.
При этом до Латвии добираться, на мой взгляд, удобнее, чем до более близких стран. Особенно, если мы говорим о небольших покатушках на 2-3 дня. Почему? Потому, что в Латвию ходят два удобных поезда: Петербург-Рига, и Петербург – Вильнюс. Чем это удобно?
В пятницу вечером сел в поезд на Витебском вокзале в 21 час 38 минут, и утром ты в Латвии.
В Резекне мы в 5 утра, в Даугавпилсе в 7, в Риге и Вильнюсе в 9. Расписание иногда немного варьируется, но суть всегда остается прежней: вечером сели в поезд, поспали и утром на месте. Аналогично и в обратный путь: вечером сели в поезд на другой станции, в обычный плацкартный вагон, и утром вы в Петербурге. Поезд из Риги уходит в 18-50, в Резекне он в 21-35, а в Петербург прибывает в 10-08. Довольно удобно. Если не считать того, что ночью проходит проверка паспортов в поезде, для чего вас стараются разбудить. Я, кстати, разработал для себя механизм прохождения границы в поезде. Когда я ложусь спать, то кладу паспорт и страховку в специальную плоскую сумочку, которая носится на шее. Когда приходит пограничник, я вынимаю паспорт и отдаю, даже не просыпаясь. Правда, иногда приходится и поговорить, если у пограничника возникают вопросы. Иногда даже приходится встать, и показать, например, что находится в рундуке, если вы лежите на нижней полке. И все равно, это довольно удобно. У вас получается, если ехать на выходные, два полноценных ходовых дня. Минус этой затеи в том, что билет в Резекне и обратно, или, говоря шире, в Латвию и обратно, в целом стоит 100 евро. Ну, плюс-минус. На Литовский поезд дешевле, на рижский (он «фирменный», имеет название «Балтия») - дороже. Это, грубо, вдвое дороже, чем добраться до Эстонии или Финляндии на автобусах или машинах. Но, при этом, как правило, при поездке в Финляндию приходится тратить ваше драгоценное дневное время. Например, более менее стандартный вариант поездки: сесть на автобус в 7 утра, и в 9 вы будете на границе в Ивангороде или Брусничном. Значит, вы уже встали грубо в 5 утра, и к 9 утра вы 4 часа куда-то едете, и на велосипед еще не садились. И это, если вы решили покататься по приграничным территориям. А если надо забираться вглубь Финляндии и, особенно, Эстонии (приграничье Эстонии не так интересно, как Финляндии), то сами понимаете. Тоже самое у вас происходит при пути домой в воскресенье. Да еще Питерские пробки на въезд в город. Есть удобная альтернатива – Паром в Хельсинки, но он прибывает в центр финского мегаполиса. Чтобы выехать покататься на велосипеде, надо начать с проезда через Хельсинки. Все условия для этого есть (веломаршруты и велодорожки), но все равно, катание по городу, это не тоже самое, что по лесу.
Итак, мы получаем удобные и разнообразные маршруты, общий смысл которых: на одной станции вышел, на другой сел. Например: Даугавпилс – грунтовка вдоль Даугавы – Краслава – Аглона – национальный парк Разнас – Резекне. Это, примерно, 180 км, в основном, грунтами. Хороший маршрут на три дня, если отдыхать, и на два дня, если ломить.
Другой вариант: Даугавпилс – Висагинас – Игналина. Этот маршрут уже большей частью идет по Литве.
Третий вариант: Карсава – Лудза – Зилупе – Дагда – Краслава – Даугавпилс. Это более познавательный маршрут, чем чисто природный.
Маршруты по Латвии можно посмотреть тут: http://www.veloguide.ru/path.php?id_reg_sick=37
Но о маршрутах позже.
Продолжая тему транспорта, можно отметить, что в Латвию можно попасть намного дешевле, если воспользоваться поездом Санкт-Петербург – Себеж. Нет, Себеж, это, увы, не в Латвии. Это в Псковской области, что намного хуже. Себеж интересен сам по себе, особенно не сам, а Себежский национальный парк, который также входит в регион «озерный край», и там тоже сосны, озера. До Латвийской границы здесь всего 20 км. И билет стоит в одну сторону вдвое дешевле, чем в Латвию. Правда, расписание не такое удобное: уходит поезд в 22-15, а приходит в Себеж аж в час дня. Скажем прямо, этот день будет уже почти потерян для катания. В обратном направлении из Себежа поезд уходит в 15-30, и приходит в Питер в 7 утра.
Если ехать этим поездом, то мы попадаем в Латвию опять же совсем рядом с Национальным парком Разнас, и недалеко от Краславы и замечательной дорожки вдоль Даугавы на Даугавпилс. Маршрут может быть таким: Себеж – Погранпереход – Зилупе – Национальный парк Разнас – Краслава – Веломаршрут номер 22 – Даугавпилс. Три дня для такого маршрута будет неплохо.
http://www.veloguide.ru/path_full.php?id_path=130&id_reg_sick=37
В Латвийских лесах можно вставать с палаткой. В национальных парках есть оборудованные для этого места. Рекомендуем взять с собой горелку, так как с кострами есть проблемы. Не то, чтобы их совсем нельзя жечь (в специальных местах можно), но близко к тому. Дополнительно периодически вводятся антипожарные тотальные запреты на открытый огонь в лесах. С горелкой проблем нет.
Климат.
Климат в Латвии – большой козырь. Там заметно теплее, чем в Финляндии, или Ленобласти. Теплее, чем в Эстонии, но прохладнее, чем в Литве. Как это выглядит? В нормальный год, обычный, стандартный, которых в природе не бывает, в Вильнюсе первого мая все цветет, на деревьях появляются первые листочки. В рассматриваемой нами восточной и северной части Латвии, это уже не так. Но и иное явление природы, столь характерное для первомайских праздников в Петербурге и приграничной Финляндии, как снегопад, в Латгалии встречается намного реже. В Латгалии все цветет также интенсивно, как в Литве на неделю позже.
Немного цифр:
Средняя температура в Хельсинки в мае, ночная + 4, дневная + 13. Это за весь месяц, в первой половине, понятно, заметно холоднее. В Даугавпилсе в мае ночью средняя уже +6, днем +18. В Вильнюсе ночами в мае в среднем +8, днем те же + 18. Если ночные температуры отличаются не так и сильно, то днем, ездить при +18 и +13 – это заметная разница. Кроме этого, важно и состояние дорог, лесов. На майские праздники в наших краях и в восточной Финляндии увидеть снег в лесах – не проблема. Часто мы видим и лед на озерах. В Латвии это уже не так, хотя год на год не приходится. Все-таки, 400 - 500 километров на юг, как ни крути.
Летом климат Латвии и наш, Питерский, разнится не очень. А вот осенью, опять-таки, в Латвии заметно теплее. Логично лето отдавать Финляндии, другой нашей прекрасной соседке, а весну и осень – Латвии. Кстати, а почему не в более теплой соседке – Литве? Можно и Литве, там тоже есть восхитительные леса, озера. Но в Латвии есть еще два козыря: люди и достопримечательности.
Люди.
Вообще говоря, люди живут не только в Латвии, но и в соседней Литве. Но в Латвии… Каждый раз, когда я приезжаю в Латвию, я сталкиваюсь с таким редким явлением в нашем мире, как гостеприимство. Оно проявляется постоянно. Еду по лесу, вдруг – паром. Обычный такой сельский паром, мужик, (говорит с сильным акцентом), двигатель, плавучая платформа. А у меня местных денег нет, только карточка и евро. Я первый день в стране, не успел поменять.
- Как бы мне попасть на тот берег, но у меня нет Латов.
- Я тебя бесплатно перевезу.
- Не, бесплатно я не могу, я турист из Питера.
- Да я вижу, что турист из Питера, отвезу тебя бесплатно.
- Да не могу я бесплатно, (с чего бы местный мужик, явно зарабатывающий в разы меньше чем я, возил меня бесплатно? ), возьми хоть 5 евро.
- Ну, как хочешь, могу бесплатно, хочешь дать евро – ну дай.
Захожу в гастроном, латышская девушка обслуживает меня в магазине и спрашивает, по-русски, есть ли у меня дисконтная карта. Услышав, что нет (откуда бы у туриста), опрашивает человек пять из очереди, берет карту, и организовывает мне скидку.
Наконец, иду я по Сигулде, подходит латыш и спрашивает меня, по-латышски, видимо, сколько времени. Ну, я в ответ:
- Прости брат, я турист из Питера, по-латышски не говорю.
Латыш хватает меня чуть не в охапку, обнимает и тащит в гости. По-русски знает очень мало слов, но достаточно, чтобы сказать: выпьем вместе, посидим, только что запустил сауну! Жаль, я торопился в гостиницу, где сидела моя жена и дочка.
А пограничник? Даю паспорт на контроле, пограничник открывает его и спрашивает:
- вы за свободные выборы или нет? И услышав мой ответ, говорит: а то приезжайте к нам в Латвию жить, у нас тут на востоке страны людей мало. В самом деле, может приехать. Наверное приятно жить среди незлобных людей.
А в СМИ говорят, что латыши русских не любят. Черт знает, может и не любят, но мой личный опыт, а я в Латвии был 10-12 раз, говорит ровно об обратном. Каждый раз я уезжаю из Латвии с теплым чувством, что местные жители доставили мне хоть малую, но радость от общения с ними. Нигде более, ни в Эстонии, ни в Литве, ни в Финляндии, я ни с чем подобным не встречался. Только в Армении, пожалуй, люди еще более теплые и дружелюбные. Но Армения далеко, а в Европе Латвия по этому показателю точно, страна номер 1.
Обращает на себя внимание и тот факт, что русский язык в Латвии очень распространен. Статистика мне не известна, но во многих городах русский на улицах звучит куда чаще, чем латышский. Особенно в промышленных центрах (Даугавпилс, Рига), в Резекне. Это приятно и удобно. В соседних Литве и Эстонии процент говорящих по-русски заметно ниже.
Достопримечательности. На территории Латвии есть и природные и рукотворные достопримечательности, и их довольно много. От крепостей и замков, до дворцов, мыз и просто старинных домов. История страны повернулась таким образом, что здесь оставили свой след несколько народов. Немцы и, шире говоря, рыцари, оставили на территории Латвии свои рыцарские замки, в то же время появились и средневековые города. В Российской Империи Латвия была в чести. Рига была третьим промышленным центром империи после Петербурга и Москвы. Здесь была построена и первая автомобильная фабрика (Руссо-Балт), и велосипедная фабрика (сейчас в Риге в этом здании располагается музей). Регион развивался, выходцы из него занимали государственные посты (вспомним Бирона, уроженца Елгавы – регента (правителя) России!), и как следствие, в стране строились дворцы и усадьбы. Наиболее известный из них – как раз дворец в Елгаве (проект Бартоломео Растрелли). В имперские времена здесь были построены и военные крепости (в рассматриваемом регионе – Даугавпилс) . Сейчас, кстати, крепость восстанавливают.
Можно воспользоваться, например, таким ресурсом «Замки Латвии» http://www.castle.lv/latvija/latvija1.html
Цены и сервис.
Скажем прямо, цены и сервис – большой козырь Латвии, если сравнивать ее с нашей соседкой Финляндией, а уж про наш, благословенный город Петербург, и говорить нечего.
Итак, сколько стоит номер в провинциальной гостинице, Где-нибудь в Латгалии? За 15-19 евро на человека можно получить хорошую комнату в частной гостинице с завтраком. Если говорить про более крупные города, то цена выше: 20-25 евро на человека, скажем в Даугавпилсе. Поесть в ресторане вечером в том же Даугавпилсе с пивом можно за 15 евро на нос в неплохом месте. Место в домике в кемпинге может стоить от 8 евро. В Латвии распространены гостевые дома, которые, однако, надо бронировать заранее. Особенно – летом. Цены тоже вполне приемлемые. Коттедж на 4х человек с кухней, каминном, и все это в сосновом лесу, может стоить, скажем, 80 евро. Если вместо коттеджа – «конура» (летний домик), то цена минимум вдвое дешевле. Другими словами, цены в полтора – два раза ниже, чем в Финляндии. А на кафе и продукты питания, заметно ниже и чем в Петербурге. С этой стороны, путешествовать по Латвии весьма комфортно. К тому же прибалты, как латыши, так и литовцы умеют делать уют из старины. Например, замечательное место у нац. Парка Разнас - : http://visitlatgale.com/ru/objects/view?id=410. Сделано на месте старой мельницы, даже в интерьере оставлена старая кладка. Чтобы было тепло – закрыта листом стекла. И сауна сделана с бассейном, причем бассейн с проточной речной водой – так как было в те времена, когда здесь была мельница. Зимой, конечно, пробирает до костей. Снаружи есть бочка, где можно сидеть, а воду в ней греют печкой. Тоже забавный аттракцион. Ну и все это с видом на плотину, речку, лес. Зимой – просто волшебно. Летом то и в палатке неплохо. А зимой – волшебно.
Кое-какие наши наработки по Латвии, треки маршрутов, например (не все подряд, а только те, что понравились), вы можете найти на нашем дочернем проекте «ВелоГид», вот тут http://www.veloguide.ru/path.php?id_reg_sick=37