ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха
"Детская болезнь левизны в велосипедизме"
Илья Гуревич

Будет людям счастье, счастье на века -
У Советской Власти длинная рука!

Вы удивлены эпиграфом к статье, которая публикуется на велосипедном сайте? Усилю ваше ощущение следующей фразой: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Как вы уже догадались, речь пойдет о таком новом для нашего общества явлении, как "Критическая масса". Критическая масса, это когда в заранее запланированном месте собираются десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч велосипедистов (в зависимости от страны, и популярности КМ (КМ - здесь и далее Критическая масса) и "привлекают внимание властей и всех "невелосипедистов" к своим проблемам. Как? А вот: (цитата с сайта КМ http://massa.tr.ru/

"Несколько тысяч велосипедистов собравшихся вместе проехали по запруженным в час пик (пятница, вечер...) улицам Сан-Франциско. Автомобилистам не оставалось ничего, кроме как стоять в пробках на перекрестках, через которые двигалась "Критическая масса", и сигналить. Участники КМ съехались вместе не только для того, чтобы протестовать против засилья автомобилей на дорогах, требовать более безопасного дорожного движения и на какое-то время остановить непрерывный поток автомобилей, но и просто для того, чтобы собраться с друзьями и повеселиться."

Признаться, мне неприятно такое поведение коллег велосипедистов. Я не хочу "собираться с друзьями и веселиться", заставляя других людей смотреть на мое веселье из окна блокированных машин. Я не хочу, чтобы из-за моей любви к велосипеду и борьбы за свои права, кто-то на машине опоздал на свидание (пятница, вечер) к девушке, не смог попасть в кино, не успел на поезд… Неужели я не могу бороться за свои права так, чтобы не мешать жить другим простым людям, со своими делами? Очевидно, организаторы КМ озабочены только проблемами своими. Поэтому, я решил написать критическую статью о КМ.

Почему я выбрал коммунистические слоганы для начала статьи? Дело в том, что КМ по сути своей организации, следует примеру Коммунистической Партии Советского Союза. Многие велопитерцы уже не помнят, но те, кто как и я, заканчивал школы и институты в 80ые годы и ранее хорошо знали: основа коммунистической пропаганды и идеологии - лицемерие. Нам говорили: СССР - оплот мира. На практике были Афганистан, Вьетнам, Египет, Ангола, Куба, Никарагуа, Корея, Иран и Ирак, Сомали и Эфиопия… по всему миру наши военные специалисты либо лично сражались на фронтах, либо руководили процессом. Нам говорили, что мы живем в самой свободной стране мира, но по факту, оказалось что менее свободных людей чем мы в мире было не так много… Те же самые методы, в меньшем масштабе, конечно, использует "КМ". Я не оставлю это утверждение голословным, и ниже его докажу.

Почему КМ имеет такое название? Если один, два или пять велосипедистов начнут нарушать правила дорожного движения, то с ними довольно быстро разберутся либо сотрудники ГАИ, либо вызванные наряды милиции. Критическая масса велосипедистов, скажем в 500 человек оказывается… безнаказанной! Милиционерам и другим стражам правопорядка на наших улицах оказывается легче переждать пока орды велосипедистов покинут улицы сами, чем приводить их в надлежащий порядок. Поэтому, организаторам КМ нужны вы лично - если вы и ваши друзья не приедут на КМ, то "критическая масса" может стать двадцатью обыкновенными хулиганами, с которыми власти найдут возможность разобраться. Разобраться… но чтобы беспорядки прекратить (цитата с сайта КМ "КМ разделилась на более мелкие группы по несколько десятков и сотен человек и разъехалась по городу, занимая в некоторых случаях все полосы движения на дороге и нарушая привычную динамику движения по улицам, когда на них безраздельно господствуют автомобили") - надо призвать к ответу в первую очередь организаторов… . Вновь читаем сайт КМ "Критическая масса" это организованное совпадение, когда некоторое количество велосипедистов собирается вместе и едет по городу. Вы понимаете, что здесь написано? Здесь все по-Ленински ясно: совпадение. То есть некие дирижеры за кадром "организовывают совпадение", а сами остаются в тени. "СССР - оплот мира" в чистом виде. Не кого призвать к ответу - просто СЛУЧАЙНО так совпало, что велосипедисты собрались в одном месте, и, от безысходности перекрыли движение. Это соответственно лицемерие номер один: кто-то, Вася или Петя, организовывает действо, но ответственности на себя не берет. Что мешает честно, прямо и открыто сказато: наша организация называется ТАК и ТАК, мы боремся за создание в городе велосипедных дорожек, и вывели велосипедистов на улицы, перекрыли движение. Почему надо делать это исподволь, как бы изображая случайное совпадение? Это более быстрый путь к созданию велодорожек? Сомнительно. Это способ для организаторов провести противоправное дейстиве оставшись безнаказанным.

Лицемерие номер два: "Мы не блокируем дорожное движение - мы являемся частью движения!" - таков лозунг "Критической массы". Это мы читаем на сайте КМ. В чем лицемерие? А в том, что несомненно велосипедист является частью движения, о чем в документе, который регулирует это самое движение ("Правила дорожного движения") сказано. Однако в этих самых правилах также написано, как именно должны вести себя велосипедисты на дорогах, в том числе при движении группой. Именно эти правила КМ умышленно, но с видом "случайного совпадения" нарушает. Впрочем, в текстах КМ содержатся просто нонсенсы, типа советов "КМ старается избегать движения по тротуарам". Незнание ПДД (движение велосипедиста по тротуару), равно как и других законов по которым наша жизнь организована, не освобождает от ответственности за их нарушение. Если, конечно, не соберется "случайно" критическая масса, которая будет по факту пользоваться безнаказанностью.

Какие декларируются КМ цели? Разберем этот вопрос. Четкой декларации целей на сайте нет (Сделав наличие велосипедистов в городской среде более заметным, можно со временем рассчитывать на то, что и городские власти сделают что-нибудь для нас (например, проведут велосипедные дорожки). Из текстов КМ можно выделить ряд целей:

  • Борьба с "засильем автомобилей" на наших улицах
  • Борьба за экологию
  • Борьба за велосипедную инфраструктуру и "права велосипедистов"

Отмечу: все три проблемы - реально существуют. В Петербурге нет велодорожек, в наших городах плохая экология, многие водители умышленно или по неопытности игнорируют велосипедистов как участников дорожного движения, в наших городах есть большие пробки. Все это является отражением глобальных проблем нашей страны: коррупция, безответственность власти, отсутствие свободных СМИ, слабая экономика, слабое гражданское общество. Скажу более простыми словами: если деньги разворовать, то дорогу построить будет не на что. Если власть имеет возможность продавить посредством купленных СМИ нужного губернатора в Петербург, то такой губернатор не несет ответственности перед избирателями, а лишь перед тем, человеком, который организовал для нее зеленый коридор во власть. Соответственно думать о велодорожках для нас, равно как и о новых дорогах нашему губернатору не надо. Надо думать как не потерять покровительство патрона, чтобы через три года он вновь дал зеленый свет "выборам" правильного кандидата. При чем здесь КМ? Верно - ни при чем. В нашем обществе копирование западных традиций, и в частности КМ - не есть путь к успеху, но к конфронтации с властями, с автомобилистами.

Что же делать? Несомненно, свои права надо отстаивать, но отстаивая их, мы не должны скатываться до велошовинизма. Давайте не будем делить людей на "наших" и "не наших", "негодяев-автомобилистов" и "прекрасных байкеров". Мы все люди: сегодня мы едем на байке, (дай бог каждому), завтра поедем на маршрутке и опоздаем куда-то из-за КМ… Должен с полным сознанием дела (я автор ряда публикаций по безопасности велосипедиста на дороге) сказать, что велосипедисты довольно часто грубо и безнаказанно сами нарушают ПДД. Об этом свидетельствует собранная нами статистика ДТП, в которой вина автомобилистов и велосипедистов распределяется примерно 60/40. То есть в 4х случаях из 10 в ДТП виноват байкер, а в 6 - автомобилист. Кроме того, велосипедист - на наших дорогах привилегированное существо. Удивлены? Да нет, все просто: ГАИ зорко следит, как бы с автомобилиста содрать денег. Проехал на красный? Перестроился не в тот ряд? Немедленно гони деньги! Велосипедист на наших дорогах абсолютно безнаказан. Печально, но многие наши собратья этим пользуются. Проезд велосипедиста на красный свет - явление, которое можно наблюдать ежедневно.

Хочется призвать людей применять легитимные меры, действуя в рамках законодательства. В конце концов, заметьте: в районе развязки в Горской власти построили километр велодорожки. Это, конечно, смешно, но для нас это сигнал: нас врагами не считают. Пусть коряво, но о нас подумали.

На эмблеме КМ изображен кулак с колесами…. Велокулак. Кулак - символ силы, борьбы, удара. Кулак - агрессивный геральдический символ - отчасти противоположность спокойному щиту, символу защиты. Не знаю как вам, но я не хочу применять кулак, и тем более возводить его применение в символ, ни против автомобилистов, ни против кого-либо другого. Я бы выбрал скорее в качестве символа кирпич. Кирпич - это символ строительства. Приятнее построить велодорожки при помощи "кирпича", нежели угрожать "велокулаком" всем людям второго сорта - тем кто не разделяет наше мнение и нашу любовь к велосипеду.

Может, хватит нам экстремизма?

Послесловие.
Вставая на путь кулака, нам не следует забывать: в Петербурге полтора миллиона автомобилистов. Будет неприятно, если они вдруг начнут борьбу с нами под лозунгами "дорога - для автомобилей". Кажется фантастикой? Да, это и правда невозможно. Но если найдется десяток выродков, которые в ответ на наши противоправные действия и провокации в виде КМ начнут "показывать нам кузькину мать" на дорогах, то лучше от этого никому не будет. И уж вожделенные велодорожки в городе от этого не появятся. Увы. Надо искать другие пути, и не решать свои проблемы за счет других, таких же простых людей как и мы.


Илья Гуревич
Клуб ВелоПитер
Председатель правления.

Так как статья, вероятно, вызовет резонанс, и людям, которые являются сторонниками КМ захочется высказаться, то прошу на форум Велосипедизм нашего сайта http://velopiter.spb.ru/forum/velosipedizm/ На этом форуме будет организовано обсуждение, так как это не сугубо Петербургский форум, а общевелосипедный. Я также приму участие в обсуждении и отвечу на вопросы ко мне.

"Что делать?"
Илья Гуревич

Прошла пора разлук и расставаний
Пришла пора ремонта тротуара

Вероятно, наши постоянные читатели уже догадались, вновь речь пойдет о проблемах велосипедистов живущих в больших городах.

На сайте ВелоПитер развернулась жесткая полемика о явлении "Критическая масса", которая не может повиснуть на такой ноте. Необходимо некоторое более спокойное завершение дискуссии. Именно для этого написана данная статья: раскритиковав других, написать как может быть по-другому. К этому же располагают нас и посты людей, организовывавших КМ. Велошовинистские постинги сменились попыткой оправдать себя в глазах не принявших идею велосипедистов. Риторика о "зловонных автомобилистах" сменилась более спокойными фразами типа "мы хотели как лучше". Коли так, и нам нечего злобствовать. Ведь мечты у нас одни. Ментальность разная.

Перед тем, как изложить свое видение и даже конкретные шаги по достижению целей, напомню, какие есть основные претензии к Критической массе:

  • Умышленное и надуманное разжигание ненависти к автомобилистам
  • Экстремизм
  • Отсутствие четкой программы действий, механизма его реализации
  • Умышленное нарушение прав простых людей (создание дорожных заторов, в которых стоят простые люди, а отнюдь не отцы города, которые принимают решения о строительстве велодорожек)
  • Лицемерие (попытка организованную акцию представить как "случайное совпадение", за которое никто не несет ответственности), или прикрыть умышленный саботаж дорожного движения фальшивым лозунгом.

В целом резюме: критическая масса будет иметь отрицательный результат в нашем обществе, ухудшит отношение людей к велосипедистам, ухудшит отношение власти к велосипедистам, выставит велосипедистов как экстремистски настроенных людей, по типу антиглобалистов. Все это -вред.

Итак, как же можно решить проблемы велосипедистов без шовинизма, перекрытий улиц, и деления мира на "наших / не наших", "хороших / плохих"?

Обратимся к нашим братьям по колесам - инвалидам колясочникам.

Десять лет назад наш город, равно как и другие города России, представляли для инвалидов тюрьму: ни в магазин, ни в автобус, ни в кино… Если судьба приковала тебя к инвалидной коляске, ты становишься заложником повернувшегося к тебе спиной общества. Что произошло за последние 10 лет? На первый взгляд, изменения не значительны, но они системны! Новые тротуары оборудованы специальными спусками, чтобы инвалид мог самостоятельно спуститься и пересечь проезжую часть. Приняты акты, обязывающие обеспечить доступ инвалидов в общественные места: кинотеатры, музеи, суды. Кое-где видны реконструированные двери, кое-где появились пандусы. Спроектированы новые электропоезда, в тамубрах которых может развернуться инвалид на коляске. Надо еще многое сделать, чтобы инвалиды чувствовали себя полноценными людьми, но главное, процесс идет!

К чему этот пример? К тому, что мы живем не в безнадежном мире, и если действовать грамотно, то можно своих целей добиться. У нас, велосипедистов, нет врагов, действующих против нас осознанно и целенаправленно. И не надо их порождать никакими критическими массами.

Итак, разберем, какие есть у велосипедистов проблемы и как они могут быть решены.

1. Самая главная проблема - безопасность на дороге. Действительно, при ДТП в которых участвует автомобиль и велосипедист, понятно, страдает больше именно велосипедист. С другой стороны, именно подходы к решению этой проблемы очевидны и просты. Они следующие:

  • Велосипедист в массовом порядке появился на наших улицах всего год-два назад. До этого, конечно, велосипедисты тоже ездили по городу, но было их в десятки раз меньше. Когда в 1987 году я сдавал на свои первые автомобильные права, можно было ездить по городу месяц, и ни разу не встретиться с велосипедистом. Это привело к тому, что огромное большинство автомобилистов абсолютно не имеют опыта в обращении с велосипедистом на дороге, не знают его права и обязанности. Иногда бывает даже такая картина: подъезжает автомобилист к тебе, едущему по дороге, открывает окно, и кричит: где едешь??? Убирайся на тротуар! Для этого автомобилиста будет шоком узнать, что нам, велосипедистам практически запрещено движение по тротуарам, и мы являемся частью именно дорожного движения. Итак, проблема один: низкий уровень знаний водителей о правах велосипедистов, малый опыт общения с ними на дороге. Метод решения: устроить критическую массу? Перегородить улицы? Разумеется, нет. Главный метод решения проблемы неграмотности автомобилистов - пропаганда. Надо публиковать статьи (я, в частности, публиковал статьи "как не задавить велосипедиста"), в которых давал автомобилистам простые и ясные советы, как себя вести, если на дороге встречается велосипедист. Надеюсь, советы для автомобилистов, в том числе, мои, помогли кому-нибудь не попасть в ДТП. В последнее время я, кстати, часто вижу толковые статьи в автомобильных изданиях на эту же тему.
  • Велосипедист в нашем обществе существо привилегированное, по сути - безнаказанное. Когда у меня была машина, меня наказывали штрафом за любую мелочь, хотя я ездил предельно аккуратно. Стыдно сказать: на велосипеде я ездил (по молодости) крайне безалаберно: проезжал на красный свет, если не было машин, перестраивался через три ряда для поворота налево, игнорировал пешеходов на переходах. Был за все время остановлен ГАИшником один раз, и то, гаишник был пьян. Это не смешно. Теперь мне стыдно за такую езду, ибо я хорошо понимаю теперь, как мои действия выглядели из окна автомобиля. Своей ездой на красный, я, вероятно, поселил ни в одной автомобилистской душе отвращение к нашему брату. Однако сегодня, даже моя дорожная безалаберность выглядит детскими шалостями по сравнению с тем, что выделывают на дорогах сегодняшние байкера. Итак, проблема два: сегодня велосипедисты своей безнаказанностью и постоянными нарушениями правил дорожного движения подрывают уважительное отношение к себе со стороны других участников дорожного движения, дискредитируют идею езды по городу. Метод решения: устроить дорожный затор из Критической массы? Показать кому-то кузькину мать? Найти врагов? Нет! Вновь надо обратиться к пропаганде, но на этот раз, в нашей собственной среде. На сайте ВелоПитер есть статьи и о правилах дорожного движения по отношению к велосипедистам, и советы велосипедистам как себя вести на улицах так, чтобы не попадать в ДТП. Если мы сами не будем на дорогах вести себя по правилам - мы будем не вправе требовать этого от других. Правила - закон для всех.
  • На моей памяти правила дорожного движения менялись минимум три раза. Это все было отражением изменений произошедших в нашем обществе. Если мы хотим чтобы на дороге что-либо было не так, то мы должны не пытаться устанавливать свои правила, а добиваться принятия соответствующих изменений. Если в правилах дорожного движения есть пункты ограничивающие велосипедистов в правах (почитайте - их там на мой взгляд нет), то надо не улицы перегораживать, а вести работу с теми, кто правила эти курирует и вносит туда изменения.

2. Известное дело: если все люди вокруг ходят в черном пальто, а ты - в белом, то чувствовать себя при этом ты будешь плохо. Все будут считать тебя чудаком, человеком "со странностями". Именно так обстоит дело сегодня с теми людьми, которые используют велосипед как транспортное средство. Я это ощутил в полной мере: работая с 1994 года на Балтийском Заводе (в конструкторском бюро), я ездил на работу на велосипеде. С Пискаревки до Косой линии Васильевского острова я добирался на общественном транспорте час пятнадцать, на велосипеде 45-50 минут, на машине - 40-45 минут. В те годы пробок еще, особенно-то, не было. Я считался в полной мере "человеком со странностями", особенно, когда приезжал на велосипеде на работу зимним декабрьским деньком. Совершенно очевидно, чем больше народа будет пользоваться велосипедом для езды по городу, по крайней мере летом, тем более общепринятым это будет, тем более лояльным будет отношение к велосипедистам со стороны других людей. Скоро мы перестанем быть белыми воронами. Итак, проблема три: как сделать использование велосипедов, по крайней мере, в летнее время более массовым? Как поменять отношение "невелосипедных" людей к нам, велосипедистам? Может быть, устроим критическую массу? Может быть, вид огромной толпы людей кричащей антиавтомобильные лозунги поможет в этом? Может насильно будем выдирать автомобилистов из-за руля, и пересаживать на байки? Однако, нет. Здесь нужна другая работа, понятны основные направления как ее осуществлять. Приведу варианты:

  • Переговоры с администрациями заводов, институтов и других учреждений, о выделении мест, для парковки велосипедов. Я знаю многих людей, которые отказываются от поездки на велосипеде на работу из-за одной простой причины: негде оставить велосипед. Иногда требуется просто "волевое решение" - чтобы администрация разрешила внос велосипедов за проходные, иногда требуются финансовые вложения - купить металлическую парковку. Это может каждый: если на вашем предприятии есть несколько человек, приезжающих на работу на велосипеде, вы уже можете запросить администрацию помочь вашей проблеме. В частности, у нас на Балтийском Заводе два человека (я в том числе) получили ключи от кладовки, где нам разрешили ставить велосипеды. Не скажу, что администрация завода "визжала от восторга", но и не отнеслась к нашей просьбе как "к идиотской". Главное - мы проявили инициативу и решили конкретную проблему, чего и вам желаем.
  • Проведение PR акций. Это, конечно, сложное дело, и требует работы целой организации, а не какого-то одного человека, но тем не менее. Плохой пиар, как скажем, саботирование дорожного движения, или распространение идей велошовинизма, может здорово навредить делу.
    • Известно, что на западе приезжать на работу на велосипеде не зазорно: профессора и преподаватели, чиновники и инженеры, программисты и журналисты приезжают к себе в офисы на велосипедах. И никто на них при этом пальцем не показывает. Отличным PR ходом было бы проведение, например, дней велосипеда, когда уважаемым в городе людям было бы предложено приехать в свои офисы на велосипедах. Любому политику приятно помаячить на телевидении, а тут хороший повод. Особенно это важно в институтах и университетах. Сегодняшний студент ездящий на велосипеде - завтрашний руководитель предприятия, лояльный к велосипедистам. В то время как сегодняшний глава предприятия - зачастую бывший коммунистический босс или комсомольский вожак, далекий от езды на велосипеде.
    • Организация системных публикаций в прессе о людях, которые используют велосипеды как средство передвижения по городу.
    • Показательные соревнования, показывая преимущества движения на велосипедах. Например, устроить заезд: велосипедисты и автомобилисты, обязуясь строго соблюдать ПДД и скоростной режим, стартуют от Финляндского вокзала, и финишируют, скажем, у Балтийского. Очевидно, в нашем переполненном городском центре у велосипедиста есть все шансы приехать раньше, или отстать на не существенное время. Это наглядно покажет, что машина не дает ощутимого выигрыша в скорости, а в центре просто проигрывает велосипедисту.
    • Можно собрать деньги и купить на них велосипед, который подарить губернатору города. Пусть по всем телеканалам города покажут: мы - велосипедисты, обратите внимание на наши проблемы. Думаю, губернатору ничего не останется, как прилюдно сказать: спасибо, я буду думать что для вас можно сделать. Для нее это - пиар, для нас - возможность, ссылаясь на губернатора, работать с чиновниками низшего уровня, но от которых зависит решение конкретных наших проблем. Можно выдумать и осуществить сколько угодно других полезных акций, которые показали бы людям преимущества велосипедного движения по городу. Важно, чтобы от нас исходило добро и только хорошие эмоции. Никакой злобы и агрессии!

3. Следующая проблема: наша страна плохо приспособлена для велосипедистов. Да, в наши электрички с велосипедом не сесть, в наших городах нет велодорожек, у нас существуют много законов, которые мешают велосипедистам жить. Что делать? Может "Критическую массу" устроить? Тогда уж наверняка в железнодорожных вагонах выделят специальное место для велосипедистов! Нет, есть разумные способы.

  • От Дмитрия Сушина из Германии мне пришел рассказ, как один из немецких велоактивистов сделал расчеты и чертежи, пришел в управление Железной дороги, и доказал, что при минимальных перестановках в планировке вагонов, железная дорога ничего не проиграв, предоставит возможность перевозить до 8 велосипедов в вагоне. Семь лет потребовалось активисту чтобы протолкнуть идею, и теперь она воплощается. Интересно, что в Берлине совет Берлинского велоклуба отклонил идею проведения "Критической массы", как метода борьбы. А вот активиста своего поддержал. Слабо провести беседы в РЖД? Может быть они отменят правила провоза "по одному велосипеду в тамбуре"? Может у нас тоже есть люди, понимающие, как сделать перевозку велосипедов в электричках лучше? Итак, существует простой и ясный способ борьбы: приходить в различные инстанции и доказывать, убеждать, что к велосипедистам надо повернуться лицом. Надо говорить с Метрополитеном, чтобы разрешали провоз велосипедов без снятия переднего колеса, с "Пулково", чтобы дало разрешение считать велосипед в счет установленной массы багажа, а не как оплачиваемый в любом случае негабарит… и так далее. Непочатый край работы. Кто придет в "Пулково" и спросит: почему "Чешские авиалинии" считают велосипед в общую массу багажа, а "Пулково" просит денег как за негабарит? И приведет примеры: "Федерация" летает в Чехию (по 15 человек группа) именно ЧСА - там байкеров любят.
  • Существует проблема - парковка велосипедов в общественных местах. В западных городах к вокзалам не подойти - все уставлено велосипедами. Конечно, там другие условия, меньше воруют. С другой стороны, многие европейцы живущие в пригородах имеют два велосипеда. Садятся на один - едут до станции, пристегивают на стоянке, и едут электричкой в город. В городе на вокзале их ждет второй велосипед, на котором они добираются до работы и обратно. Конечно, в России оставить велосипед на ночь пристегнутым к столбу… Но тут уж нам винить некого: мы сами ворье. Тем не менее, есть проблема - стоянки в общественных местах. Есть способ решения. Не угадали - не проведение велошовинистских акций, а работа с властью и бизнесом.
    • Этап первый - добиться от властей города разрешение на установку бесплатных стоянок для велосипедов. От власти ничего не требуется, кроме как разрешить, и указать где. На вокзалах, ж/д станциях, рядом с вестибюлями метрополитена, в аэропорту, у пешеходных зон.
    • Этап второй. Имея разрешение, надо идти в бизнес, предлагая оплатить изготовление и установку стоянок, получая взамен рекламу на этих самых конструкциях. Всем хорошо: мы получаем велостоянки, власть не потратив ни гроша, демонстрирует заботу о горожанах, бизнес получает рекламу. Не хотят рекламу? Можно найти спонсоров: "эта велостоянка сооружена на деньги Михаила Ходорковского", будет висеть табличка на торце стоянки. Кто реализует? Где эти активные деятели из КМ? Может вместо того, чтобы устраивать критические массы, что-то полезное сделают? ВелоПитер поможет.
  • Существует проблема отсутствия велодорожек. Вообще говоря, это понятно: автомобилисты платят дорожный налог, и из этих денег строят дороги (для нас в том числе). Велодорожки надо строить из каких денег? Ну, из "каких-то". Из бюджета города, из того, что можно выклянчить из денег страны, из того что платят автомобилисты… Это серьезная проблема: бюджет включает в себя очень много хороших дел и кроме велодорожек: метро надо? Надо. Парки и сады в городе надо? Надо. Памятники культуры содержать в красоте надо? Детским садам дотации надо? Врачам - учителям дотации надо? Одним словом, надежда на то, что в нашей довольно бедной стране найдут деньги на велодорожки не велика. Даже в Москве, выжимающей соки из всей страны, и то на велодорожки денег нет. Что можно сделать?
    • Своими силами обобщить информацию о велодорожках в Европе. Я много где видел, что велодорожка - это не отдельная постройка, а выделенная цветом полоса на дороге, что денег почти не стоит. Другой пример: разграниченный тротуар. Половина - велосипедистам, половина - пешеходам. Возможно, есть и другие позитивные моменты. Надо найти людей, которые знают дело хорошо, и собрать информацию. На основе информации можно вести переговоры с теми, от кого зависит строить или нет велодорожки.
    • Своими силами, с привлечением градостроительных институтов, можно попытаться проработать несколько вариантов велодорожек в Петербурге. В идеале сделать просто готовые проекты, с финансовыми расчетами. Это - важно, ибо облегчит властям принятие решения. Важно сдвинуть процесс с места.
    • Имея готовый проект велодорожки (пусть для начала это будет просто кусок "цветного тротуара" в новостройках), можно идти к городским властям, к районным властям, и имея готовый проект, добиваться его реализации. Это сложно. Но инвалиды добились для себя пандусов? А мы слава богу здоровые люди.
    • Несомненно можно работать с депутатами и властями, пытаясь требовать от них принятия городских законов учитывающих интересы велосипедистов. Очевидно, пока велосипедистов на наших дорогах мало, власти шевелиться не будут. С другой стороны, нас становится все больше.

Я описал только часть возможных акций, которые пришли в одну мою голову… Вернее, будучи Змеем Трехглавым - в три мои головы. Вероятно, у более чем 600 членов нашего клуба найдутся и другие здравые идеи, как сделать наши города более приспособленными для велосипедного образа жизни. Мы - велосипедисты, люди далекие от экстремизма. Так давайте бороться и отстаивать свои права демократическими методами. Мы должны убедить людей, что ездить на велосипеде - хорошо. Что велосипед - отличная альтернатива машине. Мы должны доказать, что от велосипеда есть только польза. А уж жизнь все расставит на свои места. Мы не имеем морального права ЗАСТАВЛЯТЬ или ПРИНУЖДАТЬ людей делать так, как нам кажется правильным. Мы можем ДОКАЗЫВАТЬ свою правоту.

Примечание: предвижу вопрос: ну хорошо, Змей тут написал много слов, хороших и разных. А будет ли за словами дело? Мой ответ: как человек, я взял себе кусок по силам: пишу и публикую статьи для велосипедистов и автомобилистов о том, как не попадать в ДТП. Как председатель клуба ВелоПитер, я готов поддержать любые конструктивные идеи силой организации: у нас есть юридическое лицо (Федерация Путешественников), скоро и клуб будет оформлен юридически отдельно от Федерации. У нас есть печать и бланк, у нас есть более 600 членов. Любая конструктивная инициатива будет поддержана: будут даны нужные бумаги, имеющие юридическую силу, в том числе о том, что тот или иной активист уполномочен Клубом вести те или иные переговоры. Дерзайте!

"Критическая масса" - pro и contra."
Дмитрий Александров

Вступление от редактора сайта. Опубликовав критическую статью про "Критическую массу" (простите за каламбур), мы сделали шаг, который обязывал нас дать возможность оппонентам ответить. Дмитрий Александров, представил нам ответ, который мы приводим ниже без каких либо купюр или редакторской правки. Нельзя не сказать, что в каждом деле есть свои экстремисты, идеологи, и есть люди "умеренного крыла", со своим вполне разумным взглядом на вещи. Я сам во многом не согласен с Дмитрием, и с его мыслями приведенными в статье, но нельзя не отметить, что он как раз из "умеренного", думающего крыла. Впрочем, теперь у наших читателей будет возможность сравнить написанное мной (тексты выше), то что опубликовано на официальном сайте "Критической массы" (который под нашим нажимом переработали, убрав призывы к надругательствам над водителями), и то что пишет один из наших оппонентов. Мы всегда стараемся доказать свою правоту, и считаем недостойным навязать свою точку зрения силой. Именно поэтому даем нашим оппонентам свободно высказывать свои мысли на нашем сайте. Читайте и формируйте свое собственное отношение к "Критической массе".

В этом году велосипедная общественность России познакомилась с новым для себя явлением - "критической массой". В Москве уже прошло две таких акции. Несмотря на малый срок своего существования "КМ" уже приобрела апологетов и резких оппонентов в велосипедных кругах. И те и другие не жалея сил ломали копья в дискуссии - насколько полезна "КМ" велосипедному движению. Нельзя сказать, чтобы эти споры, как часто бывает, прошли впустую. Здравые мысли посещали и ту и другую стороны. Не принадлежа ни к тому, ни к другому стану, я попытался обобщить аргументацию и высказать свое видение проблемы.
Итак, откуда идет название "КМ" и что оно обозначает? Ввели это словосочетание в велосипедный обиход авторы фильма "Return of the Scorcher". Повествуя об организации (точнее, об отсутствии организации) уличного движения в Китае они заметили, что на нерегулируемых перекрестках собираются толпы велосипедистов и в какой-то момент, когда такая толпа достигнет критического размера, она выплескивается на перекресток и проезжает его, блокируя движение по поперечной улице. Собственно, чтобы увидеть нечто подобное, не обязательно ехать в Поднебесную. Достаточно понаблюдать за любым нерегулируемым пешеходным переходом через дорогу с интенсивным движением. К переходу подходят люди, но не решаются ступить на него, хотя и имеют преимущество по правилам дородного движения - машин много, дистанция между ними мала а скорость велика и нет никакой гарантии, что водители правильно отреагируют на такую инициативу. Но идти надо, и вот в растущей толпе находится человек, который считает, что может пересечь хотя бы первую полосу. Вслед за ним на дорогу выступают остальные и перед лицом такой толпы водители вынуждены остановиться и пропустить всех. Запоздавшие подтягиваются, движение возобновляется, начинает скапливаться новая толпа и через несколько минут все повторяется в том же порядке.

Понятно, что группа ("критическая масса") байкеров более заметна на дороге и менее уязвима, чем велосипедист - одиночка. И вот, в 1992 году группе байкеров из Сан-Франциско пришла в голову идея устроить "организованное совпадение" - сагитировать друзей (на первую "КМ" вышло 48 человек) и проехать с ними вместе по улицам, во-первых покататься, во-вторых сделать присутствие байкеров в потоке движения более заметным и тем обратить внимание властей на их проблемы. Справедливость требует признать, что ничего предосудительного эти ребята не затеяли - всего лишь воспользовались дорогами по их прямому назначению - проехали по ним, раздавая листовки, призывающие водителей помнить о велосипедистах. Время было не без умысла выбрано в час пик, а для полиции был припасен аргумент, ставший лозунгом "КМ": "Мы не препятствуем движению, мы в нем участвуем". При таких обстоятельствах перспектива быть привлеченным к ответственности для инициаторов и рядовых участников была близка к нулю - очень трудно натянуть понятие "массовая акция" на группу людей, которые просто едут по дороге.

Движение набирало обороты, и к настоящему времени КМ проходят в десятках городов мира, а наиболее крупные из них собирают по нескольку тысяч велосипедистов. Справедливость требует признать, что там где КМ собирает такие толпы, от ее исходного значения не осталось ничего и она превратилась в масштабное неорганизованное катание, сопровождающееся разными формами выпендрежа, головной болью полиции и руганью водителей. Тут, скорее, можно говорить о том, что количество перешло в качество, и на некое совершенно новое явление по традиции натягивают идеологию "КМ".

Тезисы этой идеологии просты: "КМ" не является организацией или формальным движением, но событием. У него нет организаторов, плана, замысла или установленного маршрута. Эдакая передвижная велотусовка, собирающаяся традиционно в последнюю пятницу месяца и рассекающая по городу пока не надоест. При этом никаких разрешений от властей, согласований и т.д. "КМ" принципиально не признает, предоставляя полиции на ходу расхлебывать проблемы, буде они возникнут.

Отдельно хочу остановиться на вопросе об отсутствии лидеров или организаторов "КМ". Анархия, конечно, мать порядка, но только в том смысле, что люди, выполняя вместе какое то дело, тут же выдвигают из своей среды неформального лидера. Поручите пяти незнакомым друг с другом людям поставить палатку, и вы поймете, о чем я говорю. Есть такие атаманы - энтузиасты и в любой "КМ". Их впредь и будем именовать организаторами, как бы сами они не отбрыкивались от этой роли. Их позиция понятна: если "КМ" признает в себе хоть зачатки организации - с точки зрения властей это будет массовое мероприятие, которое нужно подобающим образом согласовать с мэрией, с ГИБДД и т.д. Злостно игнорируя это требование, КМщики рискуют быть привлеченными к ответственности. А если его исполнить - "КМ" перестанет быть "КМ" и превратится в нечто иное. Но, давайте признаем - вычислить этих горе - конспираторов в толпе можно в течение 10 минут, просто наблюдая за этой толпой. Другое дело, что доказать в суде их организующую и направляющую роль не так просто. Но это не про нашу честь: практика наказаний не по суду, а по произволу милиции - обычное дело в нашем правовом государстве.

Так будем в дальнейшем и считать - формально организаторов и организации нет, фактически - есть. Не требуется объяснять, что от умонастроения этих организаторов зависит: пройдет "КМ" мирно или будет сопровождаться хулиганскими выходками и столкновениями с органами правопорядка. А от того, насколько они понимают свою роль организаторов и насколько добросовестно исполняют ее - зависит безопасность действа.

Но здесь необходима оговорка: когда я говорю "движение КМ", "организаторы КМ", я имею в виду людей, которые раз за разом организуют "КМ" в некоторой местности. Но, как мы уже знаем, "КМ" это не партия и не неформальное движение, а форма массовых акций. То есть приведенные примеры подобны словам: "пикетное движение", "организаторы митинга". Право проводить митинги не монополизировала какая-либо группа лиц и слово "пикет" не предполагает само по себе, за или против чего выступают его участники. Поэтому в этой статье я не анализирую вопросов - похвальны или предосудительны цели, которые ставит перед собой "КМ" т.к. таких универсальных целей просто не существует. Точно так же бессмысленны дебаты по вопросу поддержки "движения "КМ" или оппозиции к нему - движения как такового не существует. Любой, кто считает, что "КМ" - подходящий инструмент для его целей, может организовать свою или примкнуть к существующей.

Наконец, канонической формы "КМ" никто не утверждал. Всякий может опираясь на опыт КМщиков изобрести и воплотить в реальность какую-либо другую форму массовой акции, которая будет чем-то лучше.

Теперь, когда мы знаем, что такое "КМ" попытаемся представить себе, как это выглядит на дороге. Рассмотрим три характерных размера "КМ": порядка 50 человек (малая), порядка 250 человек (средняя), порядка 1000 человек (большая).

Малая "КМ" вполне может двигаться по одной полосе движения. Считая, что на ней помещается три ряда байкеров получаем глубину колонны 15-20 машин. Стоя на перекрестке такая группа займет около 40 метров, а в движении растянется примерно на 100-150м. При скорости движения 15км/ч, типичных для таких акций она проходит перекресток за 30-50 секунд, т.е. в течение одного зеленого сигнала светофора. Что касается попутного транспорта, то при условии, что участники держатся в пределах одной полосы, неудобства для него будут минимальны.

Средняя "КМ" в принципе тоже может двигаться по одной полосе движения. Но добиться этого возможно только четкой организацией: инструктажем (вот тут атаманы и "засветятся") и выделением из состава участников "левофланговых". Их место - на левом фланге колонны, а роль - не допускать ее произвольного расползания более чем на одну полосу. Впрочем, при определенных обстоятельствах (например, если требуется быстро пересечь оживленный перекресток) - это вполне разумная мера. Но выезд на встречную полосу это в любом случае ЧП. При движении по одной полосе такая колонна займет порядка 500-750 метров, по двум (в семь рядов) - 200-300м., на перекрестке, соответственно 170 и 70 м. Для прохождения колонны через перекресток требуется от одной до пяти минут. Разрывая такую колонну на светофорах, мы получаем "пробку" для попутного транспорта, не разрывая - для пересекаемого. Последнее в такой ситуации - меньшее зло. Впрочем, попутчикам тоже мало не покажется: на полукилометровом участке улицы всегда найдется хоть один припаркованный автомобиль или иное препятствие, которое колонне придется объезжать и для прочего транспорта в лучшем случае останется всего одна полоса.

Большая "КМ" - это качественный скачок. Тут любительской организацией уже не обойдешься. Помощников атаману понадобится столько, что даже их действия он самолично координировать будет не в состоянии и придется назначать "десяцких", а возможно и "сотников". Кроме того, колонна будет слишком велика, чтобы обозреть ее и подать какой-либо сигнал, т.е. потребуется радиосвязь. Поскольку делать все это в рамках идеологии "КМ" нереально, то масса такого размера превращается в анархическое сборище, занимающее всю ширину дороги, блокирующее движение не менее чем на полчаса и с трудом сдерживаемое милицией от бесчинств. Или, вернее, милиция вынуждена будет активно вмешаться в этот праздник жизни, создав коридор из перекрытых улиц и рассеивая толпу. В лучшем случае для этого будет достаточно грамотной расстановки кордонов, в худшем - в ход пойдут резиновые дубинки и водометы. В любом случае, со следующего дня водители и власти будут смотреть на байкера как на потенциального врага народа, а если байкеров соберется в одном месте более трех - как на преступное сообщество.

Итак мы видим, что сборище такого рода уже не является "КМ", пробивающей себе дорогу в потоке машин, а превращается в самые натуральные массовые беспорядки. Впрочем, эту мрачную картину немного смягчает тот факт, что тысячу велосипедистов практически нереально собрать на рядовую "КМ". Поэтому даже там, где КМ вошла в традицию и утеряла даже зачатки организации, она, как правило, проходит без эксцессов.

Рассмотрим теперь правовой аспект организации "КМ". С точки зрения закона это во-первых массовая политическая акция, не согласованная с властями, во-вторых нарушение правил дорожного движения. Таким образом, человек, испытывающий пиитет перед всяким писаным законом, постановлением или инструкцией не может одобрить "КМ". Но, вместе с тем, следует признать, что малая "КМ" не создает ни опасности для общественного порядка ни трудностей дорожному движению ни существенного риска происшествий. Что до формальных нарушений ПДД, то их масштаб невелик. Конечно, ГИБДД может сказать, что есть и нарушение, и нарушитель, и "пострадавший" - например водитель, которого не пропустили по главной дороге. Вот только "страдания" его составляют величину скорее мнимую и при доброжелательном отношении со стороны "КМ" он, скорее будет смотреть на происшедшее как на одолжение со своей стороны, чем как на попрание своих прав.

Что касается средней "КМ", то, как мы видели, она создает существенные трудности в дорожном движении и требует известной организации и дисциплины участников. За неимением формальных лидеров эту нелегкую роль будет вынуждена взять на себя милиция, причем экспромтом. Естественно, что в таких обстоятельствах от нее трудно ожидать продуманных и взвешенных действий. Поэтому "КМ" среднего масштаба приобретает больше признаков массового действа, нуждающегося в опеке властей и меньше соответствия исходным целям.

"КМ" большого масштаба - это уже не "КМ". Это масса людей, не объединенных ни формальными структурами, ни общими целями, создающая пробки на дороге и неуправляемая. Несомненно, что все признаки массовой акции здесь налицо, а рассчитывать, что водитель, простоявший в пробке полчаса, преисполнится любовью к велосипедистам - просто смешно. Очевидно, что деятельное участие в организации такого действа составляет преступление не только по формальным признакам какой-то там статьи УК, но и по факту причинения существенного ущерба законным правам других граждан.

Взглянув на "КМ" с позиций члена гражданского общества мы не можем не признать, что акции такого рода являются ненасильственным политическим выступлением. С точки зрения гражданина, желающего изменения существующих порядков она - легитимное средство воздействия на власти. Но, в какую сторону предполагается изменять эти порядки? Как уже отмечалось "КМ" сама по себе несет минимум пропагандистской нагрузки - у всех ее участников общее только то, что они передвигаются на велосипедах. Опять мы видим достаточно четкую закономерность: в малой "КМ" люди знают друг друга лично, и можно ожидать, что имеют схожую программу. А в большой можно оказаться в компании байкеров - шовинистов, желающих пересадить всех в седла, а автомобиль ликвидировать как класс, панков, велонудистов, антиглобалистов, проповедников странных сект, гомосексуалистов, защитников окружающей среды, непризнанных творческих натур и прочих иже с ними. Я не имею ничего против этих групп, а некоторые даже поддерживаю, но в столь разношерстном сборище я бы участвовать не согласился. Выслушать и поддержать кого-либо по поводу конкретного предложения (если, конечно, я с ним согласен) - всегда пожалуйста, но изображать сочувствующего непонятно какому движению - увольте-с.

К этому вопросу близко подходит соображение о целесообразности "КМ". Что она представляет собой? Манифестацию, т.е. наглядное представление некоторой политической силы. Кто объект ее воздействия? В первую очередь участники дорожного движения и в меньшей степени местные власти, которые вынуждены разруливать проблемы, связанные с продвижением "КМ". Естественный набор проблем, для привлечения внимания к которым организуется "КМ" - отношение водителей к байкерам, велосипедная инфраструктура города, развитие общественного транспорта и защита городской окружающей среды от автомобильного загрязнения. Даже малая "КМ" поднимает перечисленные проблемы самим фактом своего существования. Но, как это не парадоксально, проезжая по городу в нормальном транспортном потоке, она охватывает своим агитационным воздействием большее число водителей, чем средняя или большая, ради продвижения которой приходится перекрывать улицы. По мере увеличения численности "КМ" все более превращается в демонстрацию, рассчитанную на органы власти и вызывает все большее раздражение у водителей и милиции.

Что касается собственной безопасности участника, то прослеживается та же нехитрая закономерность: в малой "КМ" он является всего лишь рядовым участником дорожного движения и подвергается небольшому риску - меньшему, чем велосипедист -одиночка. Рядом друзья, у которых, при надлежащей организации найдется и насос, и лейкопластырь и мобильный телефон, на случай если (тьфу-тьфу) понадобится "скорая" или байк потеряет способность двигаться своим ходом. А в большой возможны самые неприятные варианты развития событий, начиная от попадания в "обезьянник" за компанию с хулиганами и заканчивая вылазками террористов и массовой паникой.

Итак, всесторонне рассмотрев "критическую массу", мы видим, что у этой формы массовых акций есть некая величина, за которой "КМ" превращается из безвредного и во многих отношениях похвального явления в нечто противоположное и, безусловно, предосудительное. Означает ли это, что, не желая породить монстра, мы должны отринуть идею "КМ" вообще? Мой ответ - нет. Просто, развивая движение "КМ" устроители должны стремиться создать не одну большую толпу велосипедистов, а, вопреки обычной практике массовых мероприятий, разбивать ее на группы по декларируемым целям, принципу личного знакомства участников каждой группы, их географическому соседству и т.д. и направлять эти группы по разным маршрутам. По моим оценкам - двадцать человек - достаточная величина для такой группы. Благо, современная мобильная связь позволяет иметь и непрерывную связь между группами и команду быстрого реагирования, готовую оказать медицинскую и техническую помощь там, где она понадобится. В этом случае охват аудитории пропагандистским воздействием будет максимальным, а проблемы для городских властей и милиции - наименьшими. Если так уж необходимо собрать всех вместе - например для того, чтобы подать властям петицию, то это можно сделать в формате обыкновенного митинга со всеми подобающими атрибутами - разрешением, взаимодействием с силами правопорядка и т.д., а потом таким же порядком разъехаться. Действуя таким образом можно избежать проблем присущих современному движению "КМ" и превратить его в нечто более цивилизованное, чем предложения собраться толпой, заблокировать автомобилистов в пробках и веселиться. Возможно, такое движение изменит название. Но разве в названии дело?

Net Scorpion aka Дмитрий Александров
Киев, Украина
Photo[a]i.com.ua

Перепечатка этой статьи и размещение ссылок на нее разрешается и приветствуется. Просьба извещать автора о перепечатке статьи, а полемику вести на форуме "Велосипедизм" сайта velopiter.spb.ru


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015