ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Велопутешествие по льду Гренландии.
Переводчик: Виктор Сараев (aka vvsar на сайте клуба «Велопитер»)

Наша справка: Площадь Гренландии 2.175.000 кв. км. Только 16% территории свободны ото льда, оставшиеся 84% покрыты громадным ледником. 55.000 населения представлены 47.000 инуитами и 8.000 европейцами. Имеются регулярные авиарейсы из Кефлавика (Исландия) и Копенгагена. Как и Фарерские острова, Гренландия является частью Дании. Однако 1 мая 1979 года Гренландия стала автономной провинцией в составе Датского королевства. С того момента жители Гренландии пользуются правом решать свои внутренние дела. Система образования, налоги, социальная система, транспорт и торговля сильно изменились с тех пор. С 1 мая 1988 года жители Гренландии даже независимо распоряжаются своими природными ресурсами – однако датское государство имеет право вето. Правосудие, оборона и иностранные дела полностью контролируются Данией.

Велопутешествие по льду

Остров Гренландия – одно из самых экстремальных мест на земле, какое только можно выбрать для езды на велосипеде. Всего несколько часов назад температура в Копенгагене была +16C, а сейчас термометр показывает –47C ! Батареи электронного термометра ещё работают, а вот LCD-экран остаётся чёрным из-за мороза. Разница температур в 63 градуса… Говорят, что первая ночь в Арктике – самая тяжёлая…

Езда на велосипеде в Гренландии? Как это возможно в стране без дорожной сети? Во время моей первой велоэкспедиции по Южной Гренландии летом 1989 года это было настоящей проблемой. Казалось, что Гренландия – не самое подходящее место для велотуризма. Все пути сообщения – по воде. Приходится ехать по воде – замёрзшему морю зимой.

После двух с половиной лет подготовки, вторая гренландская экспедиция началась – вместе с моим другом Готфридом Дебове (Gottfried Debove). В феврале 1992 года мы стартовали в Упернавике (северо-западная Гренландия) и ехали вдоль берега от одной деревни к другой. Температура была настолько низкая, что местные жители (инуиты) остерегались работать настолько интенсивно, чтобы потеть. Причиной этому было то, что они носили одежду, сделанную из меха, которая не вентилировалась. В течение нашей экспедиции, условия гренландской зимы были настоящим вызовом для нашей одежды. Если мы ехали слишком быстро, мы становились мокрые от пота – а водяной пар в этих условиях опасен. Поскольку пар замерзал внутри одежды, мы могли быстро покрыться слоем льда и ужасно замерзали на остановках. Другой проблемой был недостаток кислорода при быстрой езде. Из-за низкой температуры мы были вынуждены ехать в масках, но воздух проходил через них медленно и они быстро покрывались льдом. Таким образом, наше путешествие по необходимости стало медленным и расслабляющим… Но у нас было время - с середины февраля до середины мая. Наш рекорд – 65 км за день. Да, ещё: тот, кто едет медленно, делает меньше ошибок и сберегает энергию, которую мы везли с собой в виде калорий… Наша диета состояла из 5.5 мегакалорий на человека в день, что эквивалентно 1.2 кг сухой пищи. Поскольку мы могли везти на байке пищи только на три недели, мы устроили склады. Много снаряжения и большую часть еды мы отправили кораблём в Упернавик и Уумманнак. Наши ящики хранились в обеих деревнях, и перед каждым этапом мы запасались едой и газом и оставляли отходы от предыдущего этапа. Это поразительно, что на самом деле можно съесть столько калорий в день! Но подготовить это – столько работы… Потребовалось время, чтобы найти лучшую смесь мюсли, испечь энергетические батончики и приготовить смесь фруктов и орехов. Но не только езда на велосипеде заставляла употреблять столько калорий. Прежде всего низкая температура требовала съедать 2 мегакалории дополнительно.

Разумеется, материалы, из которых сделан байк, должны были быть лучшего качества, поскольку неоткуда было ждать помощи среди льдов. Когда рубашки тросов ломаются без причины, смазка становится твёрдой, в топливе для печки образуется осадок, а ром в бутылке замерзает – тогда по-настоящему холодно. В таких ситуациях можно рассчитывать только на правильный материал – это может оказаться важным для выживания. Мы не могли испытать большинство материалов дома, поскольку температура в морозильниках достигает лишь –30 C. Таким образом, нам приходилось узнавать, что хорошо…

Те, кто считает, что на замёрзшем море не бывает острых кромок, будет удивлён. Осенью плиты льда смерзаются и образуют острые кромки. К счастью, у нас не было проколов все три месяца: во время подготовки мы практиковались в ремонте проколов, надев толстые перчатки – это невозможно! В тонких перчатках это можно, но тогда подвергаешся воздействию низких температур, особенно при ветре! Как-то я чистил печку лишь в тонких перчатках и оморозил шесть пальцев до черноты. Я был счастлив, что ткани смогли восстановиться за четыре недели, но с сильной болью.

Помимо езды, мы также совершали пешие прогулки, рыбачили, и имели интересные контакты с местными жителями. В течение зимнего тура, мы посещали только удалённые деревни, и местные нас часто приглашали пообедать. Нас даже приглашали на дни рождения детей как «особых гостей». Казалось, что местные получали достаточно поводов для разговоров до конца года, а мы имели возможность изучать их образ жизни. Люди очень дружелюбны, а для охотников такое гостеприимство может означать выживание, если расстояние между деревнями велико. Однако местные никогда не понимали, почему мы предпочитали жить в палатке и не поселялись в отапливаемых домах. Отапливаемые дома в наше время стали стандартом для инуитов. Нам было больно находиться в тепле домов столь долго и употреблять горячие чай, мясо или рыбу. Мы всегда были рады вернуться в сухой холод арктического воздуха. Мы настолько адаптировались к исключительно холодным температурам, что в тёплые периоды конца апреля при температуре –8 C ездили без рубашек…

Однако при температурах выше 10 C снег на льду становился липким, и вскоре, с 10 апреля (солнце больше на садилось) мы ехали с 2 часов ночи до 11 утра. Днём мы спали в спальных мешках (температура комфорта –45 C). Экспедиция завершилась полным успехом. Мы приобрели бесценный опыт и получили возможность восхититься красотой арктических ландшафтов. Немаловажно, что мы многое узнали о жизни и культуре эскимосов. Хотя сегодня у них есть ружья, газовые плиты и нейлоновые лески, они остаются единственными людьми, кто может выжить в экстремальном климате Арктики. Все отходы, которые мы собирали в течение всех трёх месяцев, мы отослали домой в коробке (80х40х60 см). Мы узнали многое и не хотели бы растерять опыт зачастую трудного планирования и езды на велосипеде в условиях экстремального холода. Да – мы хотим вернуться. Зимой, разумеется!

Переводчик: Виктор Сараев (aka vvsar на сайте клуба «Велопитер»)


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015