• Палатки с внешним каркасом — часть 2


    VORON

    pik99.jpg

     

    В первой части статьи мы рассмотрели конструктивные особенности палаток с внешним каркасом (иногда называемых «скандинавскими»), их достоинства и недостатки. Напомним, такие палатки отлично подходят для эксплуатации в тяжелых погодных условиях, однако при этом заметно тяжелее и дороже традиционных.

    Примеры конструкции

    Здесь мы не претендуем на полноту описания всех возможных разновидностей палаток с внешним каркасом (например, типа «шатёр») — расскажем о наиболее часто используемых вариантах, имеющих свои характерные особенности.

     

    Виды геометрии палаток и их особенности были ранее описаны в нашей статье про палатки для велотуризма.

     

    Полусферы и их разновидности

    image05.jpg

     

    Классические полусферы с внутренними дугами можно без сомнений назвать самыми популярными палатками среди туристов всего мира, они выпускаются в самых разных вариантах конструкции. Но большинство моделей классических полусфер относятся к трекинговым палаткам — средним во всех смыслах, умеренно прочным и достаточно легким. Такие палатки подходят для нужд большинства туристов, что и объясняет их популярность.

     

    В исполнении же с внешними дугами типичная полусфера — это тяжелая, прочная и очень устойчивая палатка для походов по горной местности, намного более ветро- и снегостойкая, чем классические привычные всем трекинговые полусферы.

     

    Зачастую такие палатки имеют 3 дуги полной длины — таким образом, тамбур растягивается отдельной дугой и не требует наличия колышков (по земле проходит система шнуров, позволяющих каркасу держать форму даже без установленной внутренней палатки). Такая палатка является полностью самонесущей и одинаково легко ставится как на обычной почве, так и на льду, снегу и камнях.

     

    image26.jpgОтметим, что в ветреную погоду нормальное закрепление палатки колышками и оттяжками необходимо в любом случае. Современные палатки не предназначены для «работы» в сильный ветер без оттяжек, и немалая часть поломок происходит из-за пренебрежения этим правилом.

     

    Платой за прочность и удобство установки выступает большой вес: такие палатки примерно на килограмм тяжелее обычных трекинговых полусфер. Типичные двухместные палатки с 3 дугами начинаются от 3 кг (здесь и далее имеется в виду полный вес палатки в заводской комплектации), трехместные — от 3,7 кг. Существует даже одноместная палатка такой конструкции весом 2,4 кг (на фото справа). И всё это с использованием ткани тента плотностью 20–30D, то есть весьма и весьма легкой.

     

    Можно сказать, что такие палатки предназначены для действительно сложных погодных условий, наблюдающихся только в горах, а в лесной зоне их прочность избыточна. Для наиболее суровых условий (когда от палатки зависит выживание обитателей) выпускаются еще более тяжелые и прочные модели.

     

    image21.jpgТакже распространены полусферы с 2 дугами (иногда с коромыслом, увеличивающим ширину палатки в верхней части), которые легче моделей с 3 полными дугами примерно на 500–800 грамм и ближе по своим свойствам к традиционным трекинговым палаткам. Такие палатки уже требуют как минимум пару колышков для растягивания тамбуров.

     

    Полусферы с внешними дугами бывают и в сверхлегком исполнении с массой, начинающейся от 1700 грамм для двухместных моделей и вплоть до таких рекордов облегчения, как 2500 грамм у трехместной полусферы с 3 дугами. Разумеется, здесь не идет речи о выдающейся долговечности и просторности подобной палатки — всё подчинено малому весу, включая количество места для поклажи. Нередко такие палатки относятся к 3-сезонным и имеют упрощенную вентиляцию с большими сетчатыми окнами и зазорами между тентом и землей.

     

    Также к разновидностям полусфер можно условно отнести геодезические модели с 4 и более дугами, отличающиеся чрезвычайной прочностью и запредельным весом. Эти палатки предназначены сугубо для экстремальных погодных условий с ураганными ветрами и далеко выходят за рамки нашей статьи.


    В отличие от классических палаток, среди моделей с внешними дугами полусферы не держат уверенное первенство по популярности среди туристов. Что, в общем, вполне объяснимо, учитывая их немалый вес и избыточную для многих прочность. Вот как распределяется интерес клиентов к различным видам палаток у законодателя мод в этом классе, компании Hilleberg:

    image00.png

     

     — большие полубочки

     — малые полубочки

     — полубочки на 1 дуге

     — полусферы

     — геодезические палатки

     

    (На основании числа просмотров роликов с установкой различных моделей палаток на канале Youtube.)

    Почему так много полубочек?

    Поскольку конструкция с внешним каркасом хронически страдает от лишнего веса, один из способов облегчить палатку без снижения прочности, долговечности и обитаемости — отказаться от самонесущей конструкции, сделав такую палатку на основе полубочки. Интересно, что среди традиционных палаток полубочки почти не встречаются, тогда как с внешними дугами они очень популярны (как минимум, не уступают полусферам).

     

    image20.jpg

     

    Такие палатки характеризуются хорошим сочетанием веса, прочности и внутреннего объема. Однако ради этого пришлось пожертвовать возможностью легкой установки там, где нельзя использовать обычные колышки. Владельцу такой палатки придется использовать специальные снежные или скальные колышки, а при стоянке на камнях — укреплять углы палатки подручными тяжелыми предметами.

     

    image27.jpgВашему вниманию предлагается реальный опыт использования снежных колышков длиной 30 см (масса каждого — 50 грамм) в жестком снегу глубиной сантиметров 5. Сложность в том, что земля под снегом смерзлась, и обычный колышек вбивать жалко, можно погнуть. Проблема решилась так: снежный колышек с веревочкой и карабинчиком кладется плашмя, на него набрасывается горка снега со всей округи, затем надо аккуратно попрыгать сверху — держит! А когда к утру снег заледенел, колышки оказалось не так уж просто извлечь (качественно вмёрзшие колышки проще всего извлекать лопатой). Еще снежные колышки в летнее время удобно использовать на рыхлом песке, а на скалах их можно приваливать горкой камней или расклинивать в складках местности.

     

    Распространенное заблуждение гласит, что полубочки требуют много колышков для установки. На самом деле, чтобы палатка уверенно стояла, достаточно всего четырех колышков, сильно (это важно) натягивающих тент с торцов. (Впрочем, палатка кое-как стоит и с 2 колышками, примерно как традиционная полусфера без колышков.) В отличие от ряда легких конструкций палаток, тут не нужна целая система оттяжек, чтобы тент не ложился на внутреннюю палатку — сверх четырех основных, дополнительные колышки и оттяжки устанавливаются по желанию владельца, в зависимости от погоды. 

     

    Полубочки превосходно противостоят ветру, дующему с торцов. Боковой ветер эти палатки переносят хуже полусфер с 3 дугами (примерно на уровне обычных трекинговых палаток) и требуют использования оттяжек. С ними такая палатка может выдержать штормовой ветер, а компактные прочные модели — даже ураганный (более 33 м/с), тогда как трекинговые палатки даже с оттяжками нередко ломаются при 20–22 м/с. Однако полубочки плохо переносят статическую нагрузку от выпавшего мокрого снега — нарастает «шапка», которая норовит продавить палатку.

    Малые полубочки (с 1 тамбуром)

    image06.jpgРазновидность малых полубочек (с 2–3 дугами) имеет один довольно просторный тамбур с вертикальной торцевой стенкой, а задняя часть палатки снижается к торцу до нуля. Дно палатки сужается к ногам. Такие палатки достаточно приземистые, спартанские и больше рассчитаны на ночлег после ходового дня, нежели на непрерывное проживание в них. Однако бывают и достаточно тяжелые модели, отличающиеся высокой прочностью, живучестью и неплохим комфортом. С малыми полубочками идет до 22 колышков и до 8 сдвоенных оттяжек.

     

    Легкие двухместные полубочки с 2 дугами и стандартным тамбуром (без отдельной дуги) весят приблизительно 1,8–2,5 кг, трехместные — 2–2,8 кг. Более крупные и живучие модели будут потяжелее на полкило–килограмм. Для достаточного простора малую полубочку лучше брать «на размер больше». Наличие сверхразмерного тамбура на отдельной дуге увеличивает массу палатки на 300–1000 грамм, и при этом длина палатки будет превышать 4 метра. Впрочем, даже стандартный тамбур весьма просторен (намного больше тамбура у типичной полусферы — свободно вмещает сидящего взрослого человека), хорошо защищает багаж и вход от дождя и вмещает вещи для двоих человек.

    image13.jpg

     

    К малым полубочкам также можно отнести одноместные (редко — полуторные) конструкции на одной дуге, где торцы палатки поддерживаются с помощью растяжек. Они имеют боковой тамбур, весят в пределах 1–2 кг и популярны среди тех, кому нужна предельно легкая одноместная палатка всесезонного класса.

     

    Большие полубочки (с 2 тамбурами)

    У малых полубочек есть две характерные проблемы: во-первых, в задней части потолок палатки круто снижается, пол сужается (например, со 160 до 115 см у трехместной модели), и внутренний объем оказывается маловат для номинального числа обитателей. Во-вторых, такие палатки имеют только один тамбур, что плохо влияет на удобство входа-выхода, складирования багажа и качество вентиляции.

     

    image14.jpg

     

    Эти проблемы решены у больших полубочек, имеющих 3–4 дуги, два тамбура в торцах и солидную длину — от 4 метров. У этих палаток высота потолка приблизительно постоянна на всем протяжении, внутреннего простора хватает с лихвой, есть две отвесные торцевые стенки (вместо одной у малых полубочек), а пространства для складирования вещей минимум в 2 раза больше. Можно один тамбур полностью забить вещами, а другой — отвести под вход-выход или вообще убрать для лучшей вентиляции в жару.

     

    Интересно, что и малые, и большие полубочки устанавливаются одинаково на своих 4 колышках, разница только в количестве дуг, которые надо установить в карманы на тенте. Разумеется, в ветреную погоду чем больше палатка, тем лучше ее надо укреплять.

     

    Часто большие полубочки оснащены еще и сверхразмерным тамбуром на 4-й дуге — таким образом, длина палатки достигает 5,5 метров, а пространство для складирования багажа (или готовки в тамбуре) становится просто огромным.

     

    Конечно, большие размеры не проходят бесследно для массы: модели со стандартными тамбурами начинаются от 3 кг (двухместные), однако большинство больших полубочек выпускаются с увеличенным тамбуром и весят много: от 3,7 кг начинаются двухместки, и далее каждое следующее место прибавляет минимум по 400 грамм. Самые крупные и прочные четырехместные модели могут весить до 6 кг.

     

    image24.jpg

     

    Кому нужны такие тяжелые и большие палатки? Зачастую они используются в качестве базового лагеря в высокогорье (например, на Эвересте) и в таких регионах мира, как Антарктика и Заполярье. Хотя палатки с геодезической геометрией прочнее, тяжелые полубочки с использованием двойных дуг и множества оттяжек (обычно с палаткой такого класса идет до 22 колышков и до 10 сдвоенных оттяжек) намного просторнее и, по всей видимости, уверенно противостоят самым сильным ветрам.

     

    С другой стороны, модели полегче (весом 3–4 кг) вполне могут использоваться в качестве особо просторных, теплых и прочных семейных или общественных палаток. Благодаря вертикальным торцевым стенкам, внутренний объем таких палаток и их тамбуров просто несравним с классическими полусферами.

    Полубочки с хребтом

    image10.jpgЭти палатки выпускаются фирмой Vaude и призваны добиться сочетания просторности полубочки с самонесущей конструкцией полусферы. В отличие от всех ранее рассмотренных палаток, здесь используются не отдельные полные дуги, а единая Ж-образная конструкция каркаса. Хотя она придает возможность установки без колышков, наличие муфт-соединителей, теоретически, может снижать прочность каркаса при экстремальных погодных условиях. Возможность установки на двойном каркасе здесь отсутствует.

     

    Особенность такой конструкции — когда палатка расстелена на земле, каркас не продевается в карманы на тенте, а устанавливается сверху на палатку, почти как у традиционных моделей. Далее тент крепится к каркасу оригинальным образом — с помощью крючков и эластичного шнура. По опыту, крепить тент таким образом довольно просто и удобно (хоть и непривычно) — на установку всей палатки тратится столько же времени, как на установку внутренней палатки у классической конструкции. По идее, такой способ крепления должен снизить парусность палатки, но с другой стороны, эластичный силовой шнур — это явная уязвимая часть конструкции.

     

    В целом, полубочки с хребтом менее просторны, чем обычные полубочки. У них сечение жилой части ближе к треугольнику, чем к полукругу (но иногда в верхней точке каркаса добавляют поперечное «коромысло» для увеличения просторности), нет вертикальных торцевых стенок, а тамбуры заметно меньше по объему. Немаловажно, что по бокам есть большие площади тента без поддержки дугами. В отличие от обычных полубочек, здесь следует использовать оттяжки, чтобы тент не ложился на внутреннюю палатку. Печальный опыт автора показывает, что оттяжка посреди большого полотнища ткани (обычно оттяжки стараются ставить как минимум на шов, а лучше — на дугу) может быть вырвана вместе с солидным куском тента.

     

    При определенных недостатках полубочек с хребтом, они мало отличаются по весу от обычных полубочек (за счет меньшей просторности), заметно легче полусфер с 3 дугами и, что важно для многих, являются самонесущими.

    Палатки Y-образной конструкции

    image08.jpgТакие палатки с внешними дугами тоже выпускаются фирмой Vaude, и фактически они представляют собой «половинки» от полубочек с хребтом. Передняя часть у них практически такая же, а задняя — плавно опускается до земли. Интересно, что здесь используется не подвеска тента под каркасом на шнуре, а внешние или даже внутренние карманы для дуг.

     

    Автор использовал Y-образную палатку (с традиционным расположением дуг) в 2013–2015 годах. Можно засвидетельствовать, что подобные модели менее удобны, чем полубочки с 1 тамбуром. Они требуют нескольких оттяжек, чтобы тент не ложился на палатку, часто отсутствует удобная вертикальная лицевая стенка (она же дверь), тамбур достаточно низкий и маленький.

     

    Такие палатки больше подходят для летних ПВД с минимумом снаряжения, а для длительных и зимних походов они менее удобны. С другой стороны, такие палатки весьма легкие и могут быть самонесущими.

     

    Заключение

     

    image28.jpg

     

    В этой статье мы рассказали об основных особенностях палаток с внешними дугами, их разновидностях, достоинствах и недостатках. Автор остался очень доволен двумя своими полубочками, особенно в части простоты установки и сборки, наличия места для поклажи и достигаемой защиты от непогоды. Очень важно, что установка и сборка палатки перестали доставлять какие-либо неудобства в дождь, ветер и мороз — достаточно вспомнить борьбу с тентом в сильный ветер или немеющие руки, когда приходится разбирать обледеневшую палатку поутру.

     

    Как оказалось, качественную полубочку устанавливать даже легче, чем формально самонесущую сверхлегкую палатку, которая, однако, требовала несколько оттяжек для того, чтобы тент не ложился на палатку. Здесь же достаточно всего 4 колышков, которые в велотуризме могут быть заменены лежащими велосипедами либо подручными тяжелыми предметами. Конечно, если обычные колышки использовать нельзя, то установка палатки заставляет задуматься об использовании специальных колышков для снега или каменистого грунта.

     

    К сожалению, по сочетанию массы и стоимости палатки с внешним каркасом сильно проигрывают традиционным. Особенно это относится к импортным палаткам, стоимость которых обычно начинается от 500 долларов и легко переваливает за 1000. Кроме того, покупатель зачастую вынужден выбирать между не самонесущими полубочками и избыточно тяжелыми и прочными полусферами. Увы, даже с неограниченным бюджетом выбор подходящей палатки — это всегда компромисс.

     

    image22.jpgНужна ли палатка с внешним каркасом обычному туристу? На взгляд автора, такая палатка пригодится в походах «повышенной сложности», то есть по регионам с заведомо дождливым и холодным климатом, а также с ночевками на открытых пространствах или хотя бы в небольших горах. Во всех этих случаях есть риск попасть на такие погодные условия, когда обычная трекинговая палатка если и не будет повреждена, то доставит немало неприятных минут при установке и сборке. 

     

    Отдельно хочется сказать про зимние походы — легкость установки-сборки в рукавицах и (в ряде случаев) защиту дуг от смерзания нельзя переоценить. Разумеется, это в первую очередь относится к полусферам на 3 дугах, которые словно созданы для зимы, с их легкой установкой без колышков. Полубочки зимой требуют использования специальных «снежных» колышков (либо лыж и палок в случае лыжных походов).

     

    С другой стороны, для простых походов по лесной зоне палатки с внешними дугами, особенно полусферы, — это повод серьезно задуматься над тем, так ли много вы приобретаете по сравнению с обычными моделями. Тут уже могут быть важны такие недостатки, как заметно больший вес таких палаток по сравнению с трекинговыми, а уж про стоимость импортных моделей мы промолчим. Впрочем, самые передовые технологии палаткостроения имеют свою цену.

     

    Надеемся, что эта статья даст читателям полезную информацию и поможет в выборе своей палатки.

     

    forum.gif

    © 2017 Владимир Горбунов (VORON)

    Фото из архива автора и фирм-производителей: 
    Hilleberg, Fjallraven и Vaude, а также сообщества Wikipedia