• Велопоходы под дождём — часть 1


    VORON

    pik99.jpg

     

     

    image02.jpg

    Введение

    В жизни каждого велотуриста случается момент, когда он попадает под затяжной ливень, длящийся дни напролет. Автор вспоминает, как он сам в начале туристической карьеры с волнением думал: а что будет, если весь поход будет лить дождь? К счастью, подобный опыт (11 дождливых дней, включая 2 штормовых, из 15) довелось получить лишь гораздо позже, будучи уже полностью готовым к этому.

     

    Попасть под дождь в велопоходе — всегда более серьезное испытание, чем промокнуть в обычной покатушке. Вечером вас не ждут горячий душ, стиральная машина и теплая постель, а утром вам понадобится заново надевать велоформу и садиться в седло. Кроме того, вы никогда не знаете заранее, какая погода ждет вас в середине-конце многодневного похода, тогда как в покатушках и ПВД прогноз всегда известен достаточно точно. Поэтому перед выходом в многодневный поход нужно быть готовым к любым возможным погодным условиям, чтобы не испортить себе отпуск из-за погодных неурядиц.

    image24.jpg

    Так вышло, что за 10 лет походной жизни у автора был всего один многодневный поход, в котором обошлось без борьбы с непогодой, а общее число дождливых дней в походах исчисляется десятками. Даже в Крыму и Армении безупречно жаркие дни неожиданно сменялись резкими похолоданиями до 0 градусов с продолжительными ливнями. Поэтому гарантировать отсутствие дождей в многодневном походе вам не сможет никто.

     

    Не претендуя на единственно верную точку зрения по этому вопросу, автор надеется, что его опыт поможет другим велотуристам сделать свои походы легче и приятнее. Речь здесь пойдет про сравнительно несложные походы, без штурма серьезных гор. В таких походах не бывает тропических ливней, перевалы не несут риска для жизни, но зато возможны затяжные дожди в сочетании с низкой температурой и иногда — сильными ветрами. Такое сочетание безобидно, когда вы сидите дома или едете на транспорте, однако для велосипедиста оно может представлять серьезную неприятность, особенно если не знать, как с ним бороться.

     

    Разумеется, предлагаемые советы — не догма, и может легко оказаться, что лично вам удобнее действовать ровно противоположным образом. Будем рады, если вы в таком случае поделитесь своим опытом в обсуждении этой статьи на форуме.

    Общие размышления о борьбе с дождем

    image06.jpg

    Даже самый опытный турист не сможет бороться с непогодой без соответствующей экипировки. Туристская мудрость говорит: «Не бывает плохой погоды, бывает плохое снаряжение». Поэтому никогда не помешает потратить время и деньги на подбор такого набора экипировки, который идеально подходил бы под его стиль походов.

     

    Даже на самую лучшую подготовку к непогоде всегда найдется еще более жуткий погодный катаклизм. Поэтому не надо забывать, что поход — это отдых и развлечение, в конце концов. Если вы чувствуете, что больше не можете терпеть, то остановитесь лагерем, сделайте дневку, подкиньтесь на транспорте, переночуйте под крышей или в отеле, в конце концов. В следующий раз вы будете лучше подготовлены и сможете преодолеть больше.

     

    Также для борьбы с непогодой очень важен настрой, невозможный без хорошей группы. Конечно, невозможно предугадать заранее все варианты, но все же желательно ходить в походы в группах, примерно равных по уровню подготовки и снаряжения. Если вы окажетесь в гораздо более сильной или оснащенной группе, то поход может стать для вас гораздо тяжелее, чем ожидалось изначально.

     

    Важно понимать, что любое, даже самое лучшее снаряжение не сделает езду под дождем приятной и сравнимой с сидением дома у камина с кружкой горячего чая. В любом случае, дождь — это неприятность, неизбежная, но преодолимая. Надеемся, что после прочтения этой статьи будет легче преодолевать эту неприятность с наименьшими потерями для сил, настроения и ощущения комфорта.

    Одежда для дождя

    ВНИМАНИЕ!

    Ходовую одежду настоятельно не рекомендуется использовать для сна. Спать желательно в отдельном комплекте одежды (например, в длинном термобелье с теплыми носками), который сохранять сухим до последней возможности.

    Одежда — верх (дождезащитная)

    image21.jpg

    В самом начале отметим, что при выборе подходящего набора ходовой одежды нужно учитывать сразу много факторов: погодные условия, темп движения, сложность дороги, индивидуальные физиологические особенности. Одежда для езды на велосипеде (в частности, ее верхняя половина) не должна быть слишком теплой: при активной езде вам должно быть не жарко и не холодно (это значит, что на стоянке вам будет зябко). Одеться слишком тепло для езды — распространенная ошибка, которая приводит к тому, что велосипедист промокает изнутри не хуже, чем от дождя.

     

    Одежда с защитой от дождя — это, наверно, самая затратная часть обсуждаемой экипировки. Сразу скажем, что надо избегать одежды из заведомо «не дышащей» ткани. Такую легко узнать по самой низкой цене. Помните, что езда на велосипеде сильно разогревает вас — в такой одежде вы будете мокрыми от собственного пота, а некачественная ткань вскоре может начать протекать (возникает парадокс — ткань и блокирует воздух, и протекает одновременно). Важное правило: одежда для езды на велосипеде должна «дышать», в противном случае толку от нее мало. Помните, что современные высокотехнологичные материалы допускают более активную езду, но законы физики они не могут отменить: слишком тепло одетый велосипедист будет интенсивно потеть.

     

    При возможности, стоит смотреть на специальные куртки для велосипедистов, отличающиеся более подходящим для нашего брата кроем с удлиненной спиной и рукавами, заточенными под положение рук на руле. Куртка для езды не должна иметь утепления — вместо этого в холодные дни будут использоваться дополнительные слои одежды.  Для этого обратите внимание, чтобы куртка не была обтягивающей (что встречается у велокурток). В отличие от горнолыжников, велосипедисты редко используют толстую утепленную одежду, кроме случаев сильных морозов, — она сохнет гораздо дольше и не годится для езды в плюсовую температуру. Для комфорта при ношении желательно, чтобы куртка прилегала к телу не голой тканью, а имела сетчатую подкладку (тканевая подкладка может оказаться слишком теплой).

     

    Куртка-ветровка для велотуризма обязательно должна быть оснащена капюшоном, который будет использоваться на стоянках под дождем и, в крайнем случае, при особенно плохой погоде, — при езде. Для этого лучше всего подходит небольшой капюшон без козырька и прочих «наворотов», который можно надеть под шлем с тем, чтобы максимальная площадь головы была закрыта от дождя и ветра. Надевать капюшон поверх шлема — в общем, не имеет смысла, поскольку при движении он не дает практически никакой защиты, весь дождь залетает под капюшон спереди.

    image10.jpg
    Фото Пик-99

    Из наиболее дешевых, но относительно эффективных вариантов можно назвать велосипедные дождевики из «клеенчатой» ткани с полиуретановым покрытием, оставляющие большие прорези по бокам, за счет чего велосипедист не преет изнутри, в отличие от обычных дождевиков. Недостатки у них тоже есть: такой дождевик неудобно носить при езде, он плохо работает на стоянке (промокают руки и бока) и чрезвычайно парусит. Против сильного ветра ехать в таком дождевике практически невозможно. Но за свои деньги — вполне вариант.

     

    Далее идут непромокаемые туристические куртки-ветровки среднего ценового диапазона. Сделаны они из безвестных мембранных тканей, обычно с названием «что-то там-текс», у каждого производителя свое название (иногда названия вообще нет, просто «мембрана»). Такие куртки поначалу очень неплохи, они «дышат» и не промокают, однако после нескольких стирок они переводятся в разряд безбожно протекающих. В качестве начального варианта такие куртки вполне подойдут, однако не стоит ждать от них долговечности.

     

    image20.jpgВпрочем, иногда находятся удачные модели, которые качественно служат в течение длительного времени. При покупке куртки среднего ценового диапазона очень важно изучить отзывы людей, использовавших такую куртку хотя бы пару сезонов, либо заранее приготовиться покупать новую через 1–2 года. Специальные пропитки могут восстановить водоотталкивающие свойства ткани на какое-то время, но изношенную мембрану они не сделают новой.

     

    Наиболее долго сохраняют свои качества куртки из мембранных тканей eVent и Gore-Tex — эти материалы практически гарантируют в течение как минимум нескольких лет, что вроде бы раньше не протекавшая куртка не сделает вас однажды мокрым насквозь. В то же самое время, мембранная ткань достаточно хорошо дышит и не создает эффекта «парилки». К сожалению, такие ткани — самые дорогие, стоимость куртки из Gore-Tex начинается от 150 долларов, а хватит ее года на 4 при условии стирки специальным средством для мембранных тканей.

     

    В любом случае, непосредственно перед отправкой в многодневный поход стоит испытать куртку «в боевых условиях» — нередко бывает, что нормально работавшие в прошлом сезоне вещи после зимы начинают совершенно безбожно протекать. Это лучше обнаружить до старта похода, чем непосредственно на маршруте.

    Одежда — верх (ветрозащитная)

    Дождезащитная куртка — это неотъемлемый, но не единственный элемент защиты туловища от непогоды. Поскольку в дождливую погоду нередко падает температура и поднимается холодный ветер, нельзя забывать про защиту от ветра и холода. Легкая куртка-ветровка такую защиту не предоставляет — она слишком тонкая и «холодная» для этого (если ваша ветровка — теплая, значит, вы что-то сделали неправильно). Для комфорта в холодную и ветреную погоду вам потребуются элементы одежды из ветрозащитной ткани.

     

    ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:

    Здесь и далее понятия «ветрозащитная ткань» и «виндстоппер» стоит считать тождественными. Выпускается немало таких материалов: Gore Windstopper, Polartec Windbloc и другие ткани со словом Wind в названии (и не только). Определить такую ткань очень легко — она мягкая и шуршит при сминании. По-научному такие ткани называются «softshell», в противовес тканям «hardshell» (в просторечии — «мембранная ткань»), предназначенным для защиты от воды.

     

    Ткани «softshell» разных производителей работают примерно одинаково хорошо (греют и защищают от ветра даже в мокром виде), отличаются хорошей долговечностью и разумной ценой. Пока ткань новая, у нее работает водоотталкивающая пропитка. Автор считает эти ткани лучшим, что придумано для езды в прохладную погоду, если не требуется защита от дождя.


    image16.jpgВНИМАНИЕ!
    Не используйте обычный флис (не шуршащий при сминании) для защиты от ветра и дождя! Он предназначен только для утепления, средним слоем. В холодную дождливую погоду флисовая ткань «исчезает», если она не покрыта сверху водо- или ветрозащитной тканью. Например, если ехать в флисовом костюме под холодным ветром, вы будете мерзнуть так же, как если бы ехали голышом.

     

    За защиту верхней части туловища от ветра и холода у велотуриста могут отвечать:

    • Ветрозащитная полоска на уши — универсальный вариант, используется при температурах в районе +10 °С и примерно до 0°С.
    • Ветрозащитный подшлемник — больше подходит для зимних поездок (ниже 0°С), но может пригодиться и в случае очень холодного лета (например, при заморозках в горах).
    • Ветрозащитные перчатки. Они будут сохранять тепло и в мокром виде, чего нельзя сказать о других материалах, особенно о флисе.

    Автор однажды по ошибке взял теплые флисовые перчатки вместо ветрозащитных — закончилось это стаскиванием их зубами (руки уже не слушались от холода) и выжиманием немалого количества воды в тамбуре электрички. 

    • Ветрозащитная куртка — хорошо сохраняет тепло и полезна в преддождевую погоду, а также под моросящим дождиком, позволяя в любой момент надеть сверху куртку-дождевик. В принципе, ветрозащитная куртка — превосходный вариант для езды в любую плюсовую температуру, если нет дождя.
    • Ветрозащитная жилетка — быстрый способ утеплиться при нахождении на стоянке.

    Одежда — низ

    image25.jpg
    Фото Кати Костюхиной

    Нижняя часть велотуристической одежды решает ключевую задачу — защищает ваши колени от холода. Именно по этой причине при езде в дождь крайне нежелательно носить шорты и различные «треники», за исключением случаев совсем уж жаркой погоды. Дело в том, что мокрые коленки интенсивно охлаждаются (плюс в дождь обычно холоднее и без этого), что вредит суставам вплоть до полной невозможности крутить педали наутро. В крайнем случае, если вы едете в теплую погоду и не хотите переодевать штаны посреди дня, вам помогут наколенники из тянущейся ткани, которые неплохо сохраняют тепло.

     

    Можно сказать, что один из лучших вариантов для езды под дождем — это обтягивающие «зимние» велоштаны из ветрозащитной ткани. Как правило, у таких штанов есть лямки, что для туристов не очень удобно, но терпимо. Несмотря на то, что формально эти штаны промокают, за счет обтягивания это не создает ни малейших неудобств для ездока, а ветрозащитная ткань хорошо согревает даже в мокром виде. В зависимости от доли ветрозащитной ткани в конструкции (часто низ голеней и заднюю часть штанов делают из обычной синтетики) эти штаны могут быть «холоднее» или «теплее», что надо учитывать при выборе.

     

    Существуют различные мнения насчет применимости для езды на велосипеде водостойких штанов из мембранной ткани типа «hardshell». С одной стороны, на велосипедные штаны приходятся гораздо большие нагрузки, чем у туристов-пешеходов — непрерывное сминание, трение о седло, потоки грязи из-под колес. Из-за нестандартных нагрузок даже дорогая мембрана на штанах протянет сравнительно недолго. Вдобавок, ткань типа «hardshell» менее теплая (в холодную ветреную погоду нужно термобелье), хуже растягивается и больше стесняет движения, чем виндстоппер. Когда штаны начинают промокать с течением лет, их остается только списать на дачу.

     

    image27.jpg


    Фото Пик-99

    С другой стороны, многие велосипедисты любят непромокаемые мембранные штаны, поскольку они, по крайней мере в новом виде, в дождь сохраняют ноги действительно сухими. Проблема мокрых виндстопперных штанов в том, что при остановке на привал они практически перестают греть (особенно в холодную ветреную погоду), и их побыстрее хочется сменить. Тогда как с сухими ногами можно сразу переходить к работе в лагере, не переодеваясь. Окончательный выбор остается за читателем — возможно, идеальным вариантом будет иметь оба вида штанов и применять их по ситуации.

     

    Любимые многими начинающими велосипедистами джинсы — это вообще худшая одежда для велосипеда из всей придуманной человеком. Помимо прочих недостатков, в дождь джинсы промокают насквозь за несколько минут, а вот сохнуть они могут часами, всё это время охлаждая колени и шлёпая по голеням.

     

    Велообувь для дождя выбрать достаточно просто, стоит лишь смириться с тем, что у вас будут мокрые ноги. Да, независимо от качества ботинок, избежать промокания обуви при затяжном дожде практически нереально. Конечно, ботинки из гортекса наподобие Shimano MT91 (они же XM9) держатся гораздо дольше, но и они к концу дня промокают от езды по лужам и затекающей сверху воды. Такие ботинки очень хороши для походов, где заведомо ожидается холодная мокрая погода, а для обычных летних походов они избыточны. При нежелании тратить солидную сумму на обувь подойдут и обычные летние велоботинки.

     

    Кстати, даже если вы не используете контактные педали, туристическая велосипедная обувь для езды все равно предпочтительнее за счет жесткой подошвы — длительная интенсивная езда в мягкой обуви ведет к заболеваниям стоп. Ходить в такой велообуви почти так же удобно, как в обычной.

     

    Определенную защиту от дождя и дополнительное утепление дают специальные велосипедные бахилы, однако их ресурс не так велик, особенно если ходить в них по асфальту или, того хуже, лазать по болотам и буреломам.

    image14.jpg

     

    На случай чрезвычайно плохой погоды можно брать с собой неопреновые или мембранные носки. Если неопреновые носки не влезают в ваши ботинки, то надо просто достать стельки. Неопрен известен тем, что он греет в мокром виде, и если вам придется ехать весь день под дождем при околонулевой температуре, такие носки могут помочь. Хотя основная их задача — греть ноги в ледяных бродах.

     

    Однажды в особо холодную и мокрую погоду мы надели неопреновые носки с мокрыми уже пару дней ботинками и залили в них по стакану горячей воды, чтобы ноги не окоченели еще до начала движения.

     

    Подводя итог, можно привести оптимальный список дождевой одежды для температур от 0 до 20 °С:

    • Ветрозащитная полоска на уши — от 0 до +10 °С.
    • Легкая мембранная куртка-штормовка (желательно, из Gore-Tex или eVent).
    • Более теплая ветрозащитная куртка или жилет.
    • Ветрозащитные (или как вариант — мембранные) перчатки.
    • Ветрозащитные обтягивающие велоштаны.
    • Непромокаемые мембранные штаны при желании ехать под дождем с сухими ногами и/или для нахождения в лагере. Сугубо для лагеря можно взять самые дешевые непромокаемые штаны.
    • Термоноски — ниже +10°С.
    • Термобелье верх/низ — ниже +10°С.
    • Велоботинки с Gore-Tex — ниже +10 °С.

    Снаряжение

    Оснащение велосипеда

    image01.jpg

    Оборудованный соответствующим образом велосипед — это достаточно важная часть экипировки, поскольку от оснащения велосипеда крыльями будет зависеть, сколько воды будет лететь на вас с дороги.

     

    В первую очередь, надо заметить, что в велотуризме защита ездока от воды и грязи важнее, чем в  покатушках, где всегда можно подобрать более хорошую погоду или дорогу почище. Вода с переднего колеса заливает ноги, лицо и туловище, причем немалая часть брызг прилетает в лицо снизу, между рулем и вашим туловищем. Грязь с заднего колеса, в первую очередь, заливает велорюкзак изнутри, плюс может забрызгивать спину.

     

    Приспособлений для защиты от воды придумано немало, и различаются они по сочетанию степени защиты и удобства в эксплуатации и транспортировке. Минимально-приемлемый набор — это быстросъемное крыло спереди и простейшее пластиковое крыло сзади (на фото справа). Такой набор защитит вас от воды выше колена, чего обычно вполне достаточно. С жесткой вилкой можно поставить щиток на раму вместо переднего крыла (на фото слева) — он неплохо защитит вас на небольших скоростях. Если у вас амортизационная вилка, то быстросъемное крыло можно заменить тряпочкой, закрывающей отверстие между короной и гориллой, в сочетании с щитком на раме.  Такой набор прослужит вам очень долго, тогда как быстросъемное крыло рано или поздно ломается.

     

    image15.jpgЖелание защитить ноги целиком приведет вас к полным крыльям с брызговиками, которые хорошо подходят для асфальтовых походов, но не годятся для грунтов из-за грязи, забивающей просвет между крылом и колесом. Вдобавок, переднее крыло понадобится снимать при перевозке велосипеда, да и вообще, большие хрупкие крылья легко погнуть или сломать в транспорте. Также полные крылья защищают полностью лишь до определенной скорости, а стоит въехать в лужу чуть побыстрее — вода хлещет на ботинки мимо крыльев. Учитывая немалые шансы того, что проезжающая машина окатит вас водой с ног до головы (да и льющуюся с неба воду никто не отменял), необходимость полных крыльев в велотуризме достаточно сомнительна.

     

    Нелишним будет сказать и про готовность самого велосипеда к тяжелым условиям. Если поломка происходит в плохую погоду, это вредит всей группе гораздо больше, чем обычно, особенно если устранение последствий затягивается надолго. Помните, что современный туристический велосипед — это фактически расходник, и сломаться «от старости» в нем может что угодно. В походах совершенно не уникальны случаи поломки старых рам, багажников, ободьев, подседельников и рулей, не говоря уже о более распространенных поломках, вроде порванных покрышек или цепей. Большинство таких поломок можно избежать при своевременной замене изношенных узлов.

    Защита снаряжения от воды

    image19.jpg

    В велопоходе критически важно сохранить сухим наиболее чувствительное снаряжение — спальный мешок и одежду для сна. Эти вещи должны остаться сухими в течение всего похода.

     

    Кстати, у банковских карточек есть недокументированное достоинство — их можно мочить сколько угодно.

     

    Для начала, все сумки и рюкзаки (у нас есть статья про перевозку багажа в велопоходе) должны иметь дождевые чехлы. Причем эти чехлы надо периодически (раз в 1–2 года) заменять, поскольку от износа они неизбежно начинают протекать. Впрочем, ряд туристов не использует дождевые чехлы, полагаясь на защиту от воды каждого элемента снаряжения в отдельности. Иметь свою герму для каждой вещи — удобнее, но дороже, чем купить чехол для всего рюкзака.

     

    Самое удобное место для перевозки чехла — внутри свернутой в трубочку пенки. Грязный чехол ничего не замочит и не запачкает, его можно мгновенно достать или убрать, не открывая рюкзак.

     

    Существуют дорогие рюкзаки и сумки из полностью непромокаемой ткани (наподобие байдарочной тезы), популярные у западных туристов. Эти сумки не требуют чехлов и защищают содержимое от воды гораздо лучше. Но недостатки у них тоже имеются:

    • большой мертвый вес,
    • высокая цена,
    • не бывает таких монообъемных рюкзаков типа «штаны»,
    • небольшой объем,
    • риск повредить ткань и потерять водостойкость.

    Из-за своей высокой цены и отсутствия монообъемных конструкций такие сумки не очень популярны в России.

     

    Защита сумок и рюкзаков от дождя — это базовый уровень защиты. Боящиеся воды вещи надо защитить дополнительно. Здесь у нас опять же есть выбор между «дешевым и сердитым» снаряжением и дорогим. В простейшем случае, вещи можно упаковывать в полиэтиленовые пакеты, желательно в 2 слоя (особенно спальники). Особенно полезны здесь прочные мусорные пакеты с завязками, объемом литров 20–30.

    image07.jpg

    Для любителей аккуратных фабричных решений выпускаются гермоупаковки из тонкой водостойкой ткани. Дешевые гермы, увы, довольно быстро рвутся. Для одежды и прочего снаряжения удобны небольшие гермы на 10–12 литров, также существуют специальные прозрачные гермы для телефона, документов, карты и т. п. Они всем хороши, кроме невозможности спрессовать вещи достаточно плотно — вы всегда будете возить с собой немало воздуха. Для спальников такие гермы не подходят. Эта проблема решена в более редких компресс-гермах с ремнями для стяжки и клапаном для выхода воздуха. 

     

    Выпускаются и мембранные компресс-гермы (самая левая на фото, фирма Sea To Summit). В них нет клапана, но благодаря ткани eVent вы можете выдавить наружу воздух сквозь ткань, а вода внутрь уже не попадет. С такими гермоупаковками даже боящиеся воды пуховые спальники можно возить в любой дождь совершенно безбоязненно, при этом такой спальник может быть сжат до 2 литров и затеряться на дне рюкзака.

     

    Туристические коврики в походах обычно возят без чехлов. Дело в том, что коврик крепится на рюкзаке горизонтально, вода в результате не попадает внутрь него, а летящую из-под колеса грязь легко отряхнуть. (В пеших походах обратная ситуация — коврик нередко висит вертикально и без чехла активно собирает в себя воду.) Впрочем, соответствующие чехлы есть в продаже для тех туристов, кому важно спать на чистой и сухой пенке.

    Прочая экипировка

    Палатка

    image03.jpgРазумеется, для походов палатка должна быть каркасной двухслойной без стеклопластиковых дуг и полиэтиленового дна. Насчет водостойкости можно не переживать — с этим нет никаких проблем у большинства палаток от известных производителей. Причем паспортные цифры водяного столба не так уж важны в наших погодных условиях, подробнее об этом можно почитать в нашей статье про палатки. А вот удобство сборки-разборки под дождем может заметно различаться.

     

    В зависимости от устройства каркаса, палатки делятся на модели с внутренним каркасом (традиционные) и с внешним. Большинство палаток при установке требует разложить внутреннюю палатку на земле, установить каркас, подвесить под ним внутреннюю палатку (все это время она открыта для непогоды) и в самом конце — натянуть тент поверх каркаса. Очевидно, что в сильный дождь, особенно в сочетании с ветром, такую палатку сложно уберечь от намокания изнутри. Причем чем больше палатка, тем дольше и тяжелее ее ставить (особенно в одиночку), и тем больше воды нальется внутрь до момента установки тента.

     

    image13.jpgВ плане скорости и легкости сборки-разборки самые лучшие палатки — модели с внешним каркасом (наша статья про такие палатки), в которых вся палатка целиком подвешивается под каркасом, при этом внутренняя палатка все время накрыта тентом. Такие палатки позволяют сохранить жилое помещение в сухости, даже если сборка идет под ливнем, а отсутствие надобности натягивать тент поверх каркаса упрощает сборку в одиночку, особенно в сильный ветер. Однако такие палатки намного тяжелее и дороже традиционных.  

     

    Если вам придется делать дневку под дождем, становятся важны внутренние габариты палатки и наличие достаточно просторного и удобного тамбура. Выбирая палатку, стоит обратить внимание на возможность открывать дверь тамбура под дождем без попадания воды внутрь палатки. Еще лучше, если открытый тамбур оставит и ваши вещи сухими. Наконец, совсем хороший вариант на случай дождя — большой тамбур на отдельной дуге, в котором можно даже готовить пищу. Плохо только, что такой тамбур добавляет 300–800 грамм веса (для сравнения, легкий тент 3×3 метра весит грамм 600 со всеми веревками) и встречается сравнительно редко.

     

    Отметим, что палатки с 2 выходами имеют преимущество — в ветреную дождливую погоду можно использовать выход с подветренной стороны, и дождь таким образом не будет задуваться внутрь.

     

    На случай сильного ветра в многодневный поход нужно взять дополнительные колышки с оттяжками (4–6 штук). Помните, что большинство палаток не предназначено для выдерживания сильного ветра без оттяжек.

     

    Спальный мешок

    В нашей статье вы можете прочитать о различных вариантах спальных мешков, их достоинствах и недостатках. Применительно к дождливой погоде имеет значение, какой материал утеплителя используется в спальном мешке. Синтетический наполнитель делает спальный мешок тяжелее, объемнее в сжатом виде, но зато он не боится воды и влаги в целом. Пуховый наполнитель дороже и теряет теплоизоляцию в мокром виде, но зато позволяет сделать спальник очень легким и не занимающим много места в рюкзаке (примерно в 1,5 раза легче и в 2 раза меньше по объему).

     

    Существует устойчивое мнение, что пуховый наполнитель подходит только для идеально сухой погоды. На самом деле, если не окунать спальник в воду и не возить под дождем без защиты, то проблемы с намоканием пуха отсутствуют даже в длительных летних походах во влажную погоду (зимой всё сложнее). Всё дело в грамотной защите спальника от воды: для пуха желательно использовать нормальную герму, а не пакеты.

     

    Разумеется, с синтетическим спальным мешком любой турист будет чувствовать себя гораздо увереннее в дождливую погоду.

     

    image23.jpgГрупповой тент

    Достаточно неоднозначный элемент снаряжения, дублирующий уже имеющуюся палатку. На вкус автора, тент имеет смысл только в случае, если ваш стиль походов подразумевает долгое сидение у костра в любую погоду. Если же вы не любите или не имеете возможности жечь костры под дождем, то тент не имеет особого смысла. С другой стороны, для немалого числа туристов тент — это обязательный элемент снаряжения. Здесь интересны легкие модели из тонкой ткани с силиконовым покрытием, позволяющие заметно сэкономить вес и объем снаряжения. На оттяжках тента полезно иметь блоки-натяжители (или хотя бы узлы-бегунки), заметно упрощающие и ускоряющие установку. 

     

    Термос

    Эту вещь многие незаслуженно считают балластом в летних походах по теплым странам. Но всё меняется, когда температура падает с +30 до 0 °С (например, с набором высоты) и начинается многодневный дождь. Увы, даже в в теплых регионах такое не редкость. В таких условиях глоток горячего чая кажется важнее всего на свете. По нашему опыту, в холод и дождь желательно иметь литр чая на человека в сутки (в крайнем случае — пол-литра). Разумеется, в коротких походах прогноз погоды гораздо точнее, и вам проще решить, нужен ли вам термос в данном случае или нет.

     

    Фототехника

    image08.jpg
    Фото Жени Дубовой

    В затяжной дождь крайне сложно сохранить фотоаппарат сухим, если только не исключить полностью его использование. Влага и попадание жидкости могут превратить фототехнику в бесполезный балласт, чего, конечно, нужно избегать. Даже гермосумка не спасёт, если вы периодически достаете камеру в перчатках, которые и так можно выжимать.

     

    Можно посоветовать либо вообще не доставать камеру в дождь (и для верности упаковать ее в герму или пакет), либо разориться на защищенную от воды модель. Благо, такие камеры достаточно распространены: от «подводных» мыльниц с качеством, как у телефона, до профессиональных зеркалок. Где-то между ними находятся защищенные беззеркальные камеры за средние деньги. Но помните, что гарантию защиты от воды производители не дают.

     

    Если у вас крупный фотоаппарат, то наиболее логично перевозить его на руле — фотоаппарат так удобнее всего доставать, он имеет достаточную защиту при падении и не очень страдает от вибраций. По опыту использования, для покатушек и ПВД отлично подходит универсальная (нарульная+плечевая) сумка Трек-5 от Пик-99, имеющая дождезащитный чехол. Для длительных походов удобнее непромокаемая сумка с быстрым креплением на руль (например, от фирмы Ortlieb), однако подобные сумки намного дороже и не так удобны для коротких поездок.

     

    Кстати, при фотосъемке никогда нельзя забывать о каплях дождя, попадающих на объектив. Эти капли могут испортить немало отличных снимков, причем даже тогда, когда дождь давно кончился. Во-первых, под рукой всегда нужно держать тряпочку для протирки и не забывать ею пользоваться. Во-вторых, обязательно пользоваться блендой, если ваша камера это предусматривает. Надевать бленду нужно, повернувшись к ветру спиной и опустив объектив вниз. В-третьих, фотографировать таким образом, чтобы не поворачивать объектив против ветра.

     

    Во второй части статьи мы расскажем о борьбе с непогодой на маршруте и в лагере.

    forum.gif

    © 2015–2017 Владимир Горбунов (VORON)

    Фото из архива автора и компании Пик-99