Доклад д.м.н. проф. Вишневского А.А, прочитан
23
окт. 2012 года |
Минуло 95 лет с момента написания В.И. Лениным небольшой статьи «Записки постороннего». Чем же интересна эта маленькая статейка? По этому рецепту делались все перевороты двадцатого века. Сегодня в постсоциалистической России назрела своеобразная «революционная ситуация». «Верхи» уже не хотят управлять по-старому и ждут перемен, ожидая от покорного народа инициатив. В тоже время, 20 лет реформ в России дают свои плоды. Народу уже не интересно ездить за грибами на 600-м Мерседесе или Майбахе. Хочется новых ощущений.
Пьянящий ветер европейского либерализма вскружил головы наших соплеменников. «Белые воротнички» уже предпочитают свой короткий отпуск проводить в горах или преодолевают сотни километров на велосипеде, а не вялиться на пляже под горячим солнцем Турции или Египта. С другой стороны, рост цен на бензин, высокая цена автомобиля, пробки и тому подобные факторы играют важную роль в процессе демократизации. И в нашем городе из года в год увеличивается количество людей, которые ездят круглогодично на велосипеде на работу. Это еще не европейский уровень, где от 10 до 40% населения ездят на работу на велосипедах. Но тоже своеобразный прогресс.
Последние годы в С-Петербурге интенсивно обсуждаются вопросы «велосипедизации общества». С одной стороны в городе насчитывается около 1 млн велосипедов и каждый год их парк увеличивается на 100 ооо. Все больше людей старается преодолевать пробки и на свой страх пытаются на велосипеде влиться в поток городских автомобилей. Но велосипедист на разбитой дороге не только мешает автомобилисту, но и безумно раздражает его. Что же делать с этой армией?
Ответ напрашивается сам- начинать руководить этим процессом, иначе общество начнет делиться на тех кто презирает велосипедистов и на тех кто борется за здоровый образ жизни и экологический транспорт. В этом антагонизме нет равновесия и перевес в рычагах общественного мнении пока на стороне автомобилистов.
Крупные города днем полностью «стоят», пробки стали настоящей головной болью муниципалитетов С-Петербурга и Москвы. Автомобили превысили свою критическую массу, и строительство дорог уже не поможет решить эту проблему. Таким образом, нарастает напряженность в обществе. Не следует ждать того времени, когда отдельные молодые велосипедисты будут устраивать флешмобы с затыканием выхлопных труб автобусов иди прокалыванием шин у автомобилей. Пора искать компромиссы.
Один из путей решения этой проблемы- строительство в городе велосипедных дорожек и рекреационных зон. Это позволит увеличить количество людей совершающих деловые поездки на велосипеде. По данным журнала Transportation Research Record число людей ездящих на велосипеде на работу увеличивается на 1% с каждым новым километром велосипедной дорожки. Однако строительство велодорожек процесс длительный и продолжительный во времени. Что же делать? Ответ, как всегда лежит на поверхности.
Уводить велосипедистов с автострад в парки и на специальные веломаршруты. Уже сегодня существуют проекты строительства «велометро» или «подводной дорожки» по дну Невы. Но это пока из области фантастики. Более приближены к жизни проекты по маркировке 4-5 выездов из города. В свое время их подробное описание мы давали в книге «Велосипедные маршруты Ленинградской области». Суть веломаршрута заключается в подборе и маркировке на местности интересного с точки зрения истории, экологии маршрута для движения на велосипеде.
В нашем регионе этих мест предостаточно- это и дворцово-парковые зоны и средневековые крепости и экологические заповедники типа «Вепссовский лес». Но задачи создания сети веломаршрутов намного шире. Во-первых, это привлечение туристов в тот регион, где уже имеются исторические объекты. Во-вторых, обеспечение досуга, в первую очередь семейного, формирование здорового образа жизни людей живущих недалеко от велосипедных маршрутов. В третьих, развитие бизнеса, связанного с обслуживанием велосипедистов (соревнования, экскурсии, прокат, продажа экипировки, техническое обслуживание), строительство гостиниц, кафе и т.д.
В Ленинградской области существуют идеальные условия для воплощения этой идеи. На границах ЛО обрываются международные велосипедные маршруты идущие из стран Прибалтики: R1; EV-10. В Торфяновке и Брусничном заканчиваются национальные финские велосипедные маршруты N 7 и N 13.
С чего же начинать? Во-первых, надо сделать «разведку на местности» разработать маршрут, найти варианты объезда всех напряженных дорог, сделать проект разметки). Во-вторых, установить информационные знаки и разметки. В-третьих, наладить рекламное обеспечение (создание сайтов, путеводителей, схем и т.д.). И, наконец, обеспечить безопасные выезды из города. Это уже потребует больших финансовых затрат, поскольку будут необходимы инженерные работы.
Какая существует нормативная база? Велосипедные пути сообщения являются дорогами общего пользования, находящимися в государственной, муниципальной или частной собственности. Движение по велосипедным путям сообщения регулируется Правилами дорожного движения Российской Федерации. Применяются действующие нормы технической эксплуатации проезжих частей, дополненные особыми условиями для специализированных велодорожек, которые используются в зимнее время для устройства лыжных путей сообщения. Нормы проектирования велосипедных путей сообщения принимаются по действующим строительным нормам и правилам «Автомобильные дороги» и «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов».
Велодорожки, ведущие в пригородную зону, должны быть соединены со станциями железной дороги, автостоянками, объектами обслуживания. Во многих европейских городах, находящихся в аналогичных климатических условиях, использование велосипеда как ежедневного средства передвижения поддерживается национальными и местными программами. Какие препятствия на пути создания региональной сети веломаршрутов?
Друзья! Дискуссии по поводу велосипедного движения проходят на форуме сайте ВелоПитер http://velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=thread&frm_id=2&rid=554.
Также действует группа вКонтакте , посвященная Национальному велосипедному маршруту номер 1.