ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

По странам и континентам.

"ВелоЧукотка"

Юрий Капасев (Певек), специально для ВелоПитера

ВВЕДЕНИЕ

Отец русского велосипедизма Фаддей Венедиктович Булгарин, всего на нескольких страницах предсказав глобальное потепление, взгляды и диету современного преподавателя ясно указал, что в университетском городе Надежине будут передвигаться на двухколёсных самодвижущихся экипажах по специальным дорожкам. Город помещён автором на самый северный мыс Чукотки - Шелагский, коего современный велотурист легко достигнет из Певека за день, в порядке акклиматизации. Пока не всё предсказанное сбылось, но и указанный срок - конец тысячелетия - не настал. Так отчего же портрет этого гения не украшает ни один велосайт?

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

До путешествия Травина сведений нет. К сожалению и сам Глеб от Русского устья (Индигирка) в основном двигался на собачках. Тем не менее, после него арктическим берегом не ходили, исключая небольшие участки около национальных сел, поселков и приисков. Прорыв произошёл два года назад, когда, не имея привычки голосовать сердцем, мы избрали в Думу помощницу Абрамовича, за что и получили более 4000 детских и подростковых байков. Пришли они в навигацию, в конце сентября и зимний велосипедизм прошлого сезона наверняка останется на шарике рекордным: в нацсёлах катались все! К сожалению, запчасти не поставляются и злой дух Келе унёс душу уже не одного байка.

Большая часть велосипедов взрослых приобретается на заходящих судах, члены экипажей которых используют их в зарубежных портах для экономии транспортных расходов. Это совершеннейшая экзотика всех категорий, на которой кроме иероглифов и серийного номера трудно что-то прочитать. У меня на одном из велей (польск.) есть английские слова, но сайт производителя без установки поддержки японского не открывается!

Практически ежегодно раскручивают спонсоров на самый дорогой двухподвес глобтроттеры. Однако пока никто из них не миновал в пути кузова автомобиля «Урал» и торчащий оттуда байк года является необходимым атрибутом зимника.

Настоящее развитие байкеризм и прочие виды привязанные к подъёмникам получили в районе Билибинской АЭС, где имеются два клуба: один для умеренных, другой для потерянных. К сожалению, тамошние юзеры никак не избавятся от привычки проводить отпуск на материке и собственно по Чукотке о них не слышно.

ХОРОШАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

Официально трансчукотская трасса будет сдаваться в конце будущего года, но уже сейчас имеется возможность пересечь весь округ с востока на запад от Эгвекинота (Залив Креста) до села Анюйск находящегося в 67км от якутского посёлка Черский. Именно они сейчас и отсыпаются, и после летней прикатки, ожидается торжественная сдача. Маршрут проходит через верховья рек Амгуэма, Танюрер, Большая Осиновая, Паляваам и горному окружению Чаунской низменности в 90км от озера Эльгыгытгын, куда вы можете добраться по долине реки Угаткын. Данная трасса хорошо различима на космоснимках, протяжённость около 1600км. Имеются ответвления на Певек, Мыс Шмидта и от прииска Комсомольский почти до мыса Биллингса. Последняя трасса пересекает, пересекает Пегтымель в трёх км от известных петроглифов. Ожидается так же продолжение строительства дороги до Анадыря от месторождения Валунистый (около 250км). Во избежание расходов на строительство мостов большая часть этого пути носит гордое название «Зимник с Продлённым Сроком Эксплуатации»

ВЕЛИКИЙ КАНАДСКИЙ ПУТЬ.

Компания BemaGold ведущая работы на месторождении Купол (Билибинский район) С прошлого года намораживает зимник для вывоза грузов из Певека. То есть ребята формуют по осени нормальный зимник и поливают! Первый опыт был не самым удачным: из-подо льда Чаунской губы выступила вода и залила всё-всё-всё (подобное явление происходит раз в 10-12 лет). Дорога в это время уже эксплуатировалась и её изгваздали вусмерть. В этом году эксперимент стоимостью в 5 канадских лимонов повторяют. Само месторождение нависает над перевалом с Анадыря на Малый Анюй который использовали казаки со времён Семёна Дежнёва. По обе стороны были их стоянки и до сих пор по ним никто не прошёлся с металлоискателем. А? Где ещё остались такие великие возможности?

ПРОБЛЕМНЫЕ МАРШРУТЫ

Неплохо бы пройти ту часть маршрута Травина, которую он проехал на собачках. От устья Колымы до Певека берега весьма отмелые, лёд не торосится, в начале мая по береговой кромке оттаивает. Можно двигаться по льду, воде или береговому песку. Путь почти идеально ровный, особенно если сравнивать с состоянием дорог в это время. От мыса Шелагский почти до устья Пегтымеля берега скалистые, торошение, местами непропуски. Однако маршрут живописен и лишь в двух долинах берегового хребта нет жилья оставшегося от старателей и гелогов. Точнее, в двух долинах я ещё не был. От устья Пегтымеля до Нешкана на протяжении 600км путь лежит в основном косами и наст на котором бульдозер не оставляет следов скорее норма чем исключение. Паводок начинается в середине первой декады июня, но вода растекается поверх морского льда и обойти устья не проблема.

ХРЕБЕТ ШЕЛАГСКИЙ

Прилегающий к арктическому порту Певек горный район имеет наибольшую плотность дорог на Чукотке. Это связано с производившейся добычей олова, урана и золота. Единственный район на Чукотке где можно путешествовать вообще без палатки. Часть дорог проложена по осевой линии хребта и отрогов, на ней же находятся урановый лагерь Восточный, Центр Дальнего Космического Обнаружения и Связи (законсервированы). Радиометр-понты.

ПРО ПРИРОДУ

Все думают, что на Чукотке тундра, причем, такая как в Западной Сибири: болота, кочки, озёр больше чем земли. На самом деле это горная страна с количеством осадков как в пустыне, но на 40% залесённая. Исключая небольшие площади в низменностях Анадырской и Чаунской передвигаться можно практически везде. Насчёт квалификационных перевалов серьёзная напряжёнка - сплошные сквозные долины пропаханные ледниками. При первопрохождении вам придётся метаться на большой площади определяя точку для сложения тура.

ФОЛЬКЛОР

«Везёт водила кума по трассе из Певека, тот с бодуна отходит. Бац, кочка! -Какой километр? -Тридцать пятый. -Тормознёшь на лагере 42-го. Останавливаются, подлетает начальник лагпункта до кума -Тридцать пятый на уран! Вот так паря было: на каждом километре свой зэк с тачкой и трамбовкой. Одна кочка и в штольню!»

ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ

История Чукотского велосипедизма не более чем сборник анекдотов. Травин прошёл этот участок на собачках, иностранцы на попутках. Состоявшаяся в этом году ТрансЧукоткаБайкЭкспедишн укладывается в пару строк интервью местной газете: »Дорога идёт на подъём, скорость падает до восьми километров, мы прячем нашу байкерскую гордость в кузов попутного КрАЗ-а...»

ПРОЙДЕННЫЕ МАРШРУТЫ

Певек-Комсомольский-Майский-Пламенный-Кувет-прииск Полярный-прииск Ленинградский (ок 700 км) и Певек-Промежуточный-гмс Глубокая-Дальний-Мыс Шмидта (ок 800 км) автором. Последний так же, но в обратном направлении Андреем Киншовым (Чаунское Горно-Геологическое Предприятие). Кроме того, мыс Шелагский, Кибера и основные долины хребтов Шелагский и Ичувеемский посещались в рамках разведочных походов. Всё остальное будет - первопрохождением. Описания по требованию. В целом, кроме переправ через реки Малый Чаун и Паляваам после дождей сложности в маршруты придётся добавлять искусственно.

ПОСЛЕДНЕЕ ВЫДАЮЩЕЕСЯ

Автостопщики Костя Савва и Полина Кулешова в минувшем году завершили трип Москва-Уэлен. На Чукотке он включал пешие куски на Ванкаремской низменности и далее по побережью, сплав по самой восточной реке России Чегитуню и заключение брака в Уэлене. Автостопщики - самоназвание, путешествие начиналось три года назад в составе двух групп АВП.

ЛЁД

Только для вас и только три месяца в году единственный в мире действующий зимник проложенный по морскому на самый бесснежный остров Арктики Айон! Протяжённость 91км, официальный срок действия февраль-апрель, но можно и в мае. Реликтовая растительность, кости карликовых мамонтов в берегах, внутренних озёр изобилие омуля и гольца. Бонус года2007: часть зимнего пути (54км) Певек-Бараниха от мыса Турырыв проложена по льду Чаунской губы. Из-за постоянного разбития дороги на месторождение Купол большегрузными автомобилями планируется так делать и в дальнейшем

КРАТКИЙ ЧУКОТСКО-ТАННЫТАНСКИЙ СЛОВАРЬ.

Еттык - я пришёл, в смысле здравствуйте.
Аттау - я пошёл, в смысле до свидания.
Пынэль - новость.
Канаёлькин - птица вертолёт, рыба бычок.
Кукэнэй - котёл любой.
Ачульхен - горшок ночной.
Акимыль - водочка.
Мильхмильх - спички.
Чай пауркэн, мильхмильх марауркен - чай горячий, спичек нет (шутка).
Уйна – нет (филологи не указывают на русское происхождение этого слова дублирующего «марауркен» - я то же)
Камака - неустранимая поломка.
Коо! - возглас выражающий удивление.
Какомэй! - возглас выражающий крайнее удивление.
Камлё - мозги.
Абрамович - тойон, хороший человек
Кэпэр - росомаха, нехороший человек.
Инны - волк, несчастный человек (бич).

Аттау!

Автор Юрий Капасев

 


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015