ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха
"Звездный" велосипедный фестиваль-пробег в Берлине..
или размышления о будущем велосипедных событий в Санкт-Петербурге
2014

В Санкт-Петербурге проводится целый ряд различных велосипедных парадов, пробегов и открытий сезона. В этом году открытие летнего сезона нашего клуба стало, видимо, самой массовой подобной акцией за всю историю клуба и города. Мы собрали по данным ГУВД 6100 участников. Есть и другие организаторы, например, Велосипедизация, которая проводит городские пробеги и парады. В каком направлении развиваться? Задавшись этим вопросом, я отправился в Берлин, где проходит уже 38 лет  к ряду велосипедная акция колоссального масштаба. Называется - звездный поход. Звездный поход - это не поход для звезд. Он, как раз, для всех желающих. Просто велосипедисты собираются в разных точках, едут разными маршрутами, и финишируют в одном месте. В чем суть?

Дмитрий СухинСуть акции такая: небольшое число велосипедистов, как правило (среднее многолетнее) 100 000 человек (в этом году было по данным немецкой полиции чуть не 200 000), выезжают покататься на велосипедах по Берлину. Для них приготовлено 9 разных маршрутов. Приготовлено Берлинским отделением всегерманского велоклуба ADFC. Могучая организация, кстати. 

Замечу тренд: женщины идут! Это обнадеживает, может быть, наш мир станет лучше. А как идут? Глава Германии — женщина. Министр экологии, что выступала позже во время  финала фестиваля - женщина. Глава Берлинского отделения ADFC Ева-Мария — женщина, главный организатор акции Сюзанна Гриттнер. А что мужики? Есть и мужик. Франк Масурат, бухгалтер. Вернее, не бухгалтер, скорее фин. директор. Тренд однако! Я вообще, люблю женщин! Женщины — вперед! Так... о чем это я? А! Про маршруты. 

Итак, 9 маршрутов, которые начинаются в пригородах, и завершаются у Бранденбургских ворот. Мой знакомый Дмитрий Сухин был одним из "орднеров" проекта. Орднер -дружинник, помощник. В России мы называем таких людей маршалами. Дмитрий отвечал за сбор желающих на точке «Тегель», и за их дальнейшее окормление. В итоге мой путь был предопределен: лечу в Берлин, и, далее, с Дмитрием от Тегеля до финала. Смотрю, на ус наматываю. Все лучшее в организации утащим к себе в Петербург. 

Организаторам на заметку: маршалам выдают знамя и футболку клуба ADFC, которую печатают для этого мероприятия непосредственно. Кстати,  Дмитрий и мне подарил такую. Приятно. Но ехал я в ВелоПитерской форме. Зато под флагом ADFC мы прицепили и ВелоПитерское знамя, которое реяло над колонной берлинцев. 

На фото справа - Дмитрий с флагами на точке старта на фоне немецкой полицейской машины.

К 10-30 на точке нашего сбора было около 100 человек. Что за люди? Самые разные. Очень много было с детьми. Мы помним, что ГИБДД нашего города строго настрого запретило нам участие детей. Глуповатые немцы наоборот, полагают, что если он для своих граждан сделали хорошее дело, дороги превратили в велодорожки, то в этом случае по ним можно ездить хоть с детьми, хоть детям самим. Какого возраста были детки? Мне кажется, что самые маленькие детки были лет 7 от роду. Может быть 8. Это те, которые ехали сами. Дети которых перевозили в колясках, прицепах, навалом в грузовых отсеках грузовых велосипедов (!!), на штангах, на детских креслах были самого разнообразного возраста. Видимо, лет от двух. Забавно, что немцы делятся примерно как 4 к 6 на тех, кому голова потребна, и тех, для кого это — аксессуар для приема пищи. То есть, шлемы носят порядка 40% немцев, среди детей процент больше. Однако тоже, далеко не все. Честно говоря, я был без шлема. Я его... не смог найти после последнего бревета. Потерял? Пропил? Разбил?  В принципе при таком движении как в Германии, при такой инфраструктуре, при таких вежливых водителях, можно ездить и без шлема. Но ребенка в колонну, где едут столько народа отправить без шлема.... Ну, не знаю. 

дети на велосипеде

Вот Берлинская семейка: папа везет ребенка на кресле, мама с корзинкой, и ребенок лет 8 на своем велосипеде. Беспредел.

Приезжали люди на самых разных велосипедах. От полного отстоя, до крутых шоссейников. Им, кстати, не западло было ехать в колонне. Немцы водят колонны медленнее, чем мы. Наша колонна на открытии вроде держала 20. В Берлине так не гоняют. И все равно, люди на крутых великах попадались часто. Да и жизнь у них, видимо, иная. Вероятно Берлинцу не так сложно купить в магазине велик за 2 — 3 тыс. евро. Кроме шоссеров были и кантрийные машины, и гибриды, и туринги и тандемы. И даже специальные велосипеды для перевозки тяжело больных людей. Я видел картину такую: довольно хрупкая дама... дама довольно хрупкая.... Но возраст ее определить я не могу. Честно говоря, немецкие женщины внешне производят на меня самое тяжелое впечатление. Иногда выглядят и одеваются так, что не сразу и определишь, мужчина это или женщина, и молодая или в годах. Словом, будете уезжать в Германию, везите жен с собой. Там нет. Так вот, эта дама, ехала на велосипеде, который был приспособлен для перевозки инвалида. Инвалидом был довольно взрослый на вид человек, вероятно с ДЦП, и уже точно не легкий. Если ребенок, то лет 18-20.

дети на велосипеде

Большинство людей было в простой цивильной одежде, но многие носили спортивное. Как правило, обычную спортивную одежду, купленную в магазине. Людей в форме спортивных клубов практически не было. Я гордо ездил в ВелоПитерском и на меня обращали внимание. Велосипед у меня был складной Author Simplex, что вполне соответствовало духу мероприятия.

дети на велосипеде

Вообще спортивные клубы в Германии есть и много. Но у них иные интересы. В этом плане российская традиция более широкая. Многие ездят хоть бреветы, хоть кросс кантри, и парадом не манкируют. Заметим, у немцев сделано по уму: маршруты колонн начинаются далеко в пригородах, и там организуются даже скоростные участки. Скоростной — означает темп ведения колонны 25 км в час. Например, в 6-45 во Франкфурте на Одере стартуют орлы, и ломят до Фюрстенвальде. А далее едут как все. Другое развлечение в стиле «привед-бревед». Ночью в 22-30 в городе Щецин идет старт ночного похода, который прибывает в Эберсвальде в 8-00, и далее уже идет обычной колонной.  Ниже - схема Берлинского похода.

схема Берлинской звезды

Это — очень важный опыт. Ведь мы хотим сделать в Петербурге, общегородской праздник! Без деления на лузеров и винеров. Чтобы у нас собралось тоже 10 000 человек. Пусть не 100 000, как в Берлине. И чтобы праздник был для всех. И такое деление на колонны более чем подходит для нас. Мы, например, предложим братьям из «Балтийской звезды» делать ночной бревет, стартовать, скажем, из Пскова накануне. А гонщикам-шоссейникам предложим формат гонки от Зелегогорска до Сестрорецка, а затем езду в общей колонне. А обычные горожане могут (по опыту Берлина) поймать любую колонну в любом месте и проехать в ней любой кусок. У меня, например, со второй станции нашего маршрута, где я присоединился, получилось 45 км. Значит наша петля, грубо говоря, была 52 км. Замечу, что в Питере есть некий миф, что горожанам нужно на велосипеде ездить 2 км. Может быть, 5. Нет. Ведь для человека в этот день важно, что он может в том числе и себя испытать, попробовать проехать больше, чем обычно. В этом, отчасти, суть. 5 км он проезжает каждый день на работу. Минусом подобного подхода стало то, что я надеялся увидеть где-нибудь, 100 000 велосипедистов разом... Не увидел. Вероятно именно потому, что многие проезжают километров 15, и домой.

В 10-30 на горизонте показалась наша колонна. Время прибытия на точку было довольно точное. Обратите внимание - на схеме указано время прохождения колонн!  Не скажу, что минута в минуту, но пять минут туда сюда, вряд ли больше. Не останавливаясь колонна проследовала далее, и мы стали вливаться в ее хвост. На тот момент в колонне было порядка 1000 человек. Потихоньку колонна росла и росла. Мы ехали по проспектам и улицам, полностью перекрытым. Встречные машины стояли на обочине и нас пропускали. Колонна двигалась, пожалуй, лучше наших. Это связано, видимо, с тем, что в колонне ехали немцы, которые более прагматичны, послушны, и менее эмоциональны. За все время я видел двух падших людей. А всего, по словам организаторов, скорая помощь была задействована два раза. Из 200 000 катавшихся двоим оказывали помощь. 

В колонне появились персонажи, которые достойны внимания. Мужик с бутылкой пива "Гролш" в держаке. Другой замечательный персонаж построил на базе своего велосипеда целый развлекательный центр. И транслировал музыку. Это было здорово. Было еще несколько таких «музыкантов», и это было здорово. Так как вообще колонна ехала тихо. И это даже как-то жутковато. То есть, я мог общаться с Дмитрием, который мне в свободное от маршальских обязанностей время, рассказывал про Берлин. Но вообще — тысячи и тысячи людей шинами шуршат в относительной тишине. Иногда правда колонна начинала дико звенеть и гудеть. Но музыка — это было то, что нам надо тоже перенимать.

Запомнился участник с собакой. Собака бежала на поводке, но сзади он перевозил прицеп, как для перевозки детей. В нем он, вероятно, перевозил собаку, если она устанет. 

участник с собакой

Иногда колонну останавливали. Это случалось тогда, когда в нее вливались другие колонны. Тогда полиция определяла, как мы проезжаем тот или иной перекресток, кто первый. Автострады в Берлине (некоторые) в этот день выглядели не очень напряженными. 

участник с собакой

В конце колонны я увидел людей, одетых в одеяния красного креста. Это был велосипедизированный медперсонал. Великолепная идея. Надо будет обратиться в одну из коммерческих «скорых» города, чтобы вместе это организовать. Им будет прекрасная реклама, а нам — замечательная помощь. 

веломедик

Полуфинал действа — выезд на перекрытую автостраду. Там стояла реальная пробка из велосипедистов! Вероятно, мы потратили порядка 10 минут для того, чтобы повернуть на нее. Это от того, что тут сливались 5 колонн. Что было в другом месте выезда на автостраду, где сливалось 5 колонн, но, вроде, более мощных, трудно представить. 

веломедик

Итак, по автостраде едут уже десятки тысяч велосипедистов. Я еду где-то ближе к концу. Начала у колонны не видно даже с холмов. Нет у нее и конца. Это все? Нет, это еще полуфинал.

Удивляюсь свободе: едут тысячи велосипедистов, детей, взрослых, инавлидов на электроколясках. Некоторым немцам после кризиса не по карману целый велосипед. Они берут половину, и едут на нем. Да, просто одно колесо, без руля, рамы... 

веломедик

Ровно в момент когда я приехал к площади Эрнста Рейтера, справа к нам стала присоединяться колонна идущая с востока. 


Далее до Бранденбургских ворот мы ехали вместе. Неприятным инцидентом стало появление неадеквата на роликах. Здоровый мужик, ехал в колонне велосипедистов на роликах. Это запрещено правилами, и довольно опасно. Роллер, да еще таких габаритов, запросто может снести пяток велосипедистов. Кстати, такой случай был у нас году в 2001, когда я вел колонну на Белые Ночи, и меня снес роллер. Случился завал, человек на 10. Удивляюсь, как не полегла вся колонна, я ведь первым ехал. Я был молод и могуч, взял этого роллера за ремень на поясе, и еще за что-то, и понес выкидывать в Неву. Благо было рядом. Но, по дороге остыл, и выкинул его на газон. Я ведь ему раз пять сказал, чтобы не ехал с нами. Тут вроде немец, цивилизованный человек.... Дмитрий ему делает замечание (на немецком), а я вижу, что тот натурально быкует. Мне даже показалось, что он совершил попытку Дмитрия толкнуть. Не смотря на то, что Дмитрий был при всех регалиях ведущего колонны: в футболке, с флагом. В итоге неадекват сделал разворот, и, чуть не снеся меня (тут бы его смертный час настал), куда то делся, преследуемый Дмитрием. При этом еще врал, что ему полиция разрешила ехать в колонне велосипедистов. Словом, даже неадекваты в Германии тоже есть. 

Финиш, пожалуй, слабое звено Берлинского похода. К слову сказать, у нас в Питере вообще финиш провальный. Есть место, у Бранденбургских ворот, где происходит экологический фестиваль. Этот фестиваль идет в тандеме с велопробегом, ко взаимной радости. Да и цели зеленые (если не брать экологических фашистов с лозунгами типа «убей женщину — спаси чернобурку"), вполне созвучные. Но! Звук на сцене был откровенно слаб. Я, впрочем, и не понимал ничего по немецки. Но даже у нас было мощнее. Не было какого-то действа, когда происходит грандиозный финиш... Многие велосипедисты «финишировали» не останавливаясь, уезжая по своим делам. 

Были поставлены ограждения, где любой желающий без охраны мог оставить велосипед, приковав его к решетке. Никто не парился по поводу сохранности велосипедов. Вот для вас есть место парковки? Паркуйтесь на свой страх и риск. 

Несмотря на десятки тысяч людей, мы с Дмитрием приковали свои велики, и пошли слушать оргов фестиваля. 

Обстановка — непринужденная. Мимо прошел какой-то бугай с великом. Абсолютно голый. Никто его не хватал, в ментуру не волок. Кстати, никогда не понимал: тело красивое у женщин, а голыми ходят в основном мужики. Глуповато как-то. 

Приятно, что Ева-Мария в своей речи сказала, что у них на велопробеге присутствовал некто Илья Гуревич из Петербурга, с приветом и с целью перенятия опыта. Чую, дело рук Д. Сухина. Благодаря ему удалось встретится с обеими дамами организаторами. Что не первый раз замечаю, что люди — открытые, готовые помочь. Как минимум — советом. Уделили мне время, дали визитки. Рассказали как у них. 

У них есть ЗАКОН. У нас тоже, правда, что-то такое есть. Закон не закон, а кое-какие понятия, но есть. Так вот, этот закон обязывает государство обеспечить ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ акциям поддержку. При чем тут политика? Каждый велопробег у них имеет свою цель. В этом году он проходил под политическим лозунгом - «Свободу велосипедной полосе!». В чем суть этих политических требований? Всем известен германский бардак, еще называемый «орднунг». Так вот, некоторые этот «орднунг» игнорируют, и ставят свои колымаги прямо на велосипедных полосах. Невероятно, но факт: в Германии есть такая проблема, как парковка ведер на полосах для велосипедистов. Таким образом, акция за то, чтобы люди обращали внимание, где они паркуются, не занимают ли они велополосы, является достаточно политической, чтобы проходить по разряду «демонстрация». Кроме этого, есть закон, который запрещает запрещать.... эээ … плохо сказано. Закон, который требует разрешать то, что было разрешено ранее. То есть, если годом ранее, нечто такое прошло, и было разрешено, то и в этом году оно должно быть разрешено. А не разрешено, как у нас в году 2014, потом запрещено, а потом опять разрешено, но после того, как у Змея добавилось седых волос и лишнего веса. 

В Берлине (Западном) эта велосипедная феерия организовывается уже 38 лет. Один раз власть дала слабину, и уже 38 лет расплачивается за это. 

Тем не менее, основные проблемы при организации, взаимодействие с ГИБДД. Тамошним. Что они говорят? 700 человек задействованы в том, чтобы обеспечить эту акцию. Требуются перекрытия. Это сложно. Это заставляет работать. А хочется что?

Как в анекдоте: 

- Ганс, куда ты пойдешь, если тебя выгонят из ГАИшников?
-В пожарные
-А если из пожарных выгонят?
-Ну.... ну пойду в полицию... А если из полиции выгонят?
- Ну.... ну, не знаю. Найду что-нибудь, но работать все равно не буду.

Картина похожая как у нас. Именно ГИБДД старается всячески нас запретить. То есть, запретить не может, но пишет: безопасность обеспечить не можем. А раз так — значит и проводить нельзя. 

Вторая проблема, что некоторые жители города хотят использовать свой транспорт и в этот день, не смотря ни на что. Они пишут гневные письма, аналогичного содержания нашим. В них они пишут, что имеют право ежедневно и по своему усмотрению заставлять нас терпеть неудобства от наличия их личного транспорта в городе, но в свою очередь, не предполагают, что могут где-то постоять в пробке, даже один день в году. Это не смотря на то, что мероприятие все 38 лет проводится строго в один день: первое воскресенье июня. Вроде бы, можно и выучить, что в этот день можно радоваться жизни иными способами. Не только перевозя свое тело в своем авто. А если уж так хочется кататься на своем автомобиле в этот день, так можно небольшими группами автолюбителей поехать в лес. Приехать туда без нарушения ПДД, припарковаться где-нибудь. Провести время, и вернуться обратно. Почему, когда раз в году, мы хотим без помех от автомобилей покататься по нашему городу, нам советуют ехать в лес? Во-первых, мы не грибники, и в лесу нам делать нечего. Да и грибникам в апреле тоже в лесу делать нечего. Во-вторых, не вижу никаких причин, не советовать автомобилистам в этот день отправиться на рыбалку. Мы терпим их присутствие 364 дня в году? Терпим. Могут кататься на своих авто и за городом. 

Теперь немного про фестиваль в точке финиша. Это был экологический фестиваль, в котором было много интересного, и, прямо скажем, спорного. Во-первых, экологические движения почему-то, крепко вяжутся в общественном сознании с людьми слабой адекватности, и, в частности, из левых, если не сказать, левацких кругов. На фестивале были стенды зеленых партий, а также стенд Коммунистической партии. Причем не какой-нибудь там умеренной. А Маоистской партии. Мне вообще никакие партии не близки, и не вижу причин их звать к нам на событие. 

веломедик

Кроме политиков и политиканов, была торговля, где были представлены экологические товары. Что важно, с акцентом на местное производство. Первый стенд представлял собой место сбора поклонников марихуаны, которые рассказывали сколько можно всего хорошего и полезного делать из этого растения. Мне все время казалось, когда я рассматривал целый мешок какой-то пеньки сделанной из нее, что они что-то недоговаривали. Ну, не может быть поднят такой хипеж из-за мешка ниток.

стенд с коноплей

Некоторую часть занимали и экстремисты антиавтомобилисты. Предлагали наклейки, где человек избавляется от автомобиля, иногда экологически грязным путем. Например, сбрасывает пинком автомобиль с набережной в воду. Ну, не знаю. Вряд ли это можно одобрить. Автомобиль — не есть наш враг. Наш враг — неоправданное использование личного автомобиля в личных же целях в условиях мегаполиса.  А автомобиль, который везет хлеб в магазин, или детей на эксккурсию, или семью загород - не враг. 

Экологическое — значит дорогое. Процентов на 20-30 дороже, чем за углом. Тем не менее, народ с интересом отведывал различные соки, а также соки с минералкой, карривюрсты и браттвюрсты, блины, вафли. Мед. Кстати, мед был представлен не только в форме именно меда, но и в форме натуральных живых пчел, которые жили в ульи, с прозрачной стенкой. Можно было видеть соты, самих пчел, которые что-то там делают. 

Для детей привезли несколько стогов сена, чтобы они могли резвится прямо на соломе. Натуральной соломе, а не на каком-нибудь мате из синтетических материалов. Я искал натуральный шнапс, но, увы. Не нашел. Было две сцены, большая и маленькая. На них выступали гости, но их особо никто не слушал. Хотя ранг приглашенных был не маленьким — министр экологии. Удивительно скудно были представлены велосипеды. Выставлялись лишь производители или дистрибьюторы грузовых велосипедов, и буквально один стенд со всякой велосипедной лабудой. Аксессуары, и прочее. А мы знаем, что в Германии есть просто храмы велосипедов. Не магазины, а именно храмы. Огромные, необъятные. Видимо, нет нужды выставляться, если дела идут хорошо и так. 

Фестиваль проходил прямо у подножия памятника советскому солдату, который с постамента сурово смотрит на происходящее.

стенд с коноплей

Между выступающими были музыкальные паузы. Играли живые люди. 

В общем, над тем, как должен выглядеть финал похожего действа в Петербурге, надо нам думать. Садиться активистами разных велосипедных движений, и думать. Концерт? Ярмарка? Соревнования? Все вместе? Конечно, у нас другие входные данные. Мы не думаем о том, что делать с участниками, числом 100 000. Вероятно, для 100 000 участников никакой акции кроме финала чемпионата мира по футболу не сделаешь. Но что-то душа просит. ВелоПитер, например, запускал воздушный шар с флагом с Дворцовой. Ну, некий символ. У роллеров на Дворцовой был концерт.

Хотя, конечно, главное действо велопробега — сам велопробег. И тут нам надо отстаивать свои права на проведение таких мероприятий. Для людей главный драйв — именно от езды. Пока мы едем — мы все едины, мы — велосипедисты. А приехали, и тут выясняется: один хочет рок концерт, другой хочет — джаз, третий панк, четвертый фолк. Одному было бы интересно побывать на ярмарке велосипедов, другому — экологических продуктов, третьему — на соревнованиях. Понятно, что всех воедино не собрать, но интересную программу придумать можно. А формат праздника кажется правильным. Он удобен для всех, от самых чайников до крутанских крутанов. 

Что ж, бум делать... С Вами был Илья Гуревич и Author Simplex

Илья Гуревич и Author Simplex


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015