"ВелоАльпы" Владимир Гущин |
Для начала - общие сведения.
Альпы, как известно, расположены в центре Европы, на территории четырех государств - Австрии, Швейцарии, Франции и Италии. Есть еще Лихтенштейн и Словения, но высоких дорог там нет, хотя формально это тоже Альпы. То же относится к окрестностям Гармиша в Германии.
В этом тексте речь идет в основном о Французских и Швейцарских Альпах – поскольку автор в общей сложности несколько лет работал как раз на границе этих двух стран. Хотя другие альпийские страны не сильно от них отличаются в велосипедном плане – различий больше между равнинной и горной Францией, чем между соседними горными хребтами, один из которых во Франции, а другой в Италии.
Альпы - самые освоенные в мире горы. Одних только горнолыжных подъемников здесь около тринадцати тысяч. Густая сеть дорог - от магистралей до тракторных грунтовок. Перевалов выше 2000 метров, через которые можно проехать на велосипеде, насчитывается более сотни, количество пешеходных перевалов в разы больше. Сколько в Альпах перевалов ниже 2000 метров, я не считал. И тем не менее, несмотря на близость цивилизации, не ощущается давления этой самой цивилизации на природу - и леса, и альпийские луга буквально в ста метрах от дороги точно такие же, какими были сотни лет назад. Исключение, пожалуй, есть – это горнолыжные трассы, которые (далеко не все, конечно) даже в середине лета хорошо заметны на общем зеленом фоне склонов.
Рельеф весьма изрезан, километровый перепад между долиной и перевалом - обычное явление. На некоторых перевалах перепад высот составляет полтора, а то и два километра. Выше 3000-3500 метров начинается зона вечных снегов, поэтому дорог выше отметки 3000 м практически нет. Высокогорных плато в Альпах тоже почти нет, по крайней мере таких, на которые можно въехать, а не зайти пешком. Другими словами, сбросить высоту при желании можно максимум за час-два. По этим причинам высотная акклиматизация для тех, кто путешествует по Альпам на велосипеде, не нужна.
Лучшее время для велопоходов в Альпах - с середины мая до конца сентября. Зимой выше километровой отметки лежит устойчивый снежный покров, т.е. грунтовки засыпаны снегом. Асфальтовые дороги забираются чуть выше, но доходят максимум до горнолыжных курортов (1800-2300м). Перевалы, естественно, тоже под снегом, причем снега, мягко говоря, поболее, чем в средней полосе России. Короче, зимние велопоходы в Альпах - это сугубо на любителя.
Весной картина такая. В конце апреля - начале мая начинают чистить от снега асфальтовые высокогорные дороги (грунтовки никто не чистит, они оттаивают сами), и некоторые двухтысячные перевалы открываются в начале-середине мая, ближе к концу мая можно доехать примерно до 2500, трехтысячные высоты я бы советовал штурмовать не раньше середины июня - если Вы не хотите идти пешком по снегу.
Осенью можно кататься, причем достаточно высоко, до середины ноября, иногда до начала декабря. Но в это время появляется другая проблема - слишком короткий световой день, в шесть вечера уже темно.
И еще один момент - если Вы до этого не были в многодневных походах, то Альпы – это не совсем то, что Вам нужно для первого раза. Езда по горным дорогам требует весьма хорошей физической формы, и поэтому хорошо бы для начала попробовать свои силы в горах, которые пониже, поближе и подешевле – скажем, в Крыму или в Карпатах.
Тем же, кто уже ездил в горах – настоятельно рекомендую именно Альпы. Возможности для велопоходов здесь – широчайшие! И на любой вкус.
Маршрут.
Итак, Вы решили, что вполне созрели для велопохода в Альпах. С чего начать? Конечно же, надо придумать маршрут, который устроит Вас во всех отношениях (надо отметить, что это один из самых приятных этапов подготовки похода). Самое простое – это побродить по сайтам и почитать описания велопоходов в Альпах – при желании их можно найти сотни! Затем либо остановиться на одном из этих маршрутов, либо попытаться скомпоновать свой вариант из нескольких. Есть еще один способ – решаете для себя, что в данном районе Вы хотели бы увидеть, в каких точках побывать – и затем соединяете эти точки линией по самому кратчайшему (или же по самому запутанному) маршруту. Я обычно поступаю именно так.
Прокладывают маршрут, ясное дело, по карте. Очень подробные и точные карты можно посмотреть на сайтах -
http://www.swissgeo.ch - карты Швейцарии,
http://www.viamichelin.com/viamichelin/int/dyn/controller/Maps - двух- и пятикилометровки Европы (более крупномасштабные карты на этом сайте, как ни странно, не такие подробные)
http://www.geoportail.fr/index.php - космоснимки и карты Франции от IGN (institut geographique nationale)
На что следует обратить внимание при планировании маршрута. Ехать на велосипеде возможно далеко не везде. Например, нельзя ехать по автомагистралям – точнее, ехать можно, но Вас очень скоро остановит полиция и предложит (в целях Вашей же безопасности) покинуть магистраль. Хорошо, если полицейские ограничатся при этом нравоучением (теоретически могут и штраф взыскать). Но, надо сказать, что параллельно магистралям в Европе, как правило, идет одна, а то и две дороги, по которым можно ехать на велосипеде. На картах магистрали обозначены обычно толстой красной (или зеленой) линией с желтой полосой посредине. Нельзя также ехать по дорогам, обозначенным знаком "дорога для автомобилей" (совпадает с нашим аналогичным знаком), на картах такие дороги обозначаются красным цветом с тонкой черной линией посредине. По всем остальным дорогам ехать можно. Второстепенные асфальтовые дороги, грунтовки, и даже некоторые горные тропы – это для Вас!
Грунтовки на картах обычно обозначаются либо двумя прерывистыми линиями, либо двумя линиями, одна из которых прерывистая, либо одной тонкой линией (это служебные дороги в национальных парках и т.п., не предназначенные для автомобильного движения, как правило, в начале такой дороги висит “кирпич” – но на велосипеде ехать можно!). Высоко в горы забираются грунтовки, ведущие к верхним станциям горнолыжных подъемников – это великолепные маршруты для однодневных радиалок, но сквозной маршрут с прохождением перевалов по таким грунтовкам спланировать сложно, т.к. обычно это тупиковые дороги (впрочем, надо смотреть по карте в каждом отдельном случае). Некоторые тоннели для велосипедистов, к сожалению, закрыты – и на картах это никак не отражено.
Тропы обозначаются одиночной прерывистой линией, и если на равнине по тропам вполне можно ехать, то в горах, скорее всего, придется идти пешком (хотя могут быть приятные исключения). Может быть и так, что тропа представляет собой крутой скальный участок, иногда с навешенными перилами, иногда без, идти по такому участку даже налегке, без велосипеда, бывает непросто. Поэтому нужно весьма осторожно включать в маршрут горные тропы – и желательно только те, по которым уже кто-то проезжал до Вас. Бывает и так, что на карте нарисована тропа, а на самом деле в этом месте проложена прекрасная асфальтовая дорожка – карты не всегда успевают обновляться.
Часть маршрута может проходить и по велодорожкам. В Швейцарии существует 9 федеральных велодорожек, пересекающих всю страну, и куча региональных, разумеется, велодорожки есть во всех крупных городах. Много полезной информации по велодорожкам, а также по всей велоструктуре в Швейцарии (пункты проката велосипедов, отели-кемпинги, прогноз погоды, состояние перевалов и т.п.) приведено на сайте http://www.suisse-a-velo.ch/ - очень советую просмотреть, особенно интерактивные карты на этом сайте. Есть неплохой сайт по французским велодорожкам – Veloroutes et Voies Vertes ( http://www.af3v.org/ ) с поиском веломаршрутов по регионам (нас интересуют регионы Rhone-Alpes и Alpes Maritimes). И во Франции, и в Швейцарии продаются специальные карты для велосипедистов, на которых обозначены в том числе и велодорожки. Но сделать интересный многодневный маршрут исключительно по велодорожкам вряд ли получится, дело в том, что они проложены, как правило, по равнине, параллельно загруженным автодорогам, и проложены отнюдь не по самому короткому пути. Иногда велодорожка - это просто полоса для велосипедов на обычной автодороге. На дневной километраж сильно влияет рельеф, при прочих равных условиях в горах Вы сможете проехать вдвое, а то и втрое меньше, чем на равнине, поэтому нужно просмотреть Ваш маршрут на предмет перепадов высоты и уклонов. На картах уклоны обычно обозначены – либо цифрой в процентах, либо галочками (острием к вершине), например, на мишленовских картах одна галочка означает уклон до 9%, три – свыше 13%. Маршрут во многом будет зависеть и от того, какой стиль велопоходов Вы предпочитаете, что вам больше нравится – бить рекорды или очень неспешно взбираться на перевалы, или же Вас привлекают экскурсионные маршруты с трехчасовыми переездами в день и подробным осмотром достопримечательностей, от того, где Вы собираетесь ночевать – в отелях или в палатке, где питаться, от уровня Вашей физической подготовки – сколько Вы способны проехать в день по километражу и по высоте, и т.п. Скажем, если Вы планируете ночевать в отелях, а питаться в кафе-ресторанах, то это позволит Вам ехать почти налегке, без багажника, если же Вы поедете с палаткой – то можете остановиться на ночь практически где угодно, не привязываясь к отелям, т.е. степень свободы в этом случае выше.
Очень удобно, особенно в районах сплошной населенки, останавливаться в кемпингах, расположение их можно посмотреть, например, на сайте http://www.eurocampings.co.uk/en/europe/ - это справочные данные по кемпингам в Европе (с картами, адресами и телефонами)
Можно поступить совсем просто – купить готовый велотур по Швейцарии или Франции, тогда все заботы лягут на плечи гидов и Вам не нужно будет думать о маршруте – только наслаждаться красотами. Туры эти обычно не очень длинные (всего несколько дней), стоимость их порядка 100Е в сутки, в эту цену входит проживание в отелях по пути следования, завтраки-обеды и перекусы на маршруте, услуги гидов, перевозка Вашего багажа из отеля в отель, и при необходимости ремонт велосипеда. Вот, например, туры по восточной Швейцарии – http://www.frischibikeschool.ch/biketouren/touren_de.html
Велосипед и снаряжение Основное требование к велосипеду для велотуризма (надежность и еще раз надежность) остается в силе и в Альпах. Есть и специфические требования для горных маршрутов, скажем, диапазон передач должен быть достаточным для преодоления любого рельефа. Особое внимание следует обратить на тормоза, тормозные тросики желательно заменить на новые, и вдобавок взять еще запасной. Вообще много запчастей везти с собой не надо - спортивные магазины есть в любом более-менее крупном городке, цены не выше, чем в России, поэтому, кроме запасной камеры, велоаптечки и двух пар тормозных колодок на брата ничего и не нужно, в случае чего приобрести запчасть не проблема. Конечно, уважающий себя велотурист едет в поход на своем велосипеде.
Если же Вы оказались в Альпах ну совершенно случайно, но очень захотелось съездить в горы, можно взять велосипед и в прокате. Обычно прокат организован при спортивных магазинах, качество прокатных байков может быть самое разное, стоимость тоже разная, от 10-20 евро в день и выше. Существуют и прокатные фирмы, например, в Швейцарии Rent-a-bike (http://www.rentabike.ch) Об экипировке. Ехать можно в чем угодно – никто Вам слова не скажет, но, конечно же, лучше в нормальной велоформе – во-первых, удобнее, во-вторых, не будете отличаться от местных велосипедистов, коих на альпийских дорогах великое множество. Нужно также учитывать особенности горного климата – даже летом на высоких перевалах вполне может пойти снег, ночью в горах могут быть и отрицательные температуры. Дождь в горах может пойти в любое время, даже если прогноз ничего такого не обещает, при этом внизу, в долине, может быть жарко и даже очень жарко. Поэтому экипируйтесь соответственно. Не забудьте солнцезащитные очки и крем от солнца.
Отдельно о шлемах.
Во Франции, Швейцарии, Италии, Австрии наличие шлема не является обязательным – но тем не менее в шлемах ездят более половины велосипедистов, в основном те, кто едет далеко и быстро. Обладатели сити-байков в этом отношении более безалаберны (и в самом деле, до ближайшей булочной можно доехать и без шлема).
Визы
К сожалению, Россия пока не входит в Объединенную Европу. И чтобы попасть в какую-либо из альпийских стран, нужна виза.
Существует несколько вариантов получения визы.
1. Виза по брони отеля. Бронируете отель, или несколько по пути следования, производите предоплату, и уже с этой платежкой и с остальными документами (список можно посмотреть на сайтах консульств) идете в консульство. Минус - Вы будете привязаны к отелю, и далеко не все возвращают предоплату, если по приезде Вы откажетесь от бронирования.
2. Покупаете самый дешевый тур в Европу, в этом случае, если лететь чартером, получается заметная экономия на авиабилетах, оформлением визы занимается турфирма. Минус - приходится отдавать дополнительные деньги за стоимость самого тура, а также жесткие сроки поездки.
3. Во всех рекламных листках можно найти кучу объявлений типа "визы шенген". Это довольно дорого (от 250-300 уе за визу), к тому же, насколько официально делает визы та или иная фирма, можно лишь догадываться.
4. Получить приглашение из любой страны Шенгена. Для этого нужно иметь в этой стране родственников или знакомых. Хотя можно попытаться связаться с каким-нибудь велоклубом и попросить их прислать приглашение. Получить его маловероятно, но все же такие случаи известны. Дело в том, что приглашающий принимает на себя определенные обязательства (в том числе и финансовые), в частности, он должен предъявить документ, что у него есть жилплощадь, достаточная для размещения всех приглашаемых. В этом случае в консульстве нужно заплатить только консульский сбор (25-35Е, в зависимости от типа визы), и по прибытии в ту страну, куда Вас пригласили, сесть на поезд и ехать в нужную Вам точку. Кстати, въезжать в шенгенскую зону весьма желательно через ту страну, в консульстве которой Вы получили визу – иначе могут возникнуть проблемы при следующем обращении за визой в то же консульство.
Примечание. На данный момент (начало 2007 года) Швейцария еще не вошла в Шенген, поэтому для въезда в эту страну нужна швейцарская виза. Туда-обратно. Итак – маршрут Вы выбрали (и не один раз уже мысленно проехали по нему), визы в паспортах, снаряжение и велосипеды собраны, отпуск оформлен – осталось приехать в Альпы. Проще всего и быстрее это сделать самолетом. Вена, Зальцбург, Мюнхен, Цюрих, Женева, Гренобль, Лион, Ницца, Турин, Милан - аэропорты этих городов находятся в непосредственной близости от альпийских вершин, в крайнем случае придется еще часа 2-3 добираться поездом. Поездку в Европу на поезде, на автобусе, на собственном автомобиле мы рассматривать не будем – это, конечно, дешевле, чем самолетом, но дольше и утомительнее, к тому же могут возникнуть дополнительные заморочки на восточноевропейских границах. В аэропорту проходите паспортный контроль (швейцарцы обычно просят показать обратный билет, а вот французов в будке на прилете может и вообще не быть), и после этого можете положить паспорт в самый дальний карман – скорее всего, он Вам не понадобится до самого отлета домой. Желательно сразу же купить подробные бумажные карты на весь маршрут, дело в том, что такие подробные карты обычно можно купить непосредственно в данном районе, вряд ли вы найдете 250-метровки Французских Альп в Италии, и наоборот. Бумажные карты весьма точны и, в отличие от GPS, не требуют аккумуляторов (иногда это важно). Мне очень нравятся мишленовские карты, подробные, удобные в пользовании и почти не врут. Двухкилометровки достаточно, хотя есть и километровки.
Вот, например, фрагмент Michelin 2km: http://mail.ihep.ru/~gushchin/routes/e1.gif Рекомендую также подробные карты от IGN, можно найти 500-метровки и даже 250-метровки, вот тут как раз кусочек 250-метровки: http://mail.ihep.ru/~gushchin/routes/bonette.jpg.
Есть еще неплохие полуторакилометровые карты издательства Kummerly-Frey (Швейцария). В той же самой книжной лавке или отделе, где продаются карты, можно найти и самые разнообразные путеводители по данному региону (Le Guide Verte и т.п.), тоже очень полезная штука, особенно, если Вы владеете французским (или немецким) хотя бы в пределах школьной программы. Если Вы будете самостоятельно готовить завтраки-ужины, нужно приобрести газовые баллоны и горелку (если Вы ее не взяли с собой). Разведение костров во всех альпийских странах запрещено (кроме специально отведенных для этого мест), поэтому газ – наиболее оптимальный выход из ситуации, тем более, что проблем с приобретением нет.
Газовое оборудование (Campingaz, Coleman) можно купить в супермаркетах типа Champion, Migros, Carrefour, цена баллончика, например, Campingaz CV470 около 4Е, в спортивных магазинах (Intersport, Go-sport) чуть подороже. Если ехать вдвоем, такого баллончика хватает дня на 3-4, если одному - то еще дольше. Горелки, в зависимости от модели, могут стоить 20-40Е. Кстати, если Вы оставили велосипед у входа в супермаркет или кафе, то маловероятно, что на нем кто-то захочет покататься в Ваше отсутствие, тем более, если к багажнику приторочены объемистые рюкзаки. Но все же иметь с собой надежный замок не помешает – особенно, если Вы отлучились надолго – например, отправились на пешую экскурсию по городу. И еще такой момент. Если Вы приехали в воскресенье, будьте готовы к тому, что большинство магазинов (и продуктовые тоже) будут закрыты. В Италии магазины могут не работать и в субботу. К началу маршрута (если он не начинается прямо в аэропорту) лучше всего добираться поездом. Быстро, удобно, билеты, как правило, есть всегда. Но в Швейцарии проезд раза в два дороже, чем во Франции или Италии (в Швейцарии вообще все дороже). Для ориентировки – билет 2-го класса Ницца-Женева (около 600км) стоит 68Е, то же Женева-Лозанна (60км) – 25 СhF. Велосипед можно положить на верхнюю полку в разобранном и зачехленном виде, только педали нужно переставить внутрь, а то не влезет. Есть также специальные вагоны для велосипедов (в расписании это обычно отражено), но – за отдельную плату. Ссылки на сайты европейских железнодорожных компаний приведены здесь – http://www.railfaneurope.net/
Дороги и дорожки Шины накачаны, рюкзаки упакованы, шлем на голове, фляжки заполнены, карты и фотоаппараты под рукой (а не в самом дальнем углу рюкзака) – можно ехать! Сориентировались по карте, в какую сторону Вам надо – и вперед! Самое важное – не вырулить случайно на магистраль - хотя нужно очень постараться, обычно въезды обозначены соответствующими знаками, а также перегорожены турникетами (в Италии и Франции магистрали платные). Во всей Европе эти знаки, как и у нас, зеленого цвета, и только французы оригинальничают – у них знаки и указатели на магистралях СИНЕГО цвета, а на обычных дорогах – зеленого. Поэтому будьте внимательны! Государственных границ (в нашем понимании) между странами Шенгена нет. Обычно на такой границе установлен щит с флагом Евросоюза (золотые звезды по кругу), название страны и напоминание о скоростном режиме в данной стране (в разных странах ограничения разные). Остались пограничные будки, но в них давно уже никого нет. На швейцарских границах пограничники еще стоят, изредка могут проверить автомобиль, на велосипедистов даже и не смотрят (но в поезде при въезде в Швейцарию документы проверить могут) Правила движения в Европе почти не отличаются от наших, самое заметное исключение – движение по кольцевым перекресткам, преимущество здесь у того, кто едет по кольцу. Велодорожки в больших городах (Гренобль, Женева) проложены во всех направлениях, если это просто полоса на дороге, то она выделена ярким цветом (красным, зеленым или желтым), везде специальные светофоры для велосипедистов.
Вообще-то отношение на дороге к велосипедистам весьма уважительное, здоровый образ жизни здесь в какой-то мере культ, нередко можно видеть, как на узком участке дороги за велосипедистом выстраивается десяток автомашин, водители терпеливо дожидаются, когда же можно будет обогнать, и никто даже не думает сигналить (я сам попадал в такие ситуации – и в качестве водителя тоже ;-)) ) Такое впечатление, что в выходные половина Франции выезжает на велопрогулку – небольшую такую, всего-то на сотню км с парой перевальчиков, на горных дорогах встретить за день несколько десятков собратьев по колесу – обычное дело. Причем основная масса едет на шоссейниках (с горными передачами, ясное дело) – т.к. дороги хорошие, да и едут обычно налегке. Обгоняющие и встречные велосипедисты обязательно приветствуют друг друга, это принято во всех альпийских странах - “бонжур”, “таг”, “бонджорно” – в зависимости от того, где Вы едете.
Поскольку публика едет отнюдь не на огород за картошкой, одеваются соответственно – яркие майки и прочая велоформа с логотипами всех известных команд, благо в спортивных магазинах можно приобрести все, что угодно. Возраст – от школьников до пенсионеров, причем возраст можно определить лишь вблизи, запросто может оказаться, что “тому парню”, который маячил впереди в течение всего подъема на перевал (и Вы никак не могли его достать) – уже далеко за пятьдесят. Байки встречаются реже – обычно тебя обгоняет машина с притороченными к багажнику байками, значит, любители безасфальтья поехали штурмовать грунтовки и горные тропы, или же даунхилльщики едут к ближайшему работающему подъемнику. На горных грунтовках и тропах нередко можно увидеть знаки в виде стилизованной фигурки велосипедиста – треугольник и два кружочка, так маркируются VTT-маршруты (VTT – это французский аналог аббревиатуры МТВ), по такой тропинке смело можно ехать, идти пешком скорее всего не придется. И уж совсем редко (три-пять человек из ста) можно встретить туристов-дальнобойщиков с рюкзаками на багажниках, иногда даже на переднем колесе. Хотя внешность обманчива – дальнобойщик может быть и на легком шоссейнике с небольшой сумкой на руле – просто у него ”белый” стиль похода, и кроме ветровки, запаски и кредитки ему ничего не надо.
Языки
Весьма популярный у нас в стране английский в материковой Европе в целом знают все же лучше, чем у нас, но особо не жалуют. В супермаркетах и отелях Ваш английский поймут – обязаны понимать, а вот в глухой горной деревушке – не факт. Поэтому все же лучше выучить хотя бы несколько фраз на языке той страны, по которой вы едете, остальное дополнят жесты. Тем же французам, конечно же, приятнее, когда с ними говоришь по-французски, пусть даже плохо. Народ там весьма доброжелательный и очень разговорчивый - сплошные улыбки и "бонжуры", и если Вы спросите дорогу, то Вам будут долго и подробно объяснять и пожелают напоследок счастливого пути. Трудности, скорее всего, могут возникнуть не в том, чтобы слепить фразу так, чтоб тебя поняли, а наоборот, понять, что тебе отвечают - с ихней скороговоркой и liasion это очень непросто.
C братьями по разуму, велотуристами, смело можно общаться по-английски, тем более, что среди них можно встретить и неместных – голландцы, немцы, англичане и прочие любят путешествовать в Альпах. Если же на горной дороге Вы увидели кавалькаду мотоциклистов, то не ошибетесь, если скажете им ”гутен таг” - в девяти случаях из десяти это будут немцы.
Ночевки и питание.
Отели и отельчики есть практически в каждой деревушке, и редко бывает так, что свободных номеров нет. Стоимость номера в отеле – от 30Е и выше, при вселении даже не всегда спрашивают документы, просто заполняете бланк, платите, и можно ночевать. Но иногда могут не только попросить паспорт, но и проверить наличие визы в нем. Отели есть даже на высоких асфальтовых перевалах, например, на Grimselpass (2165), Col du Grand Saint-Bernard (2473), Passo dello Stelvio (2756) – но мест там может и не быть.
Очень удобная сеть недорогих отелей фирмы Accor - Formule1 (http://www.hotelformule1.com) или Etap (http://www.etaphotel.com) , цена двухместного номера соответственно 30-35Е и 45-50Е, эти отели можно забронировать по интернету (прямо на сайте, за пять минут, нужна только кредитная карточка), при вселении достаточно предъявить распечатку, или даже просто назвать номер заказа, снять заказ можно даже в день заселения, просто позвонив в отель (и ничего при этом не теряя).
Если ночевать в отелях для Вас дороговато, берите с собой палатку. Я не слышал о каких-либо ограничениях на установку палаток во Франции и Швейцарии, хотя, думаю, если поставить палатку в населенке у самой дороги, вас не поймут. Однозначно нельзя ставить палатку на частных землях, а также в национальных парках (соответствующие запрещающие знаки обычно висят у дороги). В долинах, там, где плотность населенных пунктов высока, принято останавливаться в кемпингах, поставить палатку и воспользоваться их немудреными услугами стоит 10-15 евриков с палатки. Обычно кемпинги располагаются в живописном лесу, на берегу речки. Душ, электричество, удобства, иногда кафе – конечно, это не пятизвездный отель, но некоторые живут в кемпингах по нескольку дней, иногда неделями - потому как дешево. Довольно часто кемпинг представляет собой несколько десятков домиков на колесах (типа прицеп-дача), ночь в таком домике стоит несколько подороже, чем в своей палатке, но ненамного. Очень удобно то, что можно уехать из кемпинга на целый день на экскурсию или в радиалку, оставив палатку с лишним барахлом – никто его не тронет.
В горах, на высотах от 1500 до 2000 м, место для палатки можно найти практически всегда, кемпингов на таких высотах уже нет, деревень очень мало. Но если вдоль обочины тянется электроизгородь (чтобы коровы не выходили на дорогу) – то это частные владения, и лучше проехать подальше, до ближайшего леса. Можно, конечно, попросить хозяина фермы или пастбища (если он окажется рядом) приткнуть палатку на его земле – результат может быть разный, в зависимости от Ваших дипломатических способностей.
Выше 2000-2200м я бы не советовал вставать на ночевку. Прохладно ночью, да и леса на такой высоте, как правило, уже не растут.
Пообедать в придорожном ресторанчике можно за десятку или чуть дороже, в зависимости от аппетита, при трехразовом питании умножайте эту цену на три, плюс питание во время движения. Нагрузки на подъемах весьма большие, поэтому шоколад и сухофрукты на перекусы будут весьма кстати. Если готовить самому и покупать продукты в магазине, конечно, надо брать что-нибудь быстрого приготовления. В этом варианте вполне можно уложиться в 10Е в день, включая бутылочку вина на вечер. Продукты везде можно купить любые, разве что в самых мелких деревнях выбор поменьше. Цены – чуть подороже, чем у нас в магазинах, хлеб существенно дороже, фрукты-йогурты – дешевле. Французское вино в разы дешевле, чем в Москве. Иногда на горных фермах можно купить свежайший сыр, изготовленный из молока тех самых коров, которые пасутся рядом с этой фермой, мы даже как-то покупали парное молоко прямо на пастбище, во время дойки.
Следует заметить, что найти работающий магазин после 7-8 часов вечера непросто.
С чистой водой в горах проблем никаких, ручьев множество (хотя нелишне будет убедиться, откуда этот ручей течет). Если же Вы видите у дороги оборудованный источник (как правило, это выдолбленная деревянная колода, куда течет вода из краника), из него смело можно пить воду, рядом с таким источником обычно стоят столики и скамеечки, иногда рядом кострище и даже хворост для костра – очень удобные полянки, где можно пообедать или поужинать.
Прочие мелочи.
Где умыться и почистить зубы. В горах – в любом ручье, внизу – на заправках в туалете всегда есть умывальник.
Мусор. Сложить в пакет и увезти с собой. Контейнеры стоят у дороги в любом населенном пункте.
Позвонить. Перед поездкой открыть роуминг у своего оператора или (что дешевле в пересчете на минуту разговора) купить карточку Swisscom или France Telecom - телефонные будки стоят почти в каждой деревне.
Валюта. Евро, разумеется. В Швейцарии евро можно обменять на франки в любом банке или обменном пункте (change). В супермаркетах можно увидеть обменные автоматы, но они берут определенную сумму за каждую операцию, поэтому лучше все же в банке. Кредитные карточки принимаются практически везде (кроме рынков, мелких сувенирных лавочек и т.п.).
Что еще почитать-посмотреть
http://www.aukadia.net/alps/index.htm
http://www.trail.ch/mtb-tour.htm http://mosspower.w-city.net.ua/HTML/journey.htm
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=79
http://www.ksu.ru/persons/filatov/fr2003/fr1_2003.htm
http://www.obir.net/avlad/velo05/alps/
http://amarx.narod.ru/other/nerush01.htm
http://ru.bergfex.com/sommer/austria/bike/
http://ru.bergfex.com/sommer/schweiz/bike/
http://www.peveradasnc.it/mtb/percorsi/index.html
http://www.alpen-biken.de/
http://www.trentobike.org/byauthor/JobstBrandt.html
http://www.trentobike.org/byauthor/JerryNilson.html
http://www.trentobike.org/bycountry_one/Switzerland.html
http://www.trentobike.org/bycountry_one/France.html
http://www.trentobike.org/bycountry_one/Italy.html
http://www.swissinfo.org/fre/inforoute/index.html#pass
http://www.cycling-in-switzerland.ch/02_cyling_routes/change/frameset_radwadern_change.html
http://www.discoverfrance.com/regions/rhonealpes_biking_tour.html
http://fr.wikipedia.org/wiki/Am%C3%A9nagement_cyclable
Специально для ВелоПитера – Владимир Гущин (gushchinгавcern.ch)