Айс-байкеры на Ледяной дороге Золотой лихорадки

Переводчик: Виктор Сараев (aka vvsar на сайте клуба «Велопитер»)

Часть вторая. Первую читайте тут.

Айс-байкеры завершили экспедицию вниз по замёрзшему Юкону

Брайан Хэндуэрк (Brian Handwerk) для National Geographic News

9 мая 2003 года Экспедиция «Байки на льду, приблизительно 1400-мильный (2250-километровый) велосипедный поход вдоль замёрзшей реки Юкон и побережья Берингова моря, успешно завершилась.

Финиш получился как раз вовремя, перед наступающим весенним таянием. «Когда мы двигались к Ному, мы могли видеть, как морской лёд отламывается слева от нас. Местные видели, что так происходит часто», говорит 38-летний Кевин Вэллели, архитектор и атлет-путешественник из Северного Ванкувера, Канада. «Неделей позже, я уверен, мы бы уже не смогли пройти». Вэллели пригласили присоединиться к путешествию 37-летний Энди Стернс из Фернбенкса, Аляска, и 32-летний Фрэнк Вольф из Северного Ванкувера, Британская Колумбия. Трое прожжённых велосипедистов с большим опытом арктических путешествий предприняли приключение с целью повторить два исторических велосипедных подвига времён Золотой лихорадки. Трио завершило свою 49-дневную поездку в конце прошлого месяца. (см. выше дату публикации – прим. перев.). О ее начале читайте здесь.

Арктика меняется

Двигаясь по следу своих предшественников из эры Золотой лихорадки, велосипедисты имели отличную возможность отразить те изменения, которые прошедший век принёс этому северному региону. «Что нас поразило больше всего – это то, что он становится более безлюдным», объясняет Вэллели. «Мы везли с собой оба дневника [велосипедистов, прошедших этот путь в начале 20 века] и полностью их прочитали. Они знали столько людей, путешествовавших до них, тысячи людей. На пути регулярно встречались закусочные, тёплые постели и еда. Сейчас некоторые поселения, которые они посетили, исчезли, а другие стали крошечными по сравнению с тем, что они представляли собой тогда. В мире, где население растёт, эта земля теряет население».

Экспедиционная команда сталкивалась с далёкими северными поселениями, которые поддерживали проверенные временем традиции, одновременно принимая современные удобства. В далёкое поселение Шактулик (Shaktoolik), расположенное на маленькой косе на побережье Аляски, отделяющей залив Нортон-Саунд от Берингова моря, велосипедисты прибыли всего через несколько часов после важного ежегодного празднования. «Мы чуть не успели к моменту, когда они приносят первую в году добытую белуху», говорит Вэллели. «Они там охотятся на них. Это настолько уникально, что задевает вас за живое, как «Вау! Это происходит с нами!»

Правительство оказывает финансовую поддержку множеству таких крошечных аляскинских поселений, чтобы они имели доступ к технологиям спутникового интернета, и выделяет миллионы на то, чтобы они оставались подключенными», говорит Вэллели. «Вы можете прийти в такое поселение, включающее от силы 50 человек, и тут же воспользоваться iMac [компьютером Apple]. Я разговариваю со всем остальным миром и, глядя в окно, вижу, как они разделывают белуху.

Гонка в соперничестве с весной

Быстро меняющаяся погода постоянно оказывала влияние на велосипедистов. Большую часть своей поездки трио боролось с низкой температурой, которая редко достигала 0°F (минус 17°C) и опускалась по ночам до 40°F (минус 40°C). К концу поездки, однако, команда испытывала совершенно противоположную проблему. Температура достигала 45-50°F (7-10°C), угрожая речному и прибрежному морскому льду. «Иногда было настолько тепло, что, честно говоря, можно было ехать в футболке, и солнце при этом отражалось от снега», говорит Вэллели. Дождь также доставлял проблемы. Временами путь по речному и морскому льду покрывался слякотью глубиной по колено, что вынуждало команду слезать с велосипедов и толкать их. Скорость падала с 30-50 миль (50-80 километров) в день до 15 миль (24 километра) в день. Повышающаяся температура создавала не только тяжёлую скучную работу, но и опасность. Речной лёд начинал ломаться, образуя участки открытой воды и поверхностные потоки, которые делали продвижение трудным и опасным. Несмотря на эти трудности, по оценке команды, они провели в седле три четверти пути, тогда как на хождение и толкание гружёных снаряжением велосипедов ушло 25 процентов времени.

Приход весны также принёс опасность со стороны доминантного обитателя региона – гризли. «Мы начали находить большие свежие следы гризли, покачивая головой и приговаривая: «Кажется, это весна», говорит Вэллели. Размышляя о своём путешествии, совершённом в наши дни, и путешествии своих предшественников из эры Золотой лихорадки, Вэллели отмечает их фундаментальную разницу. «Их жизнь была приключением. Они делали всё такое из необходимости», говорит он. «Им не нужно было искать приключение».

Переводчик: Виктор Сараев (aka vvsar на сайте клуба «Велопитер»)