Hello World!

  • Налог на велосипеды? Разбираемся что к чему.


    admin

     

    Печальная новость

    2020 год для российских велосипедистов начался с печальной новости: интернет заполнили сообщения о вводе с января так называемого «налога на велосипеды». Сообщения распространили социальные сети и малоизвестные СМИ, при этом федеральные источники эту информацию не заметили. Специально или случайно?

    Клуб ВелоПитер решил разобраться в ситуации и поделиться со своими читателями результатами расследования.

    Налог на велосипеды? Разбираемся что к чему., изображение №1
     
     

    Откуда растут ноги

    Всё началось весной 2018 года, когда США ввели заградительные пошлины на ввозимый в страну алюминий. По оценкам министерства промышленности России, убытки российских предприятий от этих мер составили $1 млрд (РБК). Следующим ударом стало включение в санкционный список отечественного производителя алюминия — компании «Русал» (РБК).

    Это вызвало естественную реакцию со стороны российских политиков и промышленников — подготовить шаги, способные компенсировать потери алюминиевой отрасли. В июне 2018 году на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака обсуждались варианты поддержки алюминиевой промышленности. Среди мер стимулирования спроса значилось и «введение утилизационного сбора на велосипеды и велосипедные рамы» (Известия). Именно это некоторые СМИ окрестили попыткой ввести налог на велосипеды, причём иногда даже с указанием даты — с 1 января 2020 года.

    Утилизационный сбор

    Суть идеи состоит во введении разового платежа в пользу государства. Он взимается «в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств», как это сказано в законе «Об отходах производства и потребления» (Консультант, 89-ФЗ), который сейчас распространяется на автомобили — импортные и отечественные. В первом случае платёж осуществляет владелец транспортного средства, а во втором — производитель, получающий впоследствии компенсацию от государства. Это происходит для обхода требований ВТО, запрещающих протекционистские меры. Таким образом, отечественное транспортное средство получает ценовое конкурентное преимущество.

    Известия опросили ряд экспертов на тему утилизационного сбора на велосипеды. Павел Шмидов (Национальная ассоциация развития веломотоиндустрии) оценил вероятный размер в 10% от конечной стоимости велосипеда. В случае компенсации сбора отечественному производителю цены на российскую продукцию (на долю которой приходится 30% с учётом комплектующих) цены не повысятся. Таким образом, ввод сбора простимулирует российское производство. Георгий Остапкович (Центр конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ) также считает, что появление нового производства, связанного с алюминиевыми конструкциями, даст положительный эффект для отрасли. Однако покупатели с высоким доходом по-прежнему будут выбирать импортные товары, а вот покупатели с низким доходом сделают выбор в пользу более дешевого товара. С ним согласен Игорь Николаев (Институт стратегического анализа ФБК).

    Вы, наверняка, спросите, почему на велосипедную индустрию вообще обратили внимание, ведь её вклад в алюминиевую отрасль трудно назвать значимым? Помимо этого есть и другие открытые вопросы, например, судьба велосипедных рам, сделанных не из алюминия — падут ли они жертвой алюминиевой войны, или будут выведены из-под удара? Впрочем, это уже нюансы.

    Что дальше?

    Чем же закончилась эпопея с предложением по введению утилизационного сбора? Оказывается, ничем.

    Во-первых, на совещании по вопросам поддержки алюминиевой отрасли идею введения утильсбора вице-премьер не поддержал, поручив её дополнительно проработать (РБК).

    Во-вторых, сам вице-премьер оценил идею скорее как мёртвую, чем как живую: «Если вдруг окажется, что высококачественные, удовлетворяющие самым высоким запросам российских потребителей, отечественные велосипеды есть в достаточном количестве, вполне возможно рассмотреть и это предложение. Но скорее всего это не так». Также Козак отметил, что рвение, с которым это предложение подхватили СМИ, вызывает у него только иронию (РБК). Что объясняет муссирование данной темы исключительно в жёлтой прессе и соцсетях, где предпочтение отдаётся жареным фактам, а не проверенной информации.

    В-третьих, в декабре 2018 года МинФин США согласился снять санкции с «Русала» после выполнения условий по реструктуризации компании (Forbes), а значит самоликвидировался повод для дополнительного стимулирования внутреннего спроса на алюминий в России.

    И главное: в базах законодательных актов Консультант и Гарант никаких норм про ввод налога или утилизационного сбора на велосипеды в России за последнее время не появилось. Пожалуй, это всё, что нам нужно знать про налог на велосипеды на текущий момент.

    Маркировка велосипедов

    В заключение — пара слов про ООО «Центр развития перспективных технологий». По сообщениям ресурсов, распространявших новость о новом налоге, этой организации выпала честь по маркировке велосипедов с целью изъятия пресловутого налога. Информация подавалась так, будто платить за приобретённые велосипеды покупатели станут практически напрямую в карман миллиардера, которому данная компания принадлежит.

    Действительно, за ходом эксперимента по маркировке будет следить дочерняя структура Центра развития перспективных технологий — «Оператор ЦРПТ». Среди владельцев ЦРПТ присутствуют структуры двух российских миллиардеров и госкорпорация «Ростех», а среди уполномоченных органов со стороны государства — Минпромторг, Минкомсвязи, ФСБ, ФНС и ФТС (РБК).

    А вот связи ЦРПТ с утилизационным сбором или налогом на велосипеды нам обнаружить не удалось; зато компания является ключевым участником крупного эксперимента по маркировки товаров в России, выступая оператором цифровой маркировки и прослеживания товаров.

     
     
    YouTube2:10
    ЦРПТ в системе цифровой маркировки продукции

    Эксперимент запущен несколько лет назад с целью борьбы с фальсификациями товаров, уклонением от налогов, контроля качества продуктов и пр. и затрагивает категории табачной продукции, обуви, лекарств, меховых изделий, фотокамер и других (ОФД, ЦРПТ, Консультант).

     
     
    YouTube1:20
    Как работает система цифровой маркировки

    К 2024 году в единой системе будут агрегированы сведения по основным продаваемым и импортируемым товарам: где и когда произведён, кем доставлен, где и когда продан, срок годности. В итоге покупатель сможет самостоятельно проверить легальность продукции и с помощью приложения смартфона сообщить о нарушениях. При этом, в отличие от других стран, где коды выпускают производители, в РФ это будет осуществляться одной компанией — ЦРПТ, которая сотрудничает с государством (ФНС — контролер, МинПромТорг — координатор).

    Хронология подключения категорий к цифровой маркировке
     
    Хронология подключения категорий к цифровой маркировке

    С осени 2019 в список категорий эксперимента включены и велосипеды. Среди велосипедной продукции в программу маркировки попали следующие:

    8711 — Велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них
    8712 00 — Велосипеды двухколесные и прочие велосипеды (включая трехколесные велосипеды для доставки грузов) без двигателя
    8714 91 100 — Рамы велосипедов
    9503 00 100 9 — Трехколесные велосипеды

    На данный момент участие в исследовании носит добровольный характер, подключение происходит на основе поданных заявок (ЦРПТ). В рабочую группу входят около 15 компаний — производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли. Целью эксперимента по маркировке велосипедной продукции заявляется апробация механизмов функционирования системы прослеживания оборота велосипедов и велосипедных рам в России. Методические рекомендации для участников эксперимента можно найти на сайте МинПромТорга.

    С июня 2020 года маркировку в рамках категории планируется сделать обязательной. Это грозит участникам рынка необходимостью внедрения специального оборудования для нанесения и считывания кодов, что способно вызвать рост стоимости конечного товара — как импортного, так и отечественного производства. Однако масштаб влияния маркировки на цену на данный момент определить затруднительно, в связи с влиянием набора факторов: категория товара, место происхождения, наличие договоренностей между заказчиком в РФ и производителем за рубежом и другие.

    Резюме

    1. Законодательная норма о вводе утилизационного сбора или налога на велосипеды в России отсутствует. Как на стадии закона, так и на стадии проекта. Во всяком случае, пока.
    2. Велосипеды и велосипедные рамы включены в список категорий, участвующих в эксперимента по цифровой маркировки производимых и ввозимых в Россию товаров. Цель маркировки — борьба с некачественной продукцией, подделками и уклонением от уплаты налогов. В будущем планируется сделать маркировку велосипедов и рам обязательной, что может повлиять на конечную цену товара, независимо от страны производства.

    Статья подготовлена Клубом ВелоПитер
    Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb0f2b0e962a300b4252913/nalog-na-velosipedy-razbiraemsia-chto-k-chemu-5e20e2a8ba281e00b2b89377

    1